Поиск по дате:

22 Ноября
ноября 2024
ПВСЧПСВ
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Статьи

Эпидемия коронавируса привела к тому, что в Европе целые страны прекращают авиасообщение, а в областях вводят комендантский час. Это кажется диким для нынешних времен, однако было совершенно нормальным для нашей цивилизации две-три сотни лет назад. Человечество пережило несколько глобальных эпидемий чумы, черную оспу, проказу, холеру.  Только во время чумной эпидемии 350 лет назад в Лондоне умерли СТО ТЫСЯЧ человек. Последняя крупная вспышка чумы в Европе произошла в Москве уже при императрице Екатерине Второй - тогда, примерно 250 лет назад на пике эпидемии в российской столице умирала примерно тысяча человек в день. Начался бунт черни и на его подавление кинули армию - погромщиков расстреливали из пушек.

Однако и уже в более благополучном 20 веке из мрачного Средневековья периодически выскакивали как из ниоткуда, мрачные напоминания сумрачных времен. Так, в 1910-1911 году в Маньчжурии на российской границе началась эпидемия чумы. Пошла она от китайцев, которые добывали ценившихся благодаря своей шкурке сурков и поедали их. Сурки были переносчиками чумы и только благодаря суровым мерам российского правительства и китайских медиков вспышку удалось погасить. Одних врачей и санитаров во время этой эпидемии умерло около тысячи, а во время подавления чумных бунтов, полностью вымер китайский батальон из пятисот человек, брошенный на подавление беспорядков. Как пишут, прибывшие в расположение отряда медики нашли 495 трупов и 5 больных, находившихся в безнадежном состоянии.

Испанский грипп в Киеве и Одессе

Самой страшной эпидемией 20 века стала испанка – так назвали эпидемию гриппа. Она вспыхнула в 1918 году: когда все население Европы было ослаблено от недоедания и других лишений Первой мировой войны. Многие уже переболели тифом, некоторые не раз. Летальность испанки составляла 10-20 процентов. По распространенной версии, эпидемия пришла из Китая, попала в Европу и оттуда обошла весь мир. Ее быстрому распространению способствовала скученность людей - военные части заражались тогда полностью за 1-2 дня. С «испанкой» пытались бороться молитвами, потом кое-где запрещали рукопожатия, где-то покупателей не пускали в магазин и оставляли заказ для них под дверью - прямо как сейчас. Учет количества жертв гриппа было тяжело вести, потому что вымирали целые деревни - с главой сельсовета, полицейским и главбухом поселкового совета. Если сейчас в Италии от коронавируса за сутки уходит на тот свет 450-550 человек, то сто лет назад от гриппа 500 человек умирали в одном городе размерами с Барселону или Берлин. Хоронили их в общих могилах - если в городе был жив хоть один могильщик. Эпидемия бушевала и на территории нынешней Украины.

К слову, вот данные из 1918 года «испанке» в нашей стране в то время. Их приводит исследователь Алексей Смолин:

«В Киевском повете с 15 по 31 сентября заболело испанкой 1262 человека, умерло – 201».

4 октября, «В Екатеринославском (Днепропетровском, ред.) повете испанка приобретает чрезвычайные размеры. Много умирает. Высылаются санитарно–эпидемические отделы».

16 октября, Чернигов: «Сейчас на Черниговщине лютует испанка. Умирают, в основном, люди среднего возраста от 30 до 40 лет. Селяне называют испанку холерой. Смертность от испанки достигает 20 процентов».

18 октября, Винница: «Сообщают об увеличении испанки. В некоторых селах болеет все население. Много умирает. Врачебной помощи нет».

19 октября, Киев: «Умер от испанки атаман Седьмого корпуса полковник Вовкобой, прибывший на совещание атаманов корпусов».

При этом власти УНР не вводили карантин даже в Киеве.

Вот что вспоминают очевидцы, пишет Алексей Смолин:

«Итогом съезда врачей является вывод, что «испанка» является болезнью инфекционной. О том же говорится в докладе доктора И.Г. Загорского, который требует изоляции больных и дезинфекции помещений».

Однако жизнь в Киеве нисколько не меняется. На Печерском ипподроме проводятся бега, ежедневно дают представления Государственный народный театр в Троицком доме, Второй городской театр, Большой театр «Миниатюр». Работают кинозалы, в Украинском клубе дается большой концерт. Там же систематически репетирует рабочий хор. В городе чуть ли не каждый день проходят собрания общественных и политических организаций.

В Одессе самой знаменитой жертвой гриппа стала Вера Холодная - легенда немого кино. Умирала она в съемной квартире в доме Папудова у Соборной площади.

Причем сейчас от коронавируса гибнут в большинстве своем люди за 60, тогда же инфекция забирала на тот свет, и молодых, и здоровых. Количество жертв нельзя подсчитать точно - это от сорока до ста миллионов человек. Но по тем временам это были целые проценты от населения Земли.

Если продолжать тему гриппа, то эпидемии его опасных штаммов бушевали и после «испанки». Так гонконгский штамм унес 34 тысяч жизней, а так называемый азиатский грипп - около 70 тысяч.

Тиф и проказа на окраине империи

В те годы был распространен брюшной тиф. В охваченной войной бывшей Российской империи от него умирали десятки тысяч человек, а некоторые источники пишут о миллионах умерших. В Средней Азии начались вспышки холеры и прочих полузабытых «радостей» - с ними боролась позже уже советская власть. Энергичные и жестокие меры большевиков помогли побороть болезни. Но вспышки тифа продолжались и после Великой Отечественной войны. Вот что об этом сообщает в своих воспоминаниях заслуженный советский хирург Юрий Шапиро, который в послевоенные годы учился в медицинском вузе в Сталинабаде - так тогда называли столицу Таджикистана Душанбе:

«В районе в это время свирепствовала эпидемия брюшного тифа. В больнице находилось около 400 больных. Нужно сказать, что противоэпидемическая работа в республике была поставлена хорошо, но, когда разгорался пожар, бывали досадные сбои, связанные с недостаточной компетентностью исполнителей. На самом пике эпидемии кому-то пришла в голову идея провести вакцинирование населения, что безусловно имело бы смысл при ожидании эпидемии и не имело ни малейшего смысла при её возникновении.

Утром, нагруженные бутылками с бактериофагом, мы отправлялись по колхозам и начинали обход бригад. Таджички, а на полях, в основном, работали женщины, мужчины в это время сидели в чайханах, увидев нас разбегались в разные стороны. Потом выяснилось, что перед нами проходил мулла и говорил, что придут неверные и будут поить правоверных ослиной мочой (бактериофаг, действительно, цветом напоминал жидкость, продуцируемую этими добродушными и безобидными животными в пугающих количествах) от которой все они непременно умрут. Мы ловили несчастных, насильно вливали им в рот бактериофаг, сами пили его, для того, что продемонстрировать его безвредность, но это помогало мало».

Помимо брюшного тифа в тех краях можно было подхватить и малярию - ей переболел автор воспоминаний. Были и черная оспа. Опять же из воспоминаний Юрия Шапиро:

«Оказывается, эпидемия тифа началась из-за того, что аборигены сажали заболевших больных на ишаков и везли их в Оби-Гарм, где имелись горячие источники. В одежде больных окунали в горячий источник и увозили домой. Подземные воды разносили инфекцию на большие расстояния, кстати благодаря этому я через год заразился и заболел брюшным тифом. В это же время в Таджикистане были зарегистрированы случаи черной оспы, распространяемой традиционным для Азии способом - с помощью ковров, на которых лежали оспенные больные. Ковры перебрасывались через границу с Афганистаном и Пакистаном, продавались на базарах и число заболевших исчислялось десятками».

О победе над черной оспой в мире отчитались только в конце семидесятых - начале восьмидесятых. Сделать это смогли только с помощью всеобщего вакцинирования.

В Таджикистане была даже проказа: «Однажды Закира Пачаевича вызвали в приемное отделение, с Памира привезли больного с незаживающими язвам и на теле. Закир разговаривая с больным незаметно приложил к его коже зажженную сигарету. Больной не реагировал, хотя на коже появился след ожога. Закир схватил меня за шиворот и потащил из приемного отделения. Мы прибежали в отделение, приняли душ и поменяли белье и операционные костюмы. «Проказа», - ответил он на мой вопрос. Больного отправили в лепрозорий».

О проказе уже в СССР уже в более поздние времена вспоминает и известный одессит Александр Бирштейн. Как он пишет, в начале восьмидесятых, находясь в глубинке Казахстана, они с друзьями сбились с дороги и, увидев юрту, подъехали к ней.

«Я стоял. а мои пошли в юрту, тут же вылетели оттуда, меня под мышку, в машину и ходу. Потом рассказали, что видели лица и руки ужасные. Но главный аргумент - потребовали последнюю бутылку водки извести на умывание. Такого я никогда не видел», – пишет Александр Бирштейн.

За океаном кстати, бушевали другие болезни. В США помимо испанки настоящей напастью стал полиомиелит. От него в 1916 году в одном Нью-Йорке умерли несколько тысяч детей. Полиомиелит поражал не только бедных - им переболел и будущий президент США Франклин Делано Рузвельт. Несмотря на это болезнь считалась иммигрантской, и местное население предлагало даже отправлять детей прибывших иммигрантов в фильтрационные детские лагеря на обсервацию. Справиться с этой страшной болезнью смогли только после изобретения вакцины в США и СССР и полной вакцинации населения. В Советском Союзе полиомиелит полностью победили уже при Хрущеве, в шестидесятых.

Холера в Одессе и черная оспа в Москве

Еще одним «всадником апокалипсиса» для землян стала холера. Ее сильные вспышки начались в 19 веке и уносили десятки и сотни тысяч жизней даже в цивилизованных странах вроде Британии и США. Опять же холера по полной проявила себя в объятой Гражданской войной России. После вспышки пандемии, которая закончилась в 20-х, последняя вспышка прошла в шестидесятых и семидесятых годах, задев и Одессу. В УССР тогда от холеры умерли около двух десятков человек.

Впрочем, самой необычной для автора статьи вспышкой болезни в СССР после войны можно считать появление черной оспы в самой Москве. И привезли ее ни из Таджикистана или другой советской республики. В конце 1959 года в советскую столицу из Индии вернулся известный художник, лауреат нескольких Сталинских премий. Художник поехал в Индию набираться впечатлений, побывал на похоронах местного брамина и вместе с впечатлениями привез на Родину черную оспу. Творец успел побывать, и у жены, и у любовницы, потом ему стало плохо, и он попал в инфекционную больницу. К тому времени черная оспа уже была в европейской части СССР забытым заболеванием, и чем был болен художник поняли чисто случайно - во время вскрытия умершего. Больницу изолировали и взяли под охрану, и эти меры оказались оправданными: уже успели заразиться несколько человек в самой больнице. Ну и само собой, жена и любовница. По советской традиции в газетах ничего не сообщали, однако город был взят под усиленный контроль, авиационное и железнодорожное движение без объяснения причин временно отменили, была проведена массовая вакцинация от оспы. А КГБ отслеживал все контакты художника, его жены и любовницы и помещал насильно под карантин всех подозреваемых. Под присмотр попал и таксист, который вез художника из аэропорта, и его знакомая-преподаватель, и все студенты, которым она успела прочитать лекции до задержания.

Благодаря этому в многомиллионном городе заболело менее полусотни человек, умерли всего три, считая самого художника.

Эпидемия длинной в 100 лет

Если вспоминать туберкулез, то по миру за 20 век от него умерли около ста миллионов человек и с этой болезнью научились более ли менее бороться только после изобретения антибиотиков. Правда побочные эффекты поначалу от лекарств были ужасающими - пациенты выздоравливали, но глохли на всю жизнь. Ныне туберкулез понемногу мутирует. Основной вид палочки Коха еще можно убить стандартным курсом лечения, однако есть мультирезистентные штаммы - как их называют сами пациенты и врачи - «мультик». Они не боятся стандартных антибиотиков, и в этом случае больному назначают весьма дорогостоящий и неприятный для организма индивидуальный курс лечения.

В этой статье наверняка не указаны все региональные вспышки болезней в 20 веке – ради этого придется написать статью таких же размеров. Сказать точно можно одно: коронавирус, несмотря на свою опасность, далеко не самая серьезная угроза в истории человечества.   

Автор: Максим Войтенко