Старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона Андерс Аслунд о ситуации в экономике Украины
— Оправдан ли прогноз роста ВВП на уровне 4,5%, заложенные в проекте госбюджета на 2013 год?
— Нет, полагаю, что рост ВВП должен составить от 2% до 3% в зависимости от восстановления мировых рынков и конъюнктуры цен на сталь. Это нормальный показатель — выше, чем в странах ЕС, но ниже, чем в России.
— Конъюнктура цен на сталь в 2013 году, по вашим оценкам, останется неблагоприятной для Украины?
— Негативное влияние низкого спроса будет ощущаться еще достаточно долго.
— Может ли режим свободной торговли в рамках СНГ ускорить рост украинской экономики?
— Эффект от этого шага однозначно будет позитивным, однако он не идет ни в какое сравнение от эффекта от аналогичного соглашения с ЕС. Кроме того, надо больше внимания уделять не только внешней, но и внутренней торговле. Я имею в виду деловой климат в стране. Он постоянно ухудшается и это очень большая проблема.
— В последнее время в Украине наблюдаются курсовые скачки. Однако удержание курса приводит к дефициту гривны и остановке кредитования. Как стоит поступать в такой ситуации?
— Я всегда рекомендовал перейти к свободному курсообразованию. Однако следует помнить, что в Украине курс национальной валюты слишком зависит от мировых цен на сталь. Соответственно, когда эти цены падают, как это происходит сейчас, ощущается давление в сторону ослабления гривны.
— Насколько нынешний курс гривны реалистичен?
— Курс в принципе адекватный. Но это не имеет никакого значения — свободное курсообразование необходимо, чтобы избежать спекуляций на валютном рынке.
— То есть, в случае либерализации курсообразования ждать серьезной девальвации не стоит?
— Ситуация может поменяться в любой момент, поскольку цены на сталь очень нестабильны. А как я уже сказал, курс гривны сильной привязан к этим ценам.
— Насколько серьезна угроза снижения золотовалютных резервов НБУ?
— Откинуть эту проблему нельзя — резервы действительно снижаются. Однако пока они остаются на достаточно высоком уроне, обеспечивая оплату импорта в течение более 4 месяцев. Для сравнения, золотовалютные запасы Белоруссии накануне масштабной девальвации покрывали лишь 1,5 месяца импорта.
Интервью взято Юрием Панченко в ходе IX ежегодной встречи Yalta European Strategy, организованной бизнесменом Виктором Пинчуком
Источник: kommersant.ua