В июне этого года ожидается юбилей присоединения Бессарабии к СССР. Ныне это часть Одесской области - от Белгорода-Днестровского до Измаила. Однако так было не всегда.
В начале 19 века Россия сделала Бессарабию своими землями. Край этот был многонациональным уже тогда. Там бывал и Пушкин - как он писал в поэме «Цыганы» - «Цыганы шумною толпой по Бессарабии кочуют. Они сегодня над рекой в шатрах изодранных ночуют».
Однако после развала Российской империи эти земли аннексировала соседняя Румыния и многонациональный край стали романизировать. Помимо того, румынами проводилась и неудачная аграрная политика в регионе - крестьяне не могли выкупить землю по установленным ценам и бедствовали. Рабочие тоже не жировали - на фабриках платили мало.
Об отношении местного населения к Бухаресту можно узнать, просто посмотрев историю беспорядков в тех краях. За 1924 год румыны насчитали в Бессарабии почти три десятка случаев столкновений местных жителей с жандармами - нападения на посты и патрули, вооруженное сопротивление при аресте, в ряде случае задержанных отбивали. Более двух десятков жандармов было убито. А уже осенью того же 1924 года началось восстание в Татарбунарах - его организовали коммунисты и поддержало население соседних сел. Причем бунт спровоцировали сами румыны, хотя складывается ощущение, что тут было достаточно одной искры, чтобы вспыхнул пожар. Жандармы за неповиновение сборщику налогов застрелили крестьянина с украинской фамилией. В ответ его односельчане сожгли здание сельсовета, застрелили старосту, пару жандармов и освободили нескольких арестованных. Начался митинг, местные коммунисты решили поддержать восстание. А общая поддержка от местного населения была почти безоговорочной - румын в тех краях особо не любили.
Однако народное восстание было подавлено армейскими частями с использованием артиллерии. Советская Россия побоялась встревать в конфликт, так как на стороне Румынии сразу бы выступили Британия и Франция. А сами повстанцы были слишком плохо вооружены - топоры и вилы не особо помогают против кавалерии и артиллерии. Потери мятежников составили до трех тысяч человек. Скорее всего, большая часть этих людей погибла не в боях и не все они были мужчинами.
Часть взятых в плен и попавших под трибунал смогла отбить европейская общественность. Известные писатели и поэты выступили в защиту бессарабских крестьян и никто из попавших на судебную скамью расстрелян не был.
Однако было понятно, что после этого отношения румынских властей и населения Бессарабии особо не потеплели.
Сыграл роль и ряд других факторов. Сама Румыния была достаточно бедной страной и пыталась проглотить слишком большой для нее кусок. Проще говоря, даже при большом желании денег на превращение Бессарабии в развитый край с хорошей сетью дорог и портов у нее не было. А румынские бизнесмены просто боялись вкладывать деньги в Бессарабию, так как полагали, что она в итоге может все равно уплыть в Советский Союз. Кстати, не ошиблись.
Еще одним фактором, который не снискал популярности румын в Бессарабии, стала агрессивная романизация местного населения. Причем румыны проводили ее с таким рвением, что усилия позднего Порошенко по украинизации кажутся детским лепетом на лужайке. Русский язык в Бессарабии и украинский языки на Буковине (ее также аннексировали румыны) всячески вытеснялись. В тридцатых годах и в Бессарабии, и на Буковине дошло до того, что в общественных местах висели таблички с требованием говорить только по-румынски. Нарушителей могли наказать за русскую речь. Понятно, что проводилась насильственная романизация и в школах и в газетном деле.
В тридцатых в Румынии в дополнение к этому появляются группировки по образцу немецких нацистов. В предвоенное время фашизм и нацизм стали достаточно популярной идеологией в странах Европы, а пример Гитлера, который вернул немцам самоуважение, запустил экономику и восстанавливал армию, был заразителен. В сущности в бедных странах выбор был прост - или коммунизм или фашизм в какой-либо его разновидности.
Поэтому к началу Второй Мировой войны, к 1939 году, Бессарабия пришла наполненная ненавистью к столичному правительству и с полной неуверенностью в будущем. Вполне возможно, что коммунизм не был любимой идеологией населения края. Однако большевики говорили по-русски, не били палкой по рукам просто так и просто были своими. Мой дедушка, выросший в Измаиле в королевстве Румыния в те годы, уже на излете лет вспоминал, что за русский язык его били до синевы и добавлял «Советская власть сделала меня человеком». Притом, что он был из небедной по тогдашним меркам семьи.
А уже в 1940 году в Бессарабию вошли советские войска. Этому предшествовал ряд событий. Советский Союз считал земли, аннексированные Румынией, захваченными незаконно. В самом начале своего существования молодая советская республика боролась с англо-французско-греческой интервенцией, позже с националистами и сепаратистами на своих окраинах, отбивала нападение Польши. Потом выяснилось, что вернуть Бессарабию обратно не получится - из-за позиции Англии и Франции. Однако к лету 1940 года конфигурация системы международных отношений изменилась. С Германией был подписан пакт Риббентропа-Молотова, а Польша была поделена между СССР и Германией. Франция рушилась под гитлеровскими ударами, Британия приходила в себя после бегства из Дюнкерка, а Штаты в европейскую политику на тот момент практически не вмешивались. Препятствия перед реализацией планов по возвращению земель Российской империи в состав СССР исчезли.
Поэтому 26 июня 1940 года румынский посол в Москве получил заявление советского правительства, в котором выдвигались требования о передаче СССР Бессарабии и северной части Буковины. На следующий день в Румынии объявили всеобщую мобилизацию. Однако после обращения к союзникам и осознания того, что союзники сволочи, в Бухаресте решили отдать затребованные территории Советскому Союзу. Тем более, что Германия так и посоветовала сделать. К слову, примерно десятью днями ранее советские войска были введены в страны Балтии. Однако хотя все это проходило в один месяц, различия были разительными. Понятно, как и с каким настроением встречали советские войска в Прибалтике.
А вот Бессарабия стала единственным в предвоенные годы регионом, где советские войска встречали хлебом, солью и песнями. И не от большой любви к коммунизму, а от большой ненависти к румынам.
Уже 28 июня румынские войска начали покидать свои части и позиции в Бессарабии - в этот день был оставлен Белгород-Днестровский. Почти сразу же в него вошли советские войска. А часть рядовых румынской армии, вместо того, чтобы отступать, дезертировала и ушла в родные села. Ведь это были русские, украинцы, болгары, гагаузы и молдаване, не желавшие жить в Румынии. По ряду оценок, из румынской армии сбежали более тогда 50 тысяч солдат - от целых подразделений оставались только офицеры - румыны.
Параллельно развернулся поток эмиграции в обе стороны - из Бессарабии и с Буковины массово уезжали представители румынской администрации, обратно ехали бессарабцы из центральной Румынии. До 1940 года на фоне массовой безработицы и нищенских зарплат в крае многие из них сбежали в поисках лучшей доли в Бухарест. Привести точные данные по потокам в обе стороны сложно. Число уехавших оценивают в 100-200 тысяч. Вернувшихся в Бессарабию - до трехсот тысяч. Однако возвращались они не только из Румынии. Между 1918 и 1940 годами многие жители края переселились в Советский Союз и страны Западной Европы.
Помимо Бессарабии и Буковины, под контроль СССР перешла и нынешняя Молдова. В общей сложности Румыния лишилась более чем 15 процентов территории и почти 20 процентов населения. В том же году уже Венгрия отняла также мирным способом у Бухареста кусок территории, а чуть позже еще кусок румынской территории получила и Болгария. Впрочем, самой большой предвоенной потерей Бухареста стала именно Бессарабия.
Примерно через год румыны вернутся в эти края и с немецкой помощью на долгих два с половиной года оккупируют Одессу и будут сжигать и расстреливать одесситов. Наш город станет столицей губернаторства Транснистрия и будет освобожден уже 10 апреля 1944 года. Из Бессарабии румын и немцев полностью изгонят в конце августа того же 1944 года. Однако это является темой уже другой статьи.
Автор: Максим Войтенко