Эпидемическая статистика заболеваемости коронавирусом за полтора месяца войны претерпела такие изменения, что опираться на нее для понимания развития эпидемии стало невозможным. Ведь нельзя опереться на то, чего в общем-то и нет. И причина этого не в закончившейся ровно 24 февраля пандемии, когда, по данным Национальной академии наук Украины, зафиксирован моментальный и резкий спад количества позитивных тестов – и ПЦР, и на антиген.
КП в Украине разбиралась, действительно ушла ли пандемия из нашей страны.
Эксперты НАН отмечают, что эпидемические показатели снизились в несколько раз не потому, что резко уменьшилась ковидная угроза, а исключительно из-за войны. И главными факторами «исчезновения» COVID-19 стали оккупация украинских территорий, обстрелы и бомбардировки, уничтожение инфраструктуры лечебных учреждений.
- Ковид никуда не делся, несмотря на статистику. Но если посмотреть на карту регистрации случаев, видно, что в оккупированных районах вообще нули. И не потому, что их там нет, а по причине отсутствия регистрации, - говорит профессор, заведующая кафедрой эпидемиологии Харьковского национального медицинского университета Татьяна Чумаченко. - На остальных территориях заниженное число случаев – люди не обращаются, им не до того, лабораторные исследования не проводятся, соответственно, диагнозы не ставятся. И мы имеем картину мнимого благополучия по ковиду.
На статистику влияет и неравномерность проводимых исследований: по данным НАН, 40% всех ПЦР-тестов, про которые известно из баз данных, проводится в Ровенской области. Дисбаланс наблюдается и при выявлении случаев заболевания, львиная доля которых приходится на Волынскую, Полтавскую, Черкасскую области и Киев.
По словам эпидемиолога, лабораторные исследования проводятся, но в очень ограниченном объеме. Например, в Харькове их делает только инфекционная больница, и на других территориях, где идут военные действия, ситуация схожая. В целом, и потенциал лабораторной службы резко снижен, и доступность исследований. Из-за постоянных обстрелов люди стараются не уходить далеко от дома, а если какие-то единичные работающие лаборатории находятся далеко, в них никто не пойдет. Все это не способствует своевременному выявлению и прекращению распространения инфекции, поэтому цепочка не прекращается.
Людям не до прививок
Одолеть ковид мы не могли еще и потому, что к началу войны охват прививками в Украине был не высок. На сайте МОЗ последние данные по вакцинации от COVID-19 датированы 23 февраля и выглядят так: одну дозу получили около 15 миллионов 800 тысяч человек, две – чуть более 15 миллионов 200 тысяч, бустер – около 725 тысяч, дополнительную дозу – 28 тысяч.
- Вот это количество привитых будет немного сдерживать тяжесть течения и летальность, но на заболеваемость существенно не повлияет, это недостаточный показатель для сдерживания циркуляции возбудителя, - отмечает эпидемиолог Татьяна Чумаченко. - Не забываем, что дети до 12 лет у нас вообще не прививались и остались источниками и распространителями инфекции. Те, кто уехали за границу, могут сделать прививки на новом месте, многие страны приняли документы, позволяющие вакцинировать украинцев. Точно так же это могут и должны сделать и выехавшие в Западную Украину или в другие безопасные регионы. Вакцины завозятся, вакцинация проводится, но на территориях, где идут военные действия, это все очень усложнено, и людям там не до прививок. В оккупированных районах жители просто не имеют такой возможности.
Если нынешнее положение дел с вакцинацией покрыто мраком, какие-то цифры по текущей ситуации с заболеваемостью и госпитализацией найти можно. К примеру, по данным Минфина, на 7 апреля официально зарегистрировано более 144 тысяч случаев, или около 3% населения – это те, кто болеют сейчас. Исходя из сводок, формируемых ЦОЗ, которыми делятся медики в профильных группах в соцсетях, из более чем 47 тысяч коек, выделенных под ковид в Украине, больными занято 2910 (данные за 5 апреля), пациентами с подозрением на ковид – 578. Из 5672 аппаратов ИВЛ занято только 203. Госпитализировано по всей стране 422 человека (данные за 4 апреля), выписано – 594 пациента.
Несмотря на эту радужную картину, на то, что на первый план у всех украинцев вышла задача выжить и сберечь жизнь, на то, что коронавирус на фоне войны стал казаться чем-то далеким и незначительным, важно помнить о существующих рисках, которые она принесла.
И ослабление иммунитета на фоне стресса, нервного и физического истощения, и рост всех групп инфекционных заболеваний, и большая миграция населения, и скопления людей в убежищах и укрытиях, и сложности в оказании медицинской помощи – все эти факторы должны заставить нас вспомнить хотя бы об элементарных противоэпидемиологических мерах и, по возможности, вакцинации.
- Мы ведь смотрим в будущее, верим, что победим, что война закончится и мы вернемся к нормальной жизни, - говорит Татьяна Чумаченко. - Поэтому нужно приложить максимальные силы для сохранения здоровья, несмотря на все риски, которые принесла война.
Пока мы не можем достоверно понимать, что происходит с заболеваемостью ковидом на самом деле, и тем более, прогнозировать, что будет дальше, в мире начинается новая волна, связанная с активным распространением ВА.2 варианта «Омикрона». Как отмечает аналитик Александр Драган, занимающийся сбором и обработкой данных по COVID-19, из-за его значительных отличий от ВА.1 по набору мутаций специалисты считают, что этому варианту необходимо дать собственное имя, но пока он только вариант.
Сейчас ВА.2 активно распространяется в странах с высоким уровнем коллективного иммунитета, вызывая новый рост госпитализаций в Великобритании, где поднялась очередная волна, а число попавших в стационары превысило февральский рекорд в Нидерландах, Бельгии, Германии и смертности в Дании.
А происходящее в Китае генетик Дмитрий Прусс называет самым интересным в этом сезоне «сериала» про ковид. В 26-милллионном Шанхае не состоялся обещанный выход половины города из карантина из-за того, что количество новых случаев в начале апреля за сутки выросло в полтора раза.
Что известно о варианте ВА.2:
- он встречается более чем в 80% случаев в Англии;
- по сравнению с ВА.1 скорость роста новых случаев инфицирования в неделю выше на 80%;
- вирусные нагрузки у ВА.1 и ВА.2 идентичны, но в первые два дня они немного выше у ВА.2;
- по данным лабораторных исследований, патогенный эффект воздействия ВА.2 выше, чем у ВА.1;
- низкий уровень защиты людей группы риска в сочетании с низким охватом вакцинацией при распространении ВА.2 может привести к высокой смертности, как это произошло в Гонконге;
- при доминирующем распространении ВА.2 будет сохраняться высокий риск повторного инфицирования.
Так что, судя по всему, еще не время окончания ковидного «сериала»: вирус так быстро распространяется и мутирует, что человечество за ним просто не успевает. И пока не все понятно с вариантом ВА.2, он активно обрастает подвариантами, которых уже более десяти.