Уже второй месяц украинские СМИ пугают читателей тем, что угля на складах мало, зимой могут быть веерные отключения света, а батареи в квартирах станут холодными. Киевский мэр Виталий Кличко заявил, что вероятность веерных отключений очень высока, но, при оговорке - если ударят морозы до -15 и продержатся несколько недель. Правительство же утверждает, что все отлично и поводов для паники нет.
Журналист «Одесса-Медиа» попытался разобраться, что происходит на самом деле и решил ознакомить читателей со своими выводами.
Начнем издалека. Украина получила в наследство от СССР крупный энергетический комплекс. Более мощный в постсоветских странах имеется только в России.
Электричество в Украине вырабатывается на теплоэлектростанциях (ТЭС), теплоэлектроцентралях (ТЭЦ), атомных электростанциях (АЭС, работающих в Украине четыре штуки, Чернобыльскую отключили), гидроэлектростанциях и с помощью возобновляемых источников энергии. В последнем случае речь идет об энергии ветра и солнца, то есть гигантских ветряках и солнечных батареях.
Причем около половины электроэнергии по стране мы традиционно получаем от АЭС, поскольку у выработанной энергии небольшая себестоимость. Единственный минус - резко повышать-понижать выработку нельзя, и блок АЭС после запуска работает в одном режиме определённое количество времени.
На популярную ныне энергию солнца и ветра приходятся всего 9% выработки. Это достаточная модная тема, вложения в нее делаются гигантские и генерация постоянно растет. Причина крупных инвестиций в том, что государство обязалось до 2030 года покупать энергию из возобновляемых источников по более высокому тарифу. Вполне возможно, что через лет пять солнце и ветер будут давать нам 20% всей энергии, но до таких цифр пока далеко.
Одно из самых крупных вложений (второе место после атомных электростанций) в энергетику делают ТЭЦ и ТЭС - около 35%. Работают они зачастую на угле, хотя есть и исключения - Одесская ТЭЦ работает на газе.
«Благодаря» сжиганию миллионов тонн угля Украина находится на первом месте в Европе по выбросам в атмосферу зольной пыли и диоксида серы и на втором — по выбросам оксидов азота. Советское оборудование на станциях давно устарело и их системы очистки или не справляются с таким количеством загрязнений или вообще не используются. На модернизацию станций нужны миллиарды евро.
Но и просто так ТЭЦ и ТЭС отключить нельзя. Во-первых, заменить их нечем. Во-вторых, те же ТЭС — это «маневровые» мощности. В течение суток нагрузка на энергосистему меняется, максимальная она утром, когда начинает работать большинство предприятий. И вечером, когда люди возвращаются домой и зажигают свет, включают телевизоры и бытовую технику. Примерно около 11 часов вечера потребление резко падает до часов шести-семи утра. АЭС столь быстро не могут менять свою мощность, а потому, в частности, существует необходимость в ТЭС.
А теперь перейдем к проблеме: почему сегодня говорят о веерном отключении? Здесь нам поможет простая арифметика.
К началу отопительного сезона на складах нужно было накопить почти 3 млн тонн угля. По мнению ряда экспертов, 3-3,5 миллиона, но будем исходить из официальных расчетов. Этого сделано не было: по состоянию на конец октября набрано всего в районе 700 тыс. тонн, то есть гораздо меньше запланированного.
Причины? Одной нет, их целый ряд. Во-первых, скажем так, некоторая пассивность правительства в вопросах подготовки к зиме. Во-вторых, уголь на мировых рынках подорожал в разы. В-третьих, все свободные излишки выкупает Китай. А с 1 ноября еще и Россия заблокировала поставки угля для отопления в Украину. По некоторым подсчетам, на нее приходилась треть поставок. Речь именно об угле для ТЭЦ, а не для промышленности.
От своих прежних источников угля Украина в значительной степени отрезана. К примеру, крупнейшая в стране шахта, шахта имени Засядько, находится ныне на неконтролируемой территории. Поставки угля из самопровозглашенных республик законодательно запрещены.
Итого мы имеем следующее. Россия отказалась продавать Украине свой уголь и позже заблокировала поставки казахского угля через свою территорию. В мире ныне дефицит угля и он дорог. У так называемых «ДНР» и «ЛНР» покупать уголь нельзя.
Глава парламентского комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус приводил по состоянию на 10 ноября такие данные: гарантированные (минимальные) запасы угля не были соблюдены на 10 из 12 украинских ТЭС. По состоянию на то же 10 ноября «Укрэнерго» давало следующие данные - 25 энергоблоков сейчас простаивают из-за отсутствия топлива. В Харьковской области расположена Змиевская ТЭС, где в среду из десяти блоков работал один. На Трипольской ТЭС (самая мощная в Киевской области) простаивали три блока из шести.
К комментированию темы энергетики в тот же день, 10 ноября, присоединился и народный депутат Алексей Гончаренко. Он сообщил, что к утру среды на складах ТЭС и ТЭЦ было чуть менее 450 тысяч тонн угля. И добавил, что в сутки эти запасы уменьшаются почти на 14 тысяч тонн.
Если разделить 450 на 14, получится 32. Это 32 дня работы, то есть месяц с мелочью, для украинских ТЭС. С одной очень важной оговоркой. Если среднесуточная температура не будет падать, угля хватит на 32 дня. Однако стоит температуре воздуха понизиться, скажем, на градусов 10, то угля может хватить на недели две. Собственно, об этом и говорил киевский мэр Виталий Кличко.
Кстати говоря, в октябре 2014 года запасы угля в Украине составляли те же 700 тысяч тонн, как и в октябре уже этого года. В Одессе в тот год это привело к веерным отключения света.
Какое спасение? Вариантов несколько. Первый - включение всех атомных электростанций на полную мощность и бесперебойную работу. Традиционно пара блоков АЭС стоят на профилактике, однако этой зимой таких шансов у них не будет, разве что в случае аварийного отключения. Однако это чревато риском, так как энергоблоки могут не выдержать нагрузки.
Второй - импортирование электроэнергии из Беларуси. Она действительно продолжает «гнать свет» в Украину, но в небольших объёмах — это несколько процентов от потребления. Эксперты пишут, что есть серьёзные технические ограничения и обойти их сейчас невозможно.
Далее - наконец дождаться законтрактованного и трижды обещанного угля из США и Польши. Со Штатами есть проблемы. Во-первых, грузы оттуда идут неделями, во-вторых, американцы сейчас делают основные «угольные» деньги на Китае и стали для него в этом поставщиком номер один, обогнав даже Россию.
С большой вероятностью в ближайшие недели в Украину посетят корабли с углем и станции будут работать «с колес». То есть, когда заканчивается одна порция угля, с судна уже привозят новую на пару дней. Такая схема также чревата проблемами.
Нервов добавляет и конфликт между государством и Ринатом Ахметовым. Он, согласно мнению ряда экспертов, претендует на контроль над значительной частью энергетического рынка и владеет через компанию «ДТЭК» частью ТЭС и шахт.
Что любопытно, в начале ноября компания «Укрэнерго» обвиняла ДТЭК в том, что именно ее действия привели к необходимости аварийной помощи из Беларуси. «ДТЭК» гневно отвергла все обвинения и сообщила, что требует от «Укрэнерго» опровержения обвинений. После чего добавила, что последние три месяца работает сверх плана, «компенсируя простой государственных ТЭС и ТЭЦ».
Во время прошлого сезона олигарха обвиняли в том, что из-за его интриг значительная доля блоков ТЭС остановилась и не генерировала энергию. Вполне возможно, что структуры олигарха, привезя в Украину американский уголь (У Ахметова обещали сделать это), начнут его поставлять на своих условиях.
Однако других вариантов у государства сейчас фактически нет. Цены на газ тоже бьют рекорды. Пойти на поклон к самопровозглашенным республикам чревато волнениями в столице, а веерные отключения еще более обрушат рейтинг правящей партии и президента Владимира Зеленского, да и отключение от энергоснабжения промышленности не способствует развитию экономики.
Пока дополнительного угля нет, властям, да и нам остается надеяться на то, что теплая погода продержится как можно дольше. Потому что в холодную погоду потребление угля может составлять и 70 тысяч тонн в сутки. А с запасами в 430 тысяч тонн угля хватит на шесть дней и утро седьмого.
Автор: Максим Войтенко