В Украине в этом году соберут рекордный урожай - 110-118 миллионов тонн зерновых. Около 50% зерновых пойдет на экспорт, однако с «ударным» урожаем может не справиться транспортная инфраструктура Украины.
Об этом говорилось на прошедшем в Одессе форуме «Морские и речные грузоперевозки. Особенности рынка, тенденции развития».
Как рассказал президент «Украинской зерновой ассоциации» Николай Горбачев, объединение еще в 207-2018 годах прогнозировало, что урожай в этом году будет порядка 100 млн тонн и более, то есть экспорт превысит 60 млн тонн.
Эксперт отметил, что «мы живем на благоприятных землях - для выращивания сельскохозяйственных культур и мы почти в эпицентре этих земель».
- Конечно, можно взять и распахать экваториальную Африку и засеять ее зерном, и она сможет сама себя кормить, - продолжает Николай Горбачев. - Однако в этом регионе мира есть своя специфика - политические беспорядки, добыча алмазов и специально устроенная турбулентность. Это не дает странам региона сконцентрироваться и заняться выращиванием зерна. В Украине же площадь черноземов по территории больше, чем занимает вся Англия. На экспорт каждый год идут десятки миллионов тонн зерна. Но тут стоит заметить, что в свое время и Российская империя была крупным мировым экспортером зерна, и даже Древний Египет был мировой житницей. При этом сейчас Египет - крупный импортёр зерна. А рекорды по урожайности начала ставить Новая Зеландия, где почвы ранее были весьма каменистые и не подходящие для сельского хозяйства. Но - пришли новые технологии, и ситуация кардинально поменялась. Из этого следует, что Украине надо делать упор также на технологии - ведь мировой рынок АПК очень конкурентный.
Николай Горбачев отметил, что в целом крупной продажей зерна за границу в Украине занимается весьма небольшое число компаний. Из числа экспортеров 10 крупнейших фирм «делают» 70% экспорта, а если смотреть первые двадцать компаний-зернотрейдеров, на них приходится все 90%. И это объяснимо не картельным сговором, а прозаическими вещами. Для торговли зерном нужны хорошие денежные резервы на случай форсмажора – простоя судна, порчи груза и т.д.
Контроль большей части торговли зерном небольшим числом компаний - это общемировая тенденция. Есть аббревиатура ABCD. Это обозначение сразу четыре компаний - Bunge, Cargill, ADM и Louis Dreyfus. Они контролируют около половины мирового рынка торговли сельскохозяйственным сырьем.
Основной экспорт зерна из Украины идет морем через четыре порта - Николаев, Черноморск (Ильичёвск), Южный и Одесса.
Железной дорогой из Украины вести дороже и проблематичнее - вопрос тут в оформлении грузов. Кстати, часть нагрузки по перевалке зерна в порты могли бы взять речные артерии, но опять же эта инфраструктура у нас слабо развита. Притом, что средняя баржа за раз может взять на борт столько же зерна, сколько бы перевезли 200 фур или 57 вагонов. Но в случае с тем же Днепром необходимо модернизация шлюза в районе Каховки.
С экспортной частью «ударного» урожая может не справиться инфраструктура - значительная часть украинского зерна идет на экспорт, по плану это будет более 60 миллионов тонн. Перевозится в порты оно железной дорогой, а вот с ней уже есть проблемы. К примеру, есть дефицит локомотивов. Государство на закупает новые, а частному бизнесу не дает это делать самому.
Проблемы признает сама «Укрзализныця» - на форуме по видеосвязи выступил ее представитель Валерий Ткачев. Он работает заместителем директора департамента коммерческой работы в компании.
Как рассказал Ткачев, в структуре грузов для предприятия первое место занимает руда. Основной поток зерна идет опять же в порты, а там есть ограничения по приему. Проблема в припортовых железнодорожных станциях - конкретно в линейных элеваторах, сколько они могут «принять» вагонов в сутки.
К тому же устарела и жд-инфраструктура, и денег на ее модернизацию нет. Из 20 тысяч километров главных путей почти половина нуждается в модернизации или капитальном ремонте, средства есть только на ремонт 350 километров в год. На общую модернизацию надо 57 миллиардов гривен.
Третья проблема - дефицит локомотивов и износ подвижного состава. Сейчас железнодорожникам надо, как минимум, 400 электровозов и 150-250 тепловозов. Проблему пытаются решать, в очередной раз поднимая тарифы на грузовые перевозки.
Четвёртая проблема, это дефицит сотрудников на станциях, он сложился вследствие низких зарплат. Люди отказываются работать за 5-7 тысяч гривен в месяц.
Специфическая ситуация сейчас сложилась и на рынке мировых контейнеры перевозок. О ней рассказал Андрей Кузьменко, директор ZIM Integrated Shipping Ukraine Services Ltd.
По его словам, последние два десятка лет мировая система контейнерных перевозок была практически «высушена» - ставки на фрахт были небольшими, заработать на них много было невозможно. Потом по морским перевозкам ударил коронавирус – в 2020 году был резкий провал - минус 20%. Однако далее произошло непредвиденное. Во-первых, очень резко ожил Китай, во-вторых, произошёл взрыв потребления в США - из-за сидящих дома людей.
В итоге ставки на фрахт из того же Китая к нам взлетели в 3-4 раза, к концу года рост по прогнозу будет и в пять раз выше. Понятно, что потом цена пойдет вниз, но неизвестно, до какого уровня. Пока больше от этого страдают в Украине импортеры, экспортеры - меньше.
Однако у нас «под боком» активизировалась Турция, отметил Андрей Кузьменко. Турция решила стать региональным экспортным хабом и в таком качестве заместить Китай для Европы и США - как Китай, расположенный рядом с Европой. В результате контейнеры, которые наши экспортеры не хотят брать, уходят в Турцию и оттуда в Европу или США. Турки платят за фрахт в направлении США гораздо больше, чем украинцы.
Подводя итоги форума, можно сказать следующее. Украинские зернопромышленники свою задачу выполнили - вырастили гигантский урожай зерна, этому способствовала и благоприятная погода. Однако справится ли украинская инфраструктура с экспортом таким объёмов – вопрос.
Автор: Максим Войтенко