По всем стереотипам, выход в открытое море (яхтинг, парусный спорт) – дорогое хобби, позволить себе которое могут якобы только очень богатые люди в Украине или иностранцы. Но оказалось, что это вполне доступное удовольствие – прогулки на катерах, лодках, «морские трамваи» – всё это есть в Одессе по адекватным ценам. Точнее, могло бы быть, если бы "морским волкам" не ставили палки в колеса.
Одесские яхт-клубы, на данный момент – единственные учреждения, которые не могут функционировать. Видимо, Южная Пальмира оказалась той самой жемчужиной для пиратов одесского политикума.
БЕЗДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И СТРАДАНИЯ СПОРТСМЕНОВ
В воскресенье, 24 мая, пост технического наблюдения Одесского погранотряда во время мониторинга надводной обстановки обнаружил моторную яхту, которая вышла в море из недопущенного к эксплуатации объекта базирования. Речь идет об одном из частных яхт-клубов города – «Сосновый берег». Наши источники сообщают, что капитан заранее уведомил о выходе, пытался выйти на связь. В ответ – резонанс во всех СМИ, доблестная работа погранцов, с автоматами встречающих судно с детьми и пожилыми людьми – красиво, не правда ли? И это только первый случай в начале сезона. Если яхт-клубы не откроют – в одесской гавани развернется настоящий морской бой.
Об этом последний месяц твердят все, кто имеет отношение к этой отрасли. Наталья Каптусарова – бербоут-шкипер с международной лицензией IYT, капитан непрофессиональной женской яхтенной команды рассказывает: все шесть яхт-клубов Одессы в настоящее время закрыты соответствующими инстанциями, и, скорее всего, не будут открыты и после очередного ослабления карантина. Учреждения с названием «яхт-клуб» есть, яхты есть, яхтсмены есть, но выйти в море не представляется возможным.
- Мы тянем за собой законодательство СССР. И у нас законы были одинаковыми для всех – открытия/закрытия яхт-клубов связаны с навигационной ситуацией, что сейчас абсолютно для нас неактуально. Это то же самое, что сезонно закрывать автомобильные стоянки. И для того, чтобы сейчас могли открыться яхт-клубы, необходимо, чтобы губернатор создал специальную комиссию. Более того: контролирующие органы внутри комиссии, как правило, принадлежат исполкому горсовета – пограничники, полиция, ГСЧС и профильные департаменты горсовета. Именно они, совместно с портом, должны дать разрешение на наше функционирование. Нет распоряжения губернатора – нет комиссии, спортсмены не могут тренироваться, лодки выходить в воду, - объясняет Наталья.
Иными словами - выходит пинг-понг между местными советами и Морской администрацией: никто не хочет этим заниматься. При этом, отмечает Каптусарова, подобное бездействие никак не связано с карантином. Прикрыться COVID-19 не получится – в других городах нашей страны яхт-клубы были открыты с первыми же ослаблениями карантина.
- Если ничего не изменится, лето мы потеряем. Яхтсмены – законопослушные граждане, которые не хотят нарушать и подводить руководителей. У нас есть все документы. Мы хотим выйти в море, но совершенно непонятно, почему именно в 2020 году и именно в Одессе с приходом новой власти настолько принципиальная позиция. Потому что это проблема не только бизнеса, но и спорта – мы потеряли несколько международных соревнований и инвесторов, - резюмирует собеседница.
ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ – СВОЯ ЦЕНА
Заметим, что как бы ни пытались все обойти в этой истории слово «коррупция», оно все равно будет тенью всплывать за каждым чиновником. Бьют в набат и владельцы лодок – один из наших собеседников, Роман (имя изменено – прим. ред.), владеет несколькими лодками. Для него этот бизнес – единственная возможность прокормить свою семью. Он утверждает: такой ситуации, как сегодня, ещё не было.
- Некоторые чиновники, получив право подписи на важных документах, решили, что им все дозволено. Сейчас искусственно создадут ситуацию, при которой нам, кроме как «занести», ничего не останется. А дальше начнут уже придумывать и другие условия, чтобы они нас не трогали. История с яхтой в «Сосновом» – не первая: если ничего не изменится, все будут выходить в море вопреки всему, – заявляет мужчина.
Конечно же, самый главный аспект – туристический: аренда лодок, катания на яхтах, экскурсии – очень популярные направления. И если мы говорим о пяти миллионах внутренних туристов, приезд которых прогнозирует мэр Геннадий Труханов, то Одесса рискует потерять большие деньги.
- Нас безумно мало (около 15 человек) – тех, кто предоставляет подобные услуги, у кого есть суда. Если не будет яхт, будет большое горе. Тем более в Одессе! Мы ищем инвесторов и клиентов – как местных, так и одесситов, это все валовой внутренний продукт, налоги, доходы... Бердянск, Железный порт, Новая Каховка, Скадовск – это маленькие, непервосортные точки, но даже там яхт-клубы работают! Это просто позор, - отметил он.
МОРСКОЙ АД НА ЗЕМЛЕ
Здесь необходимо вновь упомянуть и о Морской администрации. Разрешение на эксплуатацию баз маломерных судов ежегодно должен давать именно этот орган. Но, МорАд делегировала эти полномочия местным советам, обязав их сформировать межведомственные комиссии для проверки стоянок.
- У Морской администрации вечные проблемы, люди то работают, то нет, всем просто всё равно - или денег неси, или ничего. Бардак, - возмущен Денис, еще один хозяин лодки в Одессе.
Многие советы, включая одесские областной и городской, требование по формированию комиссий проигнорировали, и яхт-клубы, расположенные на территории города и области, просто некому открывать. По мнению яхтсменов, МорАд - это рассадник коррупции и кормушка для киевских чиновников. Если в прошлом году, когда новая власть только зашла на места, они отметились большими кадровыми перестановками, сейчас же они блокируют работу всем людям из этой сферы.
- Это просто стервятники, которые ничего общего с морем не имеют. Мы уже не помним всех этих губернаторов, которые были до этого. Но я знаю всех яхтсменов, которые были до этих губернаторов. Мы – малый туристический бизнес. Для страны, которая кораблями и вагонами вывозит зерно, лес и так далее, мы – пыль, точка на карте. Но, именно мы – паруса на горизонте Одессы, и это что-то значит, – говорит Роман.