Сегодня, 15 января, исполняется 109 лет со дня рождения самого известного советского подводника. В его честь назван ведущий от центра к Пересыпи спуск, а чуть дальше от него установлен памятник нашего героя – Александру Маринеско.
Александр родился в 1913 году. Отец был беглецом из Румынии и, похоже, именно от него будущий герой Советского Союза унаследовал свой темперамент. Ион Маринеску был батраком, попал в румынскую армию (точнее, на флот), там, служа кочегаром, избил командира лопатой, был посажен, но смог сбежать, после чего осел в Одессе и стал рабочим.
Мама - украинка из крестьян, переехала в Одессу работать и тут и познакомились с Ионом. Во время гражданской войны семья с маленькими детьми переехала в центр нынешней Украины, но в двадцатых вернулась в Одессу.
Александр закончил одесскую школу и подался в моряки, учился в школе юнг и морском техникуме. Сейчас это мореходное училище имени Маринеско.
В 30-х годах гражданского моряка призвали на флот и почти сразу он попадает на курсы и после них главным штурманом на подводную лодку. СССР массированно увеличивал свой подводный флот, где не хватало офицеров, поэтому Александр и проскочил несколько ступенек в карьере.
Летом 1938 года его вышвыривают из армии - попадает под репрессии в армии 1937-1938 годов. Но оказывается весьма везучим человеком - его не пытают, не расстреливают, а просто выставляют за порог, как румына. И через две недели восстанавливают на флоте в прежнем звании.
В 1939 году Маринеско получает под командование подводную лодку. Название у этой серии субмарин говорящее - «Малютка». Главным требованием при их проектировании являлся малый размер, чтобы без проблем можно было перевозить по железной дороге.
Маринеско получал золотые часы и грамоты за отличную боевую подготовку и одновременно выговоры за плохую дисциплину. К примеру, в ресторане Таллина командир вместе с собутыльником устроил драку с эстонцами, после чего явился на борт достаточно пьяным. Его должен был вразумить секретарь партийной организации, но секретарь был тем самым собутыльником, который принимал участие в драке.
Была и история с брошенным окурком, который вызвал пожар на подводной лодке, да и еще много чего - вроде срыва выхода подлодки в море из-за ушедшего в загул командира.
В начале войны подводная лодка Маринеско принимала участие в рейдах в Балтийском море, но с немцами не сталкивалась. Одновременно Маринеско попал под раздачу - тогда на флоте начали резко укреплять дисциплину. А веселый одессит умудрился организовать в своем отряде игру в карты на деньги и на борту его лодки пьянствовали. Впрочем, в остальных отрядах было все еще хуже - четырех командиров и политработников там отдали под следствие - за пьянство, развал партийной работы, антисемитизм и пораженческие разговоры среди членов экипажей.
Летом 1942 субмарина Маринеско ушла в поход в Балтику, где обстреливала немецкие транспорты, но попала под ответный обстрел и из-за недисциплинированности командира позже едва не была потоплена советскими сторожевыми катерами. Поход командование признало успешным и Александра снова приняли в кандидаты в члены партии - ранее он лишился этого статуса из-за организации карточных игр. Также выдали орден Ленина.
Маринеско же и дальше умудрялся на своей субмарине проходить через немецкие минные заграждения, на которых подрывались другие лодки.
За высадку с подлодки диверсионной группы во вражеском тылу Маринеско едва не получил орден Красного знамени. Командование оценивало его хорошо, с оговоркой - часто пьет. Зато перевели командиром на новую подводную лодку, побольше размерами: С-13. Уже во время службы на ней на одессита снова жаловались соответствующие органы - пьет и живет с разными женщинами.
31 декабря 1944 года дело весёлого командира и его экипажа рассматривала парткомиссия: Александр попросил понять, простить и отпустить. Партия пошла навстречу под обещание больше такого не делать.
И уже спустя сколько-то часов, в новогоднюю ночь 1945 года Маринеско, чья лодка стояла на базе в Финляндии, ушел на два дня в самоволку к любимой женщине-иностранке. Взбешенное командование Балтийского флота не выдержало и решило отдать его под трибунал, грозя расстрелом.
Маринеско взывал и подал обращение о том, что искупит вину кровью в бою. Поэтому суд отложили до возвращения субмарины из ближайшего похода.
11 января подлодка ушла в море и вернуться из него можно было только с победой. Маринеско искал цели у немецкого побережья. Там сновало много немецких транспортов с оборудованием, войсками и военной техникой. Ходило и много немецких подводных лодок, среди которых было легко затеряться.
Там Александр и произвел свою знаменитую «Атаку века». 30 января советская подводная лодка атаковала и уничтожила гитлеровскую плавбазу «Вильгельм Густлофф». До войны это был многопалубный пассажирский лайнер и плавучий дом отдыха для рабочих. После начала Второй мировой судно стало плавучим госпиталем, потом казармой, позже учебным судном ВМС Германии. В январе 1945 года его использовали для эвакуации. В свой последний рейс «Вильгельм Густлофф» ушел с порта на территории нынешней Польши и перевозил людей в Германию. На его борту было от пяти до десяти тысяч человек - курсанты-подводники, представители вспомогательных военных служб, раненные солдаты и беженцы. Точное количество пассажиров никто не знал. Советские войска уже вошли на территорию Польши и немцы, как гражданские, так и военные, в панике бежали на запад, штурмуя стоящие в портах суда. А гросс-адмирал Карл Дениц отдал соответствующий приказ: «Все имеющиеся в наличии немецкие корабли должны спасать от Советов все, что можно будет спасти». Официально это называлось «Операция Ганнибал».
Лайнер шел по прямой линии, а не зигзагами, чтобы быстрее попасть в безопасные воды. Огни на нем ночью были включены, а военных кораблей рядом практически не было - только один миноносец.
По пути судно заметил Маринеско и приказал следовать за ним, охота продолжалась два часа. Около девяти часов вечера с расстояния около километра в «Вильгельм Густлофф» выпустили три торпеды, все они попали в цель.
В давке погибла часть пассажиров, другие падали в воду, при температуре воздуха около минус двадцати шансов выжить у них было мало. Подошедшие позже немецкие военные корабли спасли от тысячи до двух тысяч пятисот человек.
«Вильгельм Густлофф» стал крупнейшим кораблём, потопленным советскими субмаринами.
В том же походе Маринеско потопил еще одно судно. Это был транспорт для раненых «Штойбен». На борту корабля было оружие, шел он без Красного креста, на борту также были и здоровые солдаты. Маринеско принял его за крейсер.
На этом поход закончился, и одессит вернулся на базу героем. Сгоряча командование даже представило его к званию героя Советского Союза - по тоннажу потопленных за один поход вражеских судов Маринеско побил все рекорды. Однако ограничились орденом Красного знамени.
В сентябре 1945 года нарком ВМФ приказал снять Маринеско с должности и понизить в звании. Еще с месяц Александр побыл командиром тральщика и его уволили в запас. После завершения войны проделки героического моряка терпеть уже не собирались.
Одессит же ушел на торговый флот, потом работал в НИИ и получил срок - за разбазаривание и хищение социалистической собственности. Ненужные вещи, лежавшие на территории института, он раздал сотрудникам и за это уехал сидеть на два года на Севере.
Умер в Ленинграде в 1963 году от тяжелой болезни. Перед смертью его дело было пересмотрено и Александра реабилитировали. В 1990 году он посмертно получил героя Советского Союза.
В память о нем остались мемориальные доски в разных городах, учебные заведения его имени, в Одессе еще улица и памятник. Так вошел в историю веселый одессит - любитель женщин и алкоголя, самый результативный советский подводник за все время существования СССР.
Человек, которого все годы его службы ненавидело командование и обожали рядовые матросы.
Автор: Максим Войтенко