В Казахстане отгремели митинги, которые переросли в масштабные беспорядки. В сети, в уважаемых и не очень изданиях, вы можете прочесть миллион и одну версию того, что на самом деле произошло в Казахстане, хотя мало кто разбирается в хитросплетениях внутренней кухни политикума огромной степной страны. А потому вместо того, чтобы надевать мундир эксперта диванных войск, анализируя то, что уже проанализировано, автор решил провести параллели с Украиной. Хотя без диванной аналитики все-таки не обойтись.
Наблюдая за событиями в Казахстане, у многих украинцев первой ассоциацией стал Майдан, хотя разница между событиями 2014 года и тем, что происходило в Казахстане, очевидна, а потому сравнивать их будет некорректно. Связь имеется в другом.
На первый взгляд может показаться, что Казахстан – это весьма преуспевающая страна. Как хвастался в начале декабря вице-премьер Ералы Тугжанов, Казахстан лидирует среди других стран СНГ по накопленному объему привлеченных прямых иностранных инвестиций на душу населения. Чиновник не солгал - в период с 1993 по 2021 год сумма таких инвестиций составила не менее $365 млрд. Кроме того, за три десятилетия ВВП Казахстана вырос в 190 раз — с $11,4 млрд в 1993 году до $190 млрд в 2021-м. В целом перечислять экономические достоинства этой страны можно долго - Казахстан всегда выигрышно смотрелся и на фоне других постсоветских республик.
Казалось бы, что общего с Украиной? Ведь как бы это не было прискорбно, наша страна не может похвастаться серьезными экономическими достижениями, находясь в перманентном кризисе. Да и зачем бунтовать, если в стране все хорошо?
Практика Казахстана продемонстрировала, что сильная экономика еще не означает высокий уровень жизни населения. К примеру, в ноябре 2021-го средняя заработная плата в Украине составляла 525 долларов США, в суперуспешном Казахстане – 600 долларов. Не такая уж и огромная разница, учитывая ту пропасть, которая разделяет два государства в экономическом плане. К тому же, в Казахстане наблюдается стремительный рост цен: в 2020-м году инфляция разогналась на 7,5%, а в 2021-м — уже на 8,9%. Продовольствие подорожало еще сильнее — на 11,3% в 2020-м и на 10,9% за первые 11 месяцев прошлого года. Население стало чаще брать кредиты: в 2021-м году закредитованность жителей Казахстана выросла на 12,3% по сравнению с тем же показателем 2020 года.
Большая часть хваленных инвестиций – это инвестирование в добычу сырья. Более 70% нефтяного бизнеса под контролем иностранных компаний. Казахстан обеспечивает 40% мирового производства урана, но 11 урановых рудников и фабрик из 13 принадлежит компаниям из других стран. При этом правящая элита создала такие условия, что власть в Казахстане является соучастником сырьевого бизнеса. Однако в этой сфере зарабатывает именно власть, так как большая часть населения стран живет по совершено иным стандартам, не получая ничего от сырьевого бизнеса. Таким образом, между элитой и остальным Казахстаном выстроилась стена. Кое-что напоминает, не так ли? Ведь и в Украине элита становится богаче, пока население с горем пополам пытается прожить в сложившихся условиях.
Конечно же это невозможно без нашего «любимого» явления – коррупции. В Казахстане ущерб от коррупционных правонарушений за январь-октябрь 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года вырос на 24%, с 7,5 млрд тенге до 9,3 млрд тенге. Согласно данным Комитета по правовой статистике и спецучета Генпрокуратуры РК, рост почти на 2 млрд тенге произошел из-за того, что чиновники стали больше превышать свои должностные полномочия. За десять месяцев прошлого года это коррупционное нарушение «стоило» бюджету 4,38 млрд тенге, в этом году – уже 6,2 млрд тенге. По сравнению с этой суммой, ущерб от взяточничества выглядит скромнее – около 1,5 млрд тенге.
Впрочем, социальная несправедливость со стороны элит и масштабная коррупция – это не единственное, что объединяет Украину и Казахстан. Еще одно связующее звено – это националистическая повестка. Первый президент Казахстана Нурсурлтан Назарбаев на протяжении многих лет строил страну по принципу «Казахстан для казахов» и на должностях в госаппарате находятся исключительно казахи. Ради такой политики Назарбаев даже перенес столицу из многонациональной Алма-Аты в Астану, которая с 2019 года носит название Нур-Султан. В некоторых действиях можно найти даже «почерк Ющенко»: чуть ли не в каждом населённом пункте стоят памятники жертвам голода 1932-33 годов. Все так, Голодомор в то время был не только в Украине, но и в других регионах СССР. Единственное, что казахи прозвали это страшное время «Ашаршилик» – Великий голод.
После этого украинские националисты должны аплодировать Назарбаеву, так как тот воплотил их давнюю мечту «Украина для украинцев», только в казахских реалиях. Но на деле все не так радужно. Первый президент Казахстана предложил своему народу национальную идентичность, которой они так сегодня гордятся, но вместе с тем обрек людей на нищету. Нечто подобное проворачивают в последние годы и в Украине.
Бытует мнение, что беспорядки в Казахстане стали результатом борьбы между местными элитами и, вероятней всего, так и есть. Однако это было бы невозможным без социальной несправедливости, приправленной национализмом. Очевидно, что казахам надоело быть гордым, но бедным народом.
Интересно, что и в Украине такой взрыв уже произошел: в 2019 году во время второго тура президентских выборов, когда подавляющее большинство украинцев голосовали ни сколько за Владимира Зеленского, а скорее против Петра Порошенко. У казахов же не было такой возможности выразить свое недовольство по отношению к властям. В итоге сделали они это иным способом.
Автор: Дмитрий Туканов