В районе одесской Кривой Балки есть небольшая улица Владимира Хавкина. Большинству одесситов это имя ничего не скажет, хотя, возможно, это самый великий человек, который родился в Южной Пальмире, спасший миллионы жизней.
Хавкин родился под именем Маркус-Вольф в марте 1860 года. Владимиром он стал позже, когда после местного хедера уехал учиться в Бердянск. Затем Хавкин поступил в одесский Новороссийский университет, в стенах которого познакомился с Ильей Мечниковым – будущий нобелевский лауреат стал его научным руководителем. К слову, ныне это небезызвестный Одесский национальный университет, который с 1945 года носит имя Мечникова.
Будучи студентом, он увлекся таким революционным движением, как народничество, позиционирующее себя на «сближении» интеллигенции с простым народом в поисках своих корней, своего места в государстве, стране и мире. За это его дважды выгоняли из университета.
Но самое главное, что Владимир серьезно занялся научной деятельностью – все свое свободное время он посвящал новым исследованиям. Однако преподаватели открыто говорили студенту, что он не сможет реализовать себя на родине, если не примет православие, ведь в Российской империи процветал антисемитизм на государственном уровне. Хавкин отказался и в 1888 году эмигрировал в Швейцарию вслед за своим учителем Мечниковым, заняв должность приват-доцента Лозаннского университета. В 1889 году он по рекомендации Мечникова стал сотрудником Пастеровского института в Париже. Главным направлением работ Хавкина являлась защита человеческого организма от инфекционных болезней с помощью сывороток и вакцин.
Во Франции, когда Хавкину было всего 32 года, он создал первую вакцину от холеры, которую испытал на себе, доказав, что она безопасна для человека. В те годы, в Российской империи, Франции, Испании и других странах мира, как разу бушевала так называемая Пятая холерная пандемия. К слову, за XIX век от этой болезни, по разным оценкам, погибло более 10 млн жителей планеты, так что масштабы хвори были огромны, и наверняка бы потрясли современного человека.
Впрочем, руководство европейских стран решили не обращать внимание на молодого ученого и его вакцину – многие не верили, что такой страшный недуг можно вылечить одной прививкой. Также свою роль сыграли и религиозные предубеждения.
Тем не менее, трудами Хавкина заинтересовались в Великобритании и предложили ему неограниченное поле для клинических испытаний, отправив его в Индию, которая в то время являлась британской колонией. В Калькутте, будучи в качестве государственного бактериолога, Хавкин наладил производство вакцины и лично поучаствовал в вакцинации свыше 42 тысяч человек. Вскоре показатели заболеваемости холерой снизилась в несколько десятков раз. Стоит отметить, что прививки одессита стали после этого массовыми и применяются в улучшенном виде до сих пор.
В 1896 году Хавкин решил бросить вызов другой, более смертоносной болезни – чуме. Тогда индийский город Бомбей (ныне Мумбаи – ред.) и его окрестности поразила эпидемия именно этой хвори и одессит в кратчайшие сроки создал первую эффективную противочумную вакцину, снова доказал ее безопасность вначале на себе, а затем в течение нескольких лет лично участвовал в вакцинации населения. Одна из самых страшных болезней, которая за всю историю человечества забрала десятки миллионов жизней, по сути, была повержена.
В 1897 году королева Виктория, как императрица Индии, наградила Хавкина Выдающимся орденом Индийской империи. В честь него в Лондоне был дан прием, на котором присутствовали крупнейшие английские медики. С приветственным словом выступил знаменитый хирург, создатель хирургической антисептики, Джозеф Листер, который назвал Хавкина спасителем человечества.
Образ жизни, который вел Владимир Хавкин, был предельно скромен, даже аскетичен. Свои средства, благодаря высокому жалованию ставшие состоянием, он тратил на филантропические цели, анонимно помогая благотворительным обществам и просто нуждающимся. Сердце великого ученного спасшего миллионы людей, перестало биться 26 октября 1930 года. Все свое имущество Хавкин завещал религиозным еврейским школам в Восточной Европе.
Созданная Хавкиным в Бомбее противочумная лаборатория стала впоследствии крупнейшим в Южной и Юго-Восточной Азии исследовательским центром по бактериологии и эпидемиологии и с 1925 года носит его имя - «махатмы Хапкина», как говорят местные жители. А в родной Одессе Владимир Хавкин лишь удостоился улицы в свою честь на отшибе города – ни памятников, ни табличек, даже в университете, где он учился, нет.
Автор: Дмитрий Туканов
Читайте нас в телеграмм-канале https://t.me/OdessaMedia.