В последние месяцы в Одесском порту неспокойно: одесские СМИ пишут о борьбе за контроль над портом и возращении так называемых «буксирных схем». Все началось с того, что в информационном пространстве начала муссироваться информация о том, что директора Одесского порта Алексея Мясковского отстранили от должности, так как он боролся с убыточными для порта схемами сдачи государственных буксиров в аренду. Впрочем, нынешнее руководство порта утверждает, что Мясковского отстранили на время проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Дескать, ориентируясь на результаты аудита, будет ясно, вернется ли он на пост директора или нет. При этом в порту яро отрицают свое участие в «буксирных схемах», отмечая, что буксиры действительно сданы в аренду, но не почасовой аренде, а по действительно выгодным ценам.
Что происходит в одесском порту, разбиралось информагентство «Одесса-медиа».
Любопытно, что обе стороны конфликта решили отдать свои буксиры в аренду частникам. Если у кого и есть мнение, отличное от мнения предыдущего и нынешнего руководства, так это у председателя профсоюза Одесского порта Владимира Зайкова. По его мнению, было бы лучше, если госпорты обслуживались государственными буксирами.
- Была история, когда прошлый министр транспорта, Омелян. хотел продать портофлот наш арабской компании. План был таков, 25 миллионов долларов сразу и столько же потом, в течение десяти лет. Мы сели, подсчитали и получилось, что если 25 миллионов долларов получим, то налогов с этих денег надо будет платить больше. А смысл?
Вообще портофлот, это структурная единица, которая всегда давала хорошие деньги, более четырехсот пятидесяти миллионов прибыли в год. Наш профсоюз тогда встал против идеи продажи, мы делали митинг. И от этой идеи отказались. Казалось бы, есть маленькая победа, это сохранит развитие предприятия и портофлотю Мы понимали, если продадут в Одессе, то завтра в Ильичевске. Потом другое пошло, напустили частные буксиры. Они своей ценой демпинговали и мы остались ни с чем, прибыль упала до нуля. Пришлось нам идти на соглашения и, вроде бы, была почасовая аренда. Сейчас такая картина: портофлот стоит, новое руководство нашло вроде бы пути заработка денег, и буксиры куда-то уходят. Вообще надо менять закон, чтобы госпорты обслуживались государственными буксирами. Мы выходили с такой инициативой, наш профсоюз. Все вроде понимают, соглашаются, но дальше ничего не продвигается. Ведь буксирные дела — это бизнес, - подчеркнул Зайков.
Кроме того, по мнению Владимира Зайкова, мнение, будто портфлот убыточен – это результат некомпетентности чиновников.
- Я думаю, сегодня это просто некомпетентность в Киеве, что отдают этот вопрос на откуп частникам. Дикая кадровая политика в министерствах в Киеве. Там должны быть лучшие специалисты морской отрасли, с профильным образованием, опытом работы, а мы что видим, - резюмировал Зайков.
К слову, борьба портфлота с частниками длится уже более 10 лет. В конце нулевых годов три крупных порта Украины: Одесский, Ильичевский и Южненский, начали обновлять свой портофлот и закупать буксиры-пятитысячники, демонстрируя, что государственные предприятия могут самостоятельно и достаточно прибыльно работать – портофлоты всегда являлись самыми прибыльными подразделениями в структуре этих государственных предприятий. Но позже, по повелению «свыше» буксиры было приказано передавать коммерческим структурам, что крайне негативно восприняли в портах. Уже в десятых годах была введена так называемая «буксирная схема», когда судна передавались в аренду частникам по часовой оплате, из-за чего порты начали терпеть колоссальные убытки. Нынешнею ситуацию нельзя назвать возрождением данных схем, но мы сталкиваемся с той же проблемой: государственные порты лишают прибыли. Зачем? Чтобы завтра объявить их убыточными? Чтобы убедить людей: государственные стивидорные компании несостоятельны и не умеют работать? А ведь порты – это не только ряды перегрузочных кранов, причалы и конвейеры, это, прежде всего, люди. А поскольку портовские профсоюзы всегда были мощными организациями, то одним из стратегических задач того, кто посягает на госпорты, является ослабление профсоюза. Так новые руководители Одесского порта и поступили – создали еще одну профсоюзную организацию.
- Да, есть новая организация, появилась она в прошлом году. В ней сейчас около шестисот человек. Туда перешла и часть работников портофлота. Теперь это отдельная организация. Раньше как было? Общий профсоюз одесского порта, в него входили и сотрудники порта, и стивидорных компаний и так далее. Оценивать организацию новой структуры сложно, ее должен оценить коллектив.
А что касается нас, то у нас все работает четко в рамках закона. АМПУ развивается, мы оказываем ей полную поддержу, и успешно работаем вместе. Новый коллективный договор с одесской администрацией АМПУ один из лучших в плане медицинского страхования и скорой помощи. Работаем, но с каждым годом условия труда, рабочая атмосфера на предприятии становятся сложней. Каждый задумывается о завтрашнем дне, о будущем предприятия, которому многие в порту отдали не одно десятилетие жизни, - с сожалением говорит Владимир Зайков.