Поиск по дате:

26 Декабря
декабря 2024
ПВСЧПСВ
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Персона

За выдающийся вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, сохранение и приумножение историко-культурного наследия украинского народа, традиций отечественного музыкального искусства, развитие национального музыкального образования, многолетний самоотверженный труд по воспитанию будущих мастеров искусств Украины и в связи со 100-летием основания ОНМА им. А.В. Неждановой З.П. Буркацкий награжден Благодарностью Премьер-министра Украины.

Зиновий Буркацкий родился в 1962 году в с. Кудринцы Борщевского района Тернопольской области. Закончил Мельнице-Подольскую музыкальную школу (учителя А.М. Милянич и В.И. Винник). С 1979 по 1982 находился на военной службе в оркестре в г. Ивано-Франковске. Учился в Тернопольском музыкальном училище (преподаватель И.И. Тимочко), а затем, с  1984 по 1989 гг., – в Одесской государственной консерватории им. А.В. Неждановой в классе кларнета заслуженного деятеля искусств Украины профессора Калио Мюльберга. С 1988 по 1991 годы работал в должности концертмейстера и солиста группы кларнетов в Образцово-показательном оркестре штаба Одесского военного округа. С 1991 по 1994 работал в Одесской филармонии артистом оркестра танцевального ансамбля «Черноморский сувенир» и параллельно – концертмейстером группы кларнетов в Одесском театре музыкальной комедии.

С 1993 года Зиновий Павлович преподает в Одесской консерватории по классу кларнета. Защитил кандидатскую диссертацию по теме «Инструктивно-художественный материал в системе формирования мастерства кларнетиста». С января 2005 года – декан оркестрового факультета. С 2006 года – доцент кафедры духовых и ударных инструментов. С 2011 года – профессор, заведующий кафедрой оркестровых и ударных инструментов ОНМА им. А.В. Неждановой.

Начало

– Я родился в Тернопольской области, в старинном селе Кудринцы, недалеко от Каменца-Подольского, – рассказывает Зиновий Павлович. – Какая у нас музыка звучала? Конечно, народная. Мой отец играл на цимбалах и на скрипке, а дядя сам делал цимбалы и другие инструменты. Все в семье пели. Разве мог я не полюбить музыку? С детства играл на цимбалах, ходил со взрослыми музыкантами на заработки. Все учил на слух, и попробуй сфальшивь – сразу слышат! А во втором классе я с братом Любомиром пошел в музыкальную школу. Со временем сменил цимбалы на кларнет и саксофон. После окончания средней школы прошел по конкурсу в военный оркестр в Ивано-Франковске. Меня взяли на год воспитанником, и здесь же я остался на срочную службу… Вставал в пять утра, чтобы до подъема сделать зарядку, привести себя в порядок и потом, пока остальные умываются-одеваются, поиграть. И в увольнения не ходил – готовился к поступлению в музучилище. Вот так три года и прослужил. Правда, после такой службы меня приняли в Тернопольское училище сразу на второй курс, а после третьего я решил поступать в Одесскую консерваторию.

Почему в Одессу? Потому что здесь работает выдающийся кларнетист – Калио Эвальдович Мюльберг. Я ехал к Учителю!

О творчестве

После консерватории снова «пошел по военно-музыкальной линии»: работал в оркестре Одесского округа, был концертмейстером группы кларнетов. В 1988 году наш коллектив завоевал в Москве на Всесоюзном конкурсе военных оркестров первое место. В качестве награды нас отправили в турне по Голландии. Играли даже для королевы Беатрикс. Принимали нас прекрасно. Мы думали, что и на родине нас встретят как героев. Но оказалось, что наша победа никому не нужна. А вскоре стали не нужны и мы сами: начался развал Союза, а за ним – и армии… 

У меня уже была семья, сын, и надо было искать более перспективное место работы. А в Одессе, где много хороших музыкантов, это непросто… Но я прошел по конкурсу в оркестр Театра музыкальной комедии на место первого кларнета и концертмейстера. Работал там два года. Потом гастролировал с группой одесских музыкантов в Италии. Приглашали остаться, но тянуло домой, и я вернулся. В тот непростой период профессор Мюльберг предложил мне поработать со студентом. Вот так я и вернулся в свою альма-матер.

Кларнет, саксофон и сегодня всегда со мной. Утром приезжаю на работу пораньше, до занятий, закрываюсь в деканате и занимаюсь. У нас такая профессия, которая требует постоянной работы над собой. Я должен быть примером для студентов, потому что иначе кто приедет к нам учиться? Вот и стараюсь играть минимум часа два в день, и не только ради формы – для души.

Творчество невозможно в приказном порядке. Должен быть какой-то внутренний посыл, желание что-то делать хорошо и красиво. Я вот сейчас хочу подготовить номер для саксофона-сопрано: две известные классические темы в современной обработке. Только бы найти время на все…

О педагогике

Профессия преподавателя музыкального вуза – очень непростая. Кроме работы со студентами, аспирантами, мы занимаемся наукой. 10 лет назад я первым среди кларнетистов независимой Украины защитил диссертацию. Тема – «Инструктивный художественный материал в системе формирования кларнетиста» – неисчерпаемая. Это упражнения, этюды – от простого к сложному. Я продолжаю работать в этом направлении, собрал очень интересный материал – 75 этюдов, несколько я сам написал. Надо бы сборник издать. Сейчас много нотной литературы, но это пособие – другого рода. Оно может быть полезно и в процессе обучения и просто для тренинга уже опытных музыкантов.

Сегодня мой день в основном состоит из забот декана и заведующего кафедрой. У нас на факультете около 180 студентов. И своих учеников у меня 17, каждый требует внимания. За 20 лет преподавания я выпустил больше 40 музыкантов по классу кларнета и саксофона. Из них около 30 – лауреаты национальных и международных конкурсов. Мои выпускники играют в оркестрах Одесской оперы и Музкомедии, в театрах и филармониях Украины и за рубежом. Рад, что помог им вырасти в настоящих музыкантов.

Музыка – это не то место, где становятся богатым. Это своего рода служение. Я говорю об этом студентам постоянно. В студенческие годы отдыхать некогда. Надо забыть обо всем, кроме музыки! Надо отдавать себя полностью, все силы и эмоции, если хочешь чего-то добиться. Когда я готовился к Республиканскому конкурсу, будучи студентом первого курса, то играл такую сложную программу, какую на пятом курсе не все играют. И получил первую премию. Это была очень значимая победа. Дело не в званиях, хотя, конечно, хочется их получать. Сама подготовка дает колоссальный профессиональный рост. Я считаю, что не стоит делить творческие конкурсы на менее или более престижные, ведь любой из них требует усиленной подготовки, работы над новой программой.

Сегодня конкурсов значительно больше, чем в пору моего студенчества, поэтому и проявить себя легче, но меньше преданности музыке. Я ребятам внушаю, что сдать экзамен – этого для музыканта мало: надо стремиться к сцене! Думаю, хорошим стимулом для студентов должен стать задуманный ректором академии А.В. Соколом и заведующей концертным отделом ОНМА Т. В. Алейниковой-Сокол конкурс в честь профессора Калио Эвальдовича Мюльберга. Первый Всеукраинский конкурс молодых исполнителей на деревянных духовых инструментах состоится в конце марта. Подготовка к нему станет хорошей исполнительской школой для конкурсантов. И я уверен, что со временем наш конкурс станет авторитетным и популярным.

О семье

Одесская консерватория определила и мою личную судьбу. Здесь я познакомился с будущей женой Таней. Вместе мы прошли очень нелегкий путь, прежде чем реализовали себя и в творчестве, и в педагогике. Сегодня Татьяна Буркацкая, которая вместе с Ларисой Стадниченко создала известный дуэт «Доля», – народная артистка Украины, лауреат международных конкурсов, доцент Одесской музакадемии. Наш сын Ростислав – политолог. Но, приходя с работы, сразу берет в руки гитару, готов играть день и ночь…

Мои детство, юность прошли в напряженной работе. Тогда я думал: вот закончу консерваторию, буду после концертов приходить домой и отдыхать, книжки читать. А сейчас не помню, когда был в отпуске. Но, наверное, это и есть жизнь музыканта…

Автор: Галина Владимирская

Фото: Олег Владимирский