Поиск по дате:

22 Ноября
ноября 2024
ПВСЧПСВ
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Персона

С Сергеем Лукашенко, ведущим солистом Одесского театра музыкальной комедии, заслуженным артистом Украины, мы знакомы и дружны давно. Более того, так уж случилось, что первую заметку о нем в одесской прессе когда­то написала именно я. Забыть о таком факте мне не дает сам Сережа, который при каждой встрече с благодарностью вспоминает об этом. Такой уж он человек – открытый, искренний, доброжелательный. Жаль только, что эти наши встречи бывают нечасто и, в силу общей занятости, лишь по серьезным поводам. Обычно – на премьерах в его родном театре. Но на этот раз повод был самым серьезным: Сергей Лукашенко готовился отметить 25¬летие артистической деятельности и готовил шоу­бенефис «Соло для влюбленного голоса».

Наш предюбилейный разговор начался с моего изумленного «25 лет на сцене?! Не может быть!», что было вполне естественно: ну никак Лукашенко не выглядит солидным юбиляром – стройный, подтянутый, энергичный, с густой шевелюрой. Не удивительно, что по¬прежнему играет молодых героев…

Впрочем, все это – те слагаемые артистической жизни, которые и должны сохраняться как можно дольше, если артист хочет быть востребованным в полную меру своих сил и возможностей. Сергей, безусловно, этого хочет, потому что без театра просто не мыслит своей жизни. И не только без театра: мои первые публикации о нем касались как раз не театральных ролей, а выступлений на эстрадных площадках. «Театр – мое сердце, эстрада – моя душа», – не раз я слышала от Лукашенко. И не раз убеждалась в искренности этого тезиса, слушая, как он поет, выступая в этих разных амплуа.

…Артистические задатки в Сереже были всегда. В детстве и танцам учился, и игре на баяне, и в хоре пел: сначала – при Дворце пионеров, потом – во Дворце железнодорожников и в хоре мальчиков «Одессит». Тогда, собственно, и начал думать о том, что, возможно, сцена – это его призвание. А чтобы окончательно определиться с выбором, даже ходил прослушиваться к знаменитому Николаю Огреничу, который тогда был солистом Одесской оперы и еще не возглавлял консерваторию. Азам актерского мастерства Сергей учился в театральной студии, которой руководил Зиновий Аврутин. Сегодня Лукашенко говорит, что Зиновию Михайловичу он признателен за то, что тот помог ему окончательно сориентироваться в выборе профессии.

Именно Аврутин посоветовал Сергею, когда тот с первого раза не поступил в Московский государственный институт театрального искусства, на год устроиться артистом хора в Одесский театр музыкальной комедии.

И это навсегда определило судьбу Лукашенко. Из этого театра он дважды уходил, и неизменно возвращался.
Первый год в Музкомедии не только не разочаровал, а, наоборот, укрепил в желании стать артистом. Ему повезло: его принимал на работу сам Михаил Григорьевич Водяной, в ту пору – директор театра. Рядом работали другие легендарные артисты – Людмила Сатосова, Идалия Иванова, Евгения Дембская, Семен Крупник, Галина Жадушкина, Иван Крапман, Виктор Алоин, Валерий Барда¬Скляренко…

Чтобы стать на сцене партнером своих кумиров, надо было учиться. И Сергей Лукашенко вновь едет поступать в Москву, а параллельно подает документы в Ленинградский институт театра, музыки и кино имени Н.К. Черкасова. В итоге поступил в оба, но предпочел Питер по причине наличия там хорошей школы подготовки артистов музыкально¬драматических театров. Через пять лет, по окончании учебы, ему предлагали остаться в Ленинграде, звали в Ижевск и Свердловск, где работал прославленный театр оперетты. А он стремился только в Одессу, в любимый театр, на ставшие родными подмостки…

– Как же я радовался, когда поднялся на сцену Музкомедии! – вспоминает Сергей. – По сегодняшний день я от всей души благодарен старшим коллегам, которые делились со мной секретами профессии, у которых я учился сценическим премудростям. Когда не принимал участие в спектакле, все равно бежал в театр, чтобы послушать мастеров, посмотреть их игру. В ту пору главным режиссером у нас был Юлий Гриншпун, и он доверил мне, молодому артисту, роли в целом ряде спектаклей – «Баядера», «Слон», «Мафиози», «Золотая паутина», «Играем Зощенко»… Это было настоящим везением. Поэтому уход Гриншпуна из Музкомедии стал для меня настоящей драмой. Тогда¬то я и вспомнил, что мой педагог по институту заслуженный деятель искусств России Александр Васильевич Петров после окончания звал меня работать в Ленинградский детский театр «Зазеркалье».

Выходит, Петербург стал еще одним городом его судьбы. Там окончил авторитетный театральный институт, там два года работал в хорошем театре «Зазеркалье. И свою эстрадную карьеру он тоже начинал там – в известном варьете «Тройка» при престижном питерском ресторане. Вот откуда у него прекрасные навыки эстрадного вокалиста! В «Тройку», куда было принято попадать по весомой протекции, Сергей Лукашенко пришел, как говорится, «с улицы» и выдержал конкурс. Почему же не остался в Питере, где все так хорошо складывалось?

– На ту пору Одесскую музкомедию возглавили директор Эдуард Римашевский и художественный руководитель Алексей Якубов. И театр, что называется, обрел новое творческое дыхание. Я знал об этом, поэтому, когда мне предложили вернуться, с радостью это сделал. По правде говоря, родной город меня никогда не отпускал, постоянно тянуло в Одессу, к маме, к друзьям, к морю и солнцу... И, главное, я понял, что мне необходим именно театр – большой музыкальный театр с постоянно сменяющимся репертуаром, сложной углубленной работой над ролью, поисками, удачами и неудачами, коллективными переживаниями перед премьерой, небезразличными партнерами и хорошими традициями. Таким и был Одесский театр музыкальной комедии…

Сегодня можно уверенно говорить, что возвращение артиста Сергея Лукашенко в родной город было необходимостью не только для него, но и для нас, зрителей. Он стал ведущим солистом одного из лучших в Украине музыкальных театров, получил звание заслуженного артиста Украины. За эти годы с успехом сыграно почти семьдесят ролей. О нем много пишут, узнают на улицах, есть множество поклонников его театрального таланта, которые непременно ходят на все премьеры с его участием.

Стефан в «Марице», Мараскин в «Жирофле¬Жирофля», Бони в «Королеве чардаша», Айзенштайн в знаменитой «Летучей мыши», целый ряд ролей в спектаклях, поставленных заслуженным деятелем искусств России Владимиром Подгородинским… И в каждой роли Лукашенко неповторим, обаятелен и находчив. «Я не люблю повторяться», – говорит он. И подтверждает это новыми ролями. Среди последних несомненных удач – Билл в «Целуй меня, Кэт», Джон Поль Джонс в «Хаджибей, или Любовь к 300 апельсинам».

Директор театра заслуженный работник культуры Украины Елена Григорьевна Редько, режиссеры­постановщики ценят не только творческий талант артиста, его хорошую сценическую форму и работоспособность, но и его обязательность, ответственное отношение к каждому выходу на сцену, а еще – легкий характер и веселый нрав. Вот и не удивительно, что почти ни одна премьера не обходится без Лукашенко!

Не забыто нашим юбиляром и занятие по душе – эстрада. В свое время Сергей создал свой маленький театр песни и показал на сцене Дома актера несколько цельных, интересных программ. Потом занял второе место на весьма престижном и популярном Международном телефестивале «Шлягер года» (кстати, все в том же Санкт¬Петербурге!). Этот опыт позволил ему стать ведущим артистом в масштабных проектах режиссера­постановщика заслуженного работника культуры Украины Татьяны Подерской «Музыка наших сердец», «Музыкальное путешествие вокруг света» и «Счастливые песни нашего времени», созданных при поддержке народного депутата Украины Сергея Гриневецкого. В этих музыкальных шоу Сергей Лукашенко выступил в органичном дуэте с народной артисткой Украины, партнером по сцене в Музкомедии Ольгой Оганезовой. И снова доказал, что эстрадный жанр ему столь же подвластен, как и театральный.

И все же, несмотря на успех его эстрадных выступлений, сердце Сергея Лукашенко отдано театру. Именно с ним он связывает свои главные планы и надежды, именно о новых интересных ролях в театре он мечтает. Пожелаем же, чтобы эти мечты непременно сбылись!

 

–Фото: Олег Владимирский, Борис Бухман, личный архив

Автор: Галина Владимирская