Настоятельницу Одесского Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря игуменью Серафиму (в миру – Надежда Шевчик) журнал «Фокус» уже несколько лет подряд включает в рейтинг ста самых влиятельных женщин Украины. Матушка Серафима, как все называют ее в Одессе, – депутат Одесского горсовета, автор многочисленных книг по истории православия и духовной культуры Украины, лауреат премий «Лучший христианский журналист 2006 года», «Женщина третьего тысячелетия», Рейтинга популярности «Народное признание». 25 марта самая известная и публичная монахиня в Украине отметила свой 50-летний юбилей.
– Матушка Серафима, в день рождения принято дарить подарки. А что доставляет радость вам?
– Я очень люблю книги и рада, когда их дарят. Но не беллетристику, а классику, историю. Особенно мне нравятся мемуары. Интересно читать о жизненном опыте представителей разных профессий. Для церковных людей он особенно ценен, ведь нам часто приходится отвечать прихожанам на самые разные вопросы, помогать решить их проблемы. А в мемуарах можно почерпнуть много ценного.
– Какое желание загадали под юбилей, о чем просили у Бога?
– У христианина одно желание: он молится о спасении своей души. Все остальное – приложится, как сказано в Евангелии. Мечта у меня тоже есть. Я молюсь и прошу Господа, чтобы Он сподобил меня написать второй том книги «История Киево-Печерской Лавры». Считаю, что это мой долг. У меня уже собран весь материал, но все не хватает времени на написание труда.
– Получается, у вас очень напряженный график?
– Безусловно. У меня очень много обязанностей по обители, потому что это большая семья, и игуменья должна всю себя отдавать сестрам-монахиням. Дважды в день я должна присутствовать на богослужении. Утренняя служба начинается в шесть утра, а я иногда ложусь с рассветом, потому что всю ночь работаю. Такой график изматывает. После богослужения принимаю людей, которые обращаются ко мне и как к игуменье, и как к депутату горсовета. Ради этого порой приходится жертвовать службой, но я не могу сказать нуждающемуся в моей помощи, что занята молитвой. Да и как спокойно молиться, когда у человека проблемы? Это большой грех – оставить ради собственной молитвы душу человеческую, посвятить время себе, а не тому, кто просит о помощи. Конечно, без службы тяжело, но я стараюсь даже во время общения с людьми на четках читать Иисусову молитву.
– Как случилось, что в советское время, когда в людях взращивали атеизм, вам удалось прийти к религии?
– Я родилась во Владивостоке, потом в 10-летнем возрасте переехала жить в Черкасскую область. Мама водила меня в церковь, но отец был неверующим. Я росла в нерелигиозной среде, как все советские дети. Была октябренком, пионеркой и меня даже приняли в комсомол. Сначала верила в какие-то идеалы и, как все, хотела строить светлое будущее. Но рано во всем разочаровалась, во всей этой советской идеологии. В 10-м классе была не по годам взрослой, и мои сверстники казались мне примитивными, наверное, потому что к тому времени перечитала много разной литературы. У меня была огромная страсть к чтению, еще с детского сада. В пять лет декламировала наизусть сказки Александра Пушкина, стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова. А в старших классах поначалу мечтала стать историком, археологом.
Конечно, я не сразу пришла к вере, потому что в душе жили противоположные «истины». Самое странное, что меня привело к Богу чтение атеистической литературы. В ней рассказывалось то, о чем я нигде больше не могла прочесть: тогда не издавались ни Библия, ни Евангелие, ни Жития святых. Атеистическая литература, хотя и в черном цвете, но давала какие-то знания.
– Как ваши друзья, одноклассники отнеслись к столь странному для молодой девушки жизненному выбору?
– В школе ребята знали, что верю в Бога. Я одна в классе носила крестик. И однажды на комсомольском собрании меня сильно «пропесочили». Самое неприятное, что моя подруга прилюдно выдала мою тайну. Тогда я на себе почувствовала, что рядом с тобой может быть Иуда. Помню, на меня напали, как на раненного цыпленка на птицеферме, которого заклевывают до смерти. Топали ногами, требовали, чтобы я сорвала крестик и растоптала его. Но я тогда выстояла, выжила...
– И все-таки, чтобы решиться в 17 лет уйти в монастырь, нужны были особые причины…
– Толчком к тому, чтобы связать всю свою жизнь со служением Господу, стало мое пребывание в Почаевской Лавре на праздник Рождества Христова 7 января 1981 года. Я была ошеломлена красотой монастыря, его великими традициями и поразилась, увидев девушек-послушниц, молодых монахинь – значит, и в советское время люди приходили в монашество! После молитвы в Почаевской Лавре, после общения со старцами мое желание прикоснуться к монашеской жизни разгорелось с необыкновенной силой. И после окончания школы, в том же 1981 году, я пришла в Киевский Покровский женский монастырь.
– Как к этому отнеслись близкие?
– Я о своем решении уйти в монастырь никому ничего не сказала, даже маме. Знала, что она будет плакать. Поэтому пришлось сказать ей, что еду в Киев поступать в вуз. Конечно, когда мама узнала правду, для нее это был страшный удар, тем более что я – единственный ребенок. Она ко мне не приезжала в течение четырех лет – не могла видеть дочь в черной монастырской одежде. Потом смирилась. Сейчас ей 83 года, она послушница в нашем монастыре.
– Вы являетесь депутатом Одесского горсовета, занимаетесь общественной деятельностью. Как это совмещается с духовной жизнью верующего человека?
– Духовно я воспитывалась в Киевском Покровском монастыре, который создала Великая княгиня Александра Петровна, в иночестве Анастасия. Она учила, что монашество должно быть живым, не прятаться за монастырскими стенами, а идти в мир. И я горячо исповедую ее учение. Мы многое делаем для сограждан. У нас в обители находится Дом милосердия, там пребывает около ста немощных, в основном пожилых людей. При монастыре работает доктор, который принимает всех страждущих. Мы создали прекрасный музей «Христианская Одесса», в экспозиции которого – уникальные материалы о святынях Одещины, в том числе безвозвратно утраченных. Свято-Михайловский монастырь ведет большую издательскую работу, в частности издана прекрасно оформленная книга об истории Спасо-Преображенского собора.
Несколько общественно-церковных послушаний я несу не только в Одессе, но и в Киеве. Это связано с музейной деятельностью, культурологической, книгоиздательской.
– А как удается вам уживаться с политиками, которые часто лукавят, пытаются «продавить ситуацию» под себя?
– Бывали даже случаи, когда меня просили пролоббировать чьи-то интересы, но я деликатно объясняла, что не могу этим заниматься. А вообще я легко сосуществую рядом с политиками. Церковь нас учит – не суди, да не судим будешь. Есть хорошая притча о блуднице, которую привели к Иисусу с требованием побить ее камнями. А Господь, как пишет Евангелие, сказал: «Кто из вас без греха, первым бросьте в нее камень». И никто не нашел в себе силы это сделать.
– Извините за досужее любопытство, но хочется задать вам несколько «мирских» вопросов. Многие церковные чины сегодня пользуются навороченными мобильными телефонами, новейшими ноутбуками, дорогими автомобилями. Судя по вашему телефону, вы не исключение. Это веяние моды или просто удобство?
– Конечно, я могу кому-то отдать дорогой телефон, который мне подарили, и пользоваться своим стареньким аппаратом, который неоднократно чинила. Но хороший функциональный мобильный более удобен и он мне помогает в работе. Прихожане дарят мне хорошие подарки: красивую посуду, мобильный телефон, айпад, кожаный портфель. Я не привязана к мирским вещам, но если не буду пользоваться презентами, люди могут обидеться, они ведь делали подарки от души, тратили деньги. Нет греха в том, если я буду пользоваться подарками. Эти вещи я не украла и монастырские деньги на них не тратила.
Что касается автомобилей, то я пользуюсь двумя монастырскими машинами – китайской «Джили», которая потребляет минимум бензина, и «Газелью». Но иногда в зимнее время, когда надо поехать в Киев, а трасса очень скользкая, аварийная, прошу своих благотворителей, чтобы они отвезли меня на хорошей машине.
– А как вам удается сохранять красоту, отпущенную природой?
– (Улыбается). Просто я никогда не пользуюсь декоративной косметикой и омолаживающими кожу кремами. Умываю лицо обычной водой – вот и весь секрет. Вообще я не придаю внешности большого значения. А вот немножко похудеть хочется, но не получается из-за сидячего образа жизни.
– Откуда вы узнали, что заняли третье место в списке самых влиятельных женщин Русской Православной Церкви?
– Из Интернета, как и вы. Список составил религиозный сайт Московского государственного университета «Татьянин день». Не было каких-то опросных листов, рейтинг составили церковные аналитики и эксперты, которые и оценили влияние женщин в Церкви.
– В юбилейный день вас пришли поздравить сотни людей из самых разных сфер деятельности. Приятно, что у вас так много искренних друзей и почитателей?
– В этот день я должна была находиться в Москве, на заседании комиссии Межсоборного присутствия по взаимодействию Церкви, государства и общества. Для меня большая честь быть членом четырех комиссий Межсоборного присутствия, входить в число экспертов, участвовать в выработке доктринальных концепций РПЦ. Юбилей планировала отпраздновать уже после Светлого Христова Воскресения. Но погода не позволила выехать, и довелось принимать гостей. Конечно, приятно, когда люди так к тебе относятся, когда считают твои дела достойными добрых слов. Спасибо всем, кто помнил об этом!
Подготовили: Яна Ковальская, Галина Владимирская