И неизбежно одна из чаш на политических «весах» Синода при принятии этого решения окажется тяжелее…
ПУТЬ К ЕДИНСТВУ
17 апреля президент Петр Порошенко объявил о решении обратиться к Вселенскому патриарху Варфоломею о предоставлении автокефалии православной церкви в Украине. 19 апреля Верховная Рада поддержала инициативу президента: за это решение проголосовали 268 народных депутатов. В Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) уже проинформировали, что поддерживают инициативу Порошенко. Аналогичную просьбу также подписал епископат Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).
Православные церкви Украины пытались получить автокефалию и ранее. 16 июня 2016 г. Рада уже обращалась к Варфоломею с такой же просьбой. В июне 2016-го во время Всеправославного собора на Крите представители некоторых церквей потребовали, чтобы подпись под томосом (указом предстоятеля православной церкви. – Ред.) об автокефалии ставила церковь, автономию от которой нужно получить. То есть, его должен был подписать глава РПЦ Кирилл. Компромисса тогда достичь не удалось, решение принято не было.
ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДВУХ ЦЕРКВЕЙ
Но сейчас ситуация для создания единой поместной православной церкви в Украине может оказаться благоприятнее. Как отмечает религиовед Виталий ХРОМЕЦ, для этого есть все необходимые основания. Многое зависит от государства – насколько оно окажется заинтересованным в создании идеологической силы, работающей на благо Украины, которой могла бы стать единая поместная церковь.
«Сейчас идет обсуждение, имел ли право президент обращаться к Священному Синоду с заявлением о рассмотрении этого вопроса. Но каждая поместная церковь – польская, албанская, сербская, болгарская и другие – создавались с участием государства, обращавшегося к Константинопольскому патриарху, - говорит эксперт. – Церковные каноны четко указывают, что если православное сообщество располагается на территории определенного государства, в его границах церковь имеет право получить статус поместной. Поскольку Украина является независимым государством, у нас есть все основания для создания поместной православной церкви».
Для достижения этой цели перед УПЦ КП и УАПЦ, пока не признанным православными миром, стоит задача объединиться. При этом к ним может примкнуть и часть канонической Украинской православной церкви (УПЦ МП).
«Это может быть часть священников и небольшая часть епископов канонической УПЦ, которые хотят получить поместный статус», - уточнил Хромец.
По его словам, большинство общин и священников канонической УПЦ не захотят входить в такое объединение. Это неприсоединившееся большинство может получить статус Российской православной церкви в Украине.
«И тогда на территории нашей страны будут действовать две канонических церкви, поместная и российская, во втором случае - с центром в Москве», - говорит религиовед.
ПУТЬ МИРА
Конечно, создание двух канонических православных церквей в Украине вряд ли пройдет без конфликтов. Но они могут быть сведены к минимуму при условии, если обе канонических структуры (нынешняя УПЦ и единая поместная церковь, в случае ее создания) станут относиться друг к другу с уважением, считают эксперты. При этом, остро встает вопрос взаимного признания церквей. Это значит, что люди из той или другой церкви смогут свободно посещать богослужения, принимать участие в церковных таинствах. При достижении такого паритета конфликтов не будет.
В противном случае ситуация может выйти из-под контроля: могут возникать взаимные обвинения, нападки, подстрекательства к тому, чтобы верующие не признавали ту или другую церковь. Могут разгореться и острые конфликты на религиозной почве.
«Например, часть общины захочет подчиняться поместной церкви, а часть – Московской патриархии. Сейчас такие конфликты решаются мнением двух третей общины. Оставшаяся треть, фактически, должна уйти из храма и строить свою инфраструктуру. Но люди могут отказаться: мол, мы этот храм строили. Первыми всплывут имущественные вопросы», - отмечает Хромец.
Ситуация может усугубляться попытками церквей повлиять на политические взгляды прихожан.
«Религиозные войны самые жестокие, яркий пример в этом смысле - Балканы. Боснийцы, хорваты и сербы говорили на одном языке, но принадлежали к разным конфессиям, и там возникла резня. Такого у нас допускать нельзя, - подчеркивает эксперт. - Запретить людям быть сторонниками любого из патриархатов невозможно, это право гарантировано Конституцией. Поэтому государство не должно переходить Рубикон закона. Если община и священник хотят быть в Российской православной церкви Украины, никто этому не должен препятствовать. Если ни у кого по судебным решениям не будут отбирать имущество или регистрацию – между конфессиями установится мир».
МНЕНИЕ ЦИБУЛЬКО
БАЗА ДЛЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ
- За последние четыре года из Московского в Киевский патриархат перешло около пятидесяти приходов. Именно УПЦ КП вместе с УАПЦ может стать базой для объединения. Вселенский патриарх Варфоломей имеет шанс войти в историю, предоставив украинской православной церкви статус автокефалии. В то же время не думаю, что президент Петр Порошенко использует тему создания единой поместной церкви для предвыборного пиара. Ведь, кроме государственных задач, существуют и задачи национального строительства. Этим в свое время занимался Виктор Ющенко. А сейчас те же люди, которые резко критиковали Ющенко, бросились критиковать и Порошенко.
Владимир ЦИБУЛЬКО, политолог
ВЗГЛЯД ГОЛОБУЦКОГО
СЕРЬЕЗНОСТЬ НАМЕРЕНИЙ
- Синод в Константинополе официально принял в работу запрос на автокефалию церкви в Украине. Это и является наиболее важным аспектом взаимоотношений Украины и Вселенского патриархата. Вселенский патриарх и Синод воспринимают президента и Раду не как формальных носителей государственной власти, а как легитимных представителей интересов миллионов православных христиан Украины. Что вновь подтвердило: автокефалия - вопрос в отношении Украины сугубо политический, а не церковный. И Вселенская Церковь это понимает и принимает.
Алексей ГОЛОБУЦКИЙ, политолог
ТОЧКА ЗРЕНИЯ АРХИЕПИСКОПА КЛИМЕНТА
В ПЛЕНУ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ
- Поместная церковь - это церковь на определенной территории. В Украине эта церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. Согласно мнению всех поместных православных церквей мира, такой Церковью является Украинская православная церковь, возглавляемая Митрополитом Киевским и Всея Украины Онуфрием. Об этом неоднократно заявляли все патриархи, в том числе и Вселенский Патриарх Константинопольский Варфоломей.
Разделение православия, существующее с 1992 г. – это трагедия для церкви, это грех и боль, охватывающая миллионы людей. Наша церковь ежедневно молится, чтобы Господь привел к единению всех, кто сам себя отделил от тела Христова. Преодоление раскола, объединение всех православных в единую православную церковь возможно не посредствам какого-то закона или иных светских методов. Это возможно только при использовании принципов, по которым церковь существует уже две тысячи лет.
Константинопольский Патриарх неоднократно заявлял о том, что возвращение раскольников в каноническое единство возможно только путем покаяния – те, кто отделились от церкви, должны вернуться в ее лоно. Признание раскола, иными словами, узаконивание беззакония, существовавшего с 1992 г. – это иллюзия. Этого никакой патриарх делать не будет. То, какое решение по украинскому вопросу принял Константинопольский Патриархат на своем Синоде, еще раз свидетельствует: никаких решений, связанных с нарушением церковных канонов, с односторонним принятием решений, не поддерживаемым всеми поместными православными церквями мира, Константинопольский Патриарх принимать не будет. Решение, связанное с Украиной, будет рассматриваться на всеправославном уровне. Все пятнадцать поместных православных церквей должны прийти к консенсусу на основе ситуации, существующей сегодня в Украине.
При этом, игнорировать мнение Украинской православной церкви, руководимой Митрополитом Онуфрием - самой крупной церкви в Украине - было бы просто неразумно. Поэтому Константинопольский Патриарх Варфоломей неоднократно заявлял, что без согласования с Митрополитом Онуфрием никаких действий предпринимать в отношении Украины не будет.
Но мы по этому поводу неоднократно слышали и слышим заявления различных политиков. Это следует рассматривать как политический пиар, который ничего общего с церковной жизнью не имеет. Она определяется не заявлениями Верховного Совета, парламента или президента, а благодатью Бога. По политическим или экономическим соображениям перекроить это невозможно. Подтверждение тому – существование Украинской православной Церкви, уже 27 лет объединяющей Украину.
Архиепископ Нежинский и Прилукский КЛИМЕНТ