Результат голландского референдума о ратификации этой страной договора об ассоциации Украины с ЕС, кажется, застал в врасплох украинскую политическую элиту. И это притом, что еще в январе «АиФ» предсказывал, как голландцы сорвут украинскую «европейскую мечту» (см. №3 от 20 января 2016 г.). Однако дело сделано, что же теперь ждет нашу евроинтеграцию?
Неожиданный провал
«До последнего времени у нас отказывались воспринимать голландский референдум как реальную угрозу. Мол, слишком много переменных. Во-первых, явка на референдуме должна составить не менее 30%. Во-вторых, референдум носит чисто консультативный характер. То есть правительство может учитывать мнение граждан, а может не учитывать, - говорит политолог Тарас Черновол.
…Теоретически мы могли «проскочить». Но не вышло. Голландцы мало того, что пришли на референдум, так еще и пришли «не в духе»: за евроинтеграцию нашей страны высказалось 38,1%, «против» - 61,1 %. Премьер-министр Нидерландов еще до официального оглашения результатов заявил, что его правительство вынуждено приостановить процесс ратификации соглашения об ассоциации Украины с ЕС.
То есть, реализован самый худший сценарий для Украины. Почему?
«По поводу явки. Надо понимать, что закон о референдуме, который проводится уже после принятия официальных решений - это новинка для Голландии. И конечно, им любопытно было протестировать новый механизм демократии, - считает Екатерина Зарембо, замдиректора Института мировой политики. - Что до результатов, то правительство, будучи официально на стороне Украины, не может игнорировать волю народа - это грозит политическим кризисом в Нидерландах. Но если бы разрыв между «за» и «против» был незначительным, тут еще можно было бы искать варианты, но разрыв получился критическим. Что, кстати, стало неожиданностью для аналитиков».
Но вернемся немного назад. Какие претензии изначально были у жителей Нидерландов к Украине? Согласно опросу, проведенному Институтом мировой политики, более 20% голландцев в принципе против расширения ЕС на Восток. Собственно, эти евроскептики и стали инициаторами референдума. Что же до остальных, то, в первую очередь, их пугает коррупция в Украине. Вторая претензия - слабая экономика, а значит, мы – потенциальные иждивенцы. И, наконец, украинцы «не разделяют европейские ценности». Как правило, в доказательство таким утверждениям показывают бойцов «Азова», «кидающих зиги», что для Европы - шок. Если добавить сюда обиды по отсутствию расследования по сбитому «Боингу» и похищенным картинам, становится ясно, что Голландия не склонна умилятьcя нами, как «молодой демократичной страной». Более того, они не готовы сочувствовать Украине и как «жертве агрессии». По мнению 65% населения Голландии, в Украине идет гражданская война, потому что часть украинцев не хочет вступать в ЕС.
«Вы будете удивлены, но они уверены, что, голосуя против евроинтеграции, способствуют установлению мира в Украине, вот что значит антиукраинская пропаганда», - отмечают в украинском МИДе.
Пропаганда на миллион
Но какие контрмеры приняла Украина? На самом деле значительные, особенно если измерять их в денежном эквиваленте. Но, гуляли, как водится, за счет соседнего столика. Так Фонд Сороса выделил на агитационную компанию 700 тыс. евро! И если противники евроинтеграции растянули свои гранты на полгода, методично работая с избирателем, то мы освоили бюджет в рекордно короткие сроки. Накануне самого референдума в Нидерландах высадился украинский десант. Мы провели ряд презентаций, устроили велопробег с нашими чиновниками в главной роли. Выступали на теле- и радиоэфирах. В качестве ключевого спикера украинская сторона догадалась выдвинуть Виталия Кличко. Мэр Киева выступил в своем авторской манере и сумел, как минимум, привлечь внимание голландцев. Одним словом, все шло отлично, но неожиданно украинская карета превратилась в тыкву, еще до наступления полночи.
«В воскресенье после недели ударной работы в Нидерландах я сажусь в самолет с чувством выполненного долга, а когда приземляюсь в Киеве, то вижу, что все СМИ, в том числе и голландские, уже в «офшорах президента». И наш труд пошел насмарку», - рассказал Дмитрий Кулеба, посол по особым поручениям МИД Украины.
Теперь итоги референдума многие депутаты считают личной «заслугой» именно Петра Порошенко.
«Это приговор президенту страны, который, имея все полномочия, в течение двух лет системно и настойчиво между прошлым и будущим выбирал прошлое; который, вопреки воплям людей и своим же декларируемым лозунгам, выбирал в партнеры «элиту» и олигархов, а не гражданское общество и новое поколение», - заявил народный депутат Мустафа Наем.
Возможен компромисс
Пока политики ищут козлов отпущения, аналитики пытаются понять, а что будет дальше с «украинской мечтой»? Чисто теоретически если одна из стран ЕС отказывается ратифицировать соглашение, то новый член зоны свободной торговли получает черную метку. Для нашей страны столь резкая смена европейского курса вполне может обернутся третьим Майданом.
«Но ЕС не заинтересован в таком развитии событий. Они два года решали политические и финансовые проблемы Украины. Делали все возможное для интеграции Украины в европейское сообщество и сейчас отказаться от Украины - это значит признать свое поражение. На это не пойдут - будут икать юридические компромиссы», - уверен Черновол.
Искать будут, как минимум, до июня. Тогда должен пройти референдум в Великобритании по выходу из ЕС. Европа надеется удержать старушку-Англию и потому никаких волнений вокруг ассоциации не допустит. Формально «уйдут на совещания».
И все же: какие компромиссы на повестке дня? Вариант первый: мы будем оставаться «временным членом» зоны свободной торговли до повторного референдума в Голландии. Нам дадут время одуматься, повзрослеть. На это может уйти год, а может и десять, ведь неизвестно, когда рядовые голландцы решат сменить гнев на милость. Вариант второй: в соглашение будут внесены изменения, которые исключат Нидерланды из договора. Именно такой вариант сейчас обсуждают в самой Голландии. Дескать, мы обезопасили себя от Украины - и этого достаточно, не стоит превращать эту страну в изгоя.
«Гипотетическое голландское вето на решение Совета не стало бы «победой демократии» – скорее, наоборот. Разрешить сравнительно небольшой части населения в относительно небольшом государстве-члене ЕС заблокировать вступление в силу соглашения, утвержденного национальными парламентами 29 стран и Европейским парламентом, было бы крайне цинично, - пишет профессор Европейского права в университете Гента Петер ван Элсувехе на сайте Verfassungsblog.
Помощь «из чувства вины»
Известно, что официальный Брюссель разделяет эту точу зрения. Все идет к тому, что у нас будет ассоциация, но без участия Голландии. Что теряет наша экономика при таких раскладах? Если смотреть на цифры, кажется, достаточно. Так, по итогам 2015 г. экспорт товаров в Нидерланды составил 905,7 млн. долл. или 7% от общего экспорта в страны ЕС – шестое место после Италии, Польши, Германии, Испании и Венгрии.
Также официально Нидерланды являются одним из главных инвесторов в экономику Украины – 5,61 млрд долл. или 12,9% от общего объема инвестиций. Больше инвестировал в Украину только Кипр – 11,7 млрд долл., или 27,1%.
По информации МИД Украины, на территории нашей страны зарегистрировано около 500 предприятий с голландским капиталом. Получается, что мы теряем крупнейшего инвестора и довольно значимого торгового партнера. Но эти потери кажутся серьезными лишь на первый взгляд.
«На самом деле Голландия является офшорной зоной. Большинство инвестиций поступает через офшоры от наших же отечественных магнатов - так они уходят от налогов. То же и с экспортом: массовые продажи кукурузы и масла – ненастоящие, они лишь на бумаге, это опять таки попытка сэкономить на налогах, - говорит Александр Охрименко, глава Украинского аналитического центра. - В реальности торговли с Голландией фактически нет. А офшоры как работали - так и будут работать».
Получается, что разрыв экономических отношений с Голландией пройдет для нас незамеченным. Главная угроза, по мнению экспертов, заключается в политическом аспекте. Дескать, результаты выборов в Нидерландах заставят лидеров ЕС более скептически посмотреть на Украину. И не факт, что отменят визовый режим. Да и сами Нидерланды, которые сейчас являются председателем ЕС, могут употребить свое влияние, убедив членов команды не спускать трап случайным шлюпам. Но реакция Брюсселя оказалась прямо противоположной. Премьер Нидерландов Марк Рютте в качестве компенсации пообещал Украине безвизовый режим с ЕС. Этот вопрос премьер обсудил с Петром Порошенко в ходе недавнего телефонной беседы.
- Рютте сообщил о том, что он расстроен результатами референдума, который состоялся в Нидерландах в среду, 6 апреля… Премьер-министр Нидерландов заверил в поддержке его государством предоставления безвизового режима для украинцев, - говорится в сообщении, обнародованном сайте президента.
Таким образом, провал Украине на референдуме вполне может обернуться нашей победой: и ассоциация остается в силе, да с визами помогут из «чувства вины». Другое дело, что эксплуатировать образ «сиротки» долго не получится. Придется либо демонстрировать взросление, либо мы рискуем получить от наших европейских партнеров нелестный диагноз «задержка в развитии».
Дарья Потатова