Одной из визитных карточек Китая является чай, а церемония потребления ароматного напитка имеет многовековую историю. Чаепитие для китайцев – особый ритуал, а множество мифов, связанных с ароматным напитком, лишний раз подчеркивают особое место культуры в национальных традициях.
Понять философию жизни китайцев невозможно без изучения культуры употребления чая, считает Ден Сяосю, основатель Украинско-Китайского центра. Сам центр основан для расширения двусторонних дружественных связей между странами. Одним из направлений его деятельности в Украине, убежден Ден Сяосю, должно стать распространение китайской культуры, в том числе чаепития.
Мифы и легенды об открытии чая
История появления напитка в меню китайцев за долгие века обросла большим количеством легенд. Наибольшее распространение получил рассказ о якобы случайном открытии непревзойденных вкусовых качеств растения.
Ден Сяосю, интерпретируя общеизвестную на его родине историю, рассказывает, как приблизительно 5 тыс. лет тому один из великих императоров прогуливался по саду, согреваясь обычным кипятком. Случайно в чашку с горячей водой залетел небольшой листочек. Вода преобразилась, она стала необычайно ароматной, приобрела неповторимый вкус и цвет. Так появился чай – любимый национальный напиток.
Чайные деревья, родиной которых является Китай, теперь распространены в разных уголках мира. С особым трепетом в стране берегут остатки насаждений диких чайных деревьев, возраст одного из них, произрастающего в провинции Юнь нань, достигает 17 столетий.
История появления чая в документальных свидетельствах
По другой версии чай начал распространяться и приобретать популярность в 3 тысячелетии до н.э. Свидетельством такого утверждения являются реальные записи в древнем трактате О корнях и травах. Составитель записок земледелец Шень Нунга рассказывает, как он изучал влияние разных трав на свой организм. Экспериментатор съедал части растений, затем для нейтрализации ядов, содержавшихся в них, пил настой чайных листьев. В другой своей книге Трактат о пище Шень Нунга отмечает, что употребление отвара продолжительный период, способствует увеличению телесных сил, умственному удовлетворению, пробуждению воли и решительности.
По мнению Ден Сяосю, документальное упоминание о чудодейственных свойствах напитка свидетельствует о растущем его распространении. Подтверждение этому можно отыскать и в других старинных записях.
Так во времена правления династии Западная Чжоу (1045 – 771 год до н.э.) после завоевания императором У Ван царства Инь, победитель потребовал уплаты дани чайными листьями. Выходит, в те времена чай ценился очень дорого, являлся своеобразной валютой.
Отношение к чаю в периоды династического владычества
Приблизительно в этот же период начали выращивать чай на специальных плантациях. Первоначально потребление растения включало и употребление в пищу отваренных листьев. Постепенно пришло осознание ценности именно отвара.
Трактаты периода правления династии Восточная Чжоу (770 г. до н.э.) описывают разные способы кипятить листья дерева с добавлением корицы, имбиря, различных пряностей. Чай использовали для приготовления двух блюд – листья подавали к столу в виде салата, отвары – в качестве напитка.
Принято считать, что чай способен очищать организм после принятия пищи, с которой поступают ядовитые вещества, изгонять их и питать тело энергией.
До наших дней приготовлением холодных закусок из чайных листьев славится провинция Юньнань. Здесь готовят традиционное блюдо, в составе которого свежесорванные измельченные листья чая, апельсина, чеснок, острый перец, пряности и специи. Ингредиенты смешивают с водой из родника и подают к столу.
Уже в эпоху династии Цинь, правление которой продолжалось с 221 до 207 года до н.э. к растению применялись различные способы обработки. Были изобретены приспособления для скатывания шариков из листьев. После высушивания их измельчали до порошкообразного состояния, закладывали в керамическую посуду, заваривали. Добавление имбиря, лука, мандариновых, апельсиновых листьев вносило разнообразие во вкусовые особенности напитка.
По мнению Хуа То, одного из древних целителей, особенно полезно для организма съедать листья чайного дерева, а горький отвар из них при длительном употреблении способствует ускорению мыслительной деятельности.
Прошли века прежде, чем отвар перестали воспринимать как лекарство, а особая церемония приготовления и разливания стала важной составляющей приема гостей
.В 206 – 221 годы до н.э., когда при власти находилась династия Хань, к чаю стали относиться как к основному напитку, способному заменить вино. Императоры отдавали предпочтение чаю, благодаря его бодрящим и оздоровительным свойствам.
Со временем чай все активнее распространялся по стране. Его выращивали и продавали в центральных и юго-восточных районах. Цена продукта снижалась, напиток перестал быть роскошью, которую позволяла себе только знать, и стал доступным для любого жителя, независимо от достатка. Не менялись на протяжении столетий лишь способы приготовления.
Ден Сяосю, досконально знающий историю становления чайной культуры, указывает на довольно интересный факт излечения от тяжелой болезни одного из императоров. Существует легенда, что Вэнь Ди, глава династии Суй, правившей в 581-618 года, благодаря чайному отвару сумел победить недуг.
Путь от напитка для избранных до массового потребления
Так чай начали употреблять во всех регионах страны – от юга до севера. Китайцы меняли его на различные товары на границе с Монголией, что способствовало распространению чая в странах на всей протяженности Великого Шелкового пути. Как известно, этот легендарный торговый маршрут соединял Китай и Аравию (нынешнюю Сирию). Караваны ходили по нему с 121 года до н.э. и перевозили самые разнообразные товары: шелк, оружие, фарфор, хлопок, пряности, рис, фрукты.
В другие страны поставлялся чай первоначально как целительное средство или составляющий ингредиент для изготовления лекарств. Древний Китай был поставщиком на Запад полезных изобретений и предметов, облегчающих быт, или, как сегодня сказали бы, современных технологий.
Наибольшего расцвета китайская культура достигла во второй половине начала нашей эры, когда при власти находилась династия Тан. Это было время создания шедевров в разных направлениях искусства, архитектуре и ремеслах. Одновременно традиции китайцев стремительно обогащались достижениями культур других народов, преображали их и наполняли национальным содержанием.
В потреблении чая также произошли изменения. Хотя по-прежнему он оставался полезным горьким, соленым напитком, от добавления лука отказалась. В качестве добавок чаще использовали мяту и финики.
Выращиванием чая занимались в даосских и дзен-буддийский монастырях. Монахи использовали напиток во время медитаций. Религиозный свод предписаний Байчжан цингуй содержал обязательное требование употреблять чай во время дзен-церемоний и практик.
Расширение торговых путей после открытия нового караванного маршрута Чамагудао - Древнего чайного пути – способствовало географическому расширению территорий распространения чайной культуры в сторону Тибета, Непала, Индии, Турции, Среднеазиатских стран.
В конце первого-начале второго тысячелетия нашей эры, когда к власти пришла династия Сун, чайный отвар перешел из категории напитков для аристократов и ученых в число продуктов массового потребления. На этот факт указал в своем научном труде Опыт рассуждения о чае тогдашний мудрец Ван Аньши. В частности он описал, что для китайцев использование чая стало таким же повседневно необходимым, как риса и соли.
Изменились и особенности приготовления. Чайные листья спрессовывали в лепешки, кусочки которых перед завариванием измельчали до состояния порошка. Массу засыпали в керамическую посуду, заливали кипятком и взбивали до образования пенки кисточкой из бамбука. Описание такого способа заварки можно найти в Записях о чае одного из вельмож той эпохи Цай Сяна и в Рассуждениях о чае, составленных сунским императором Хуэй Цзуном.
Именно китайский способ заваривания распространился в Японии благодаря монахам-буддистам. Один из них Эйсаи свое восхищение отношением китайцев к национальному напитку передал в Записках о питии чая для питания жизни. Монах убежден, что его употребление способствует физическому здоровью, очищает дух, наполняет силой, помогает достичь гармонии и баланса, важных понятий в философии дзен.
Эпоха Сун обозначена в китайской истории как время необычайного развития ремесла обжига посуды для чая. Почти в каждом китайском селении той поры сооружались печи для производства керамики и фарфора.
Эпоха процветания завершилась приходом к власти династии Мин (1368–1644). На правление императора Чжу Юаньчжан, выходца из семьи крестьян, выпало время послевоенной разрухи.
Правитель направлял усилия на восстановление страны, с этой целью было запрещено торговать с иностранцами на море. Судна допускались в порты Китая только при условии отдельной платы или подношений. Следующим шагом стали ограничения на экспорт и производство прессованного чая. Право торговать чаем закрепилось за государством.
Производить разрешалось лишь рассыпной чай (саньча), в такой форме продукт сложнее транспортировать. Контрабандистам грозили смертной казнью. Император пошел даже на то, что казнил собственного зятя, обвиненного в тайном вывозе чая из страны.
Упростился и способ заварки. Чайные листья заливали кипятком в специальной посуде. Именно такой крестьянский вариант используется и в наши дни.
В качестве посуды использовали глиняные чайники и пиалы из тонкого фарфора.
Несмотря на некие притеснения, интерес к культуре чаепития не снижался. Ярким свидетельством тому являются более полусотни научных и философских трудов на чайную тематику, написанных в те годы.
Чайная экспансия в Европу
Со временем морская торговля снова возродилась, и в 16 веке первые голландские суда зашли в порт Макао.
Именно этот факт, отметил Ден Сяосю, способствовал распространению напитка в Европе. Впервые голландцы доставили продукт на родину в 1610 году. Датой начала регулярных поставок чая на европейское пространство считается 1637 год. С тех пор ароматный напиток из Китая завоевал достойное место в меню европейцев.