Поиск по дате:

24 Апреля
апреля 2024
ПВСЧПСВ
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Новости

Виктор Журавок относится к яркому поколению руководителей-государственников – тех, кому не раз доводилось в самые сжатые сроки решать сложнейшие по масштабам и важности задачи, обеспечивая тем самым реальное повышение уровня жизни жителей городов, области, страны. И большой запас прочности, заложенный благодаря высокому профессионализму принимаемых тогда управленческих решений, до сих пор позволяет эксплуатировать то, что создавалось десятилетия назад. Если, конечно, построенным объектам удалось избежать уничтожения в рамках борьбы с колхозами, массового разгосударствления и прочих модных веяний, жертвами которых стало немало уникальных начинаний в нашем регионе.

Впрочем, судите обо всем сами. Разговор с Виктором Ивановичем, состоявшийся в преддверии его юбилея – нашему собеседнику исполняется 80 лет, как нельзя лучше характеризует систему ценностей, которая была основным ориентиром в жизни руководителей его поколения.

0002

Одессит из Херсона

Виктор Журавок родился 7 июня 1940 года в Херсоне. Но начавшаяся через год война забросила семью в далекий Барнаул. Отец нашего героя, зоотехник, выполнял задание Госкомитета обороны по перебазированию в глубокий тыл племенного скота, чтобы его не вывезли в Германию; вместе с ним отправилась в эвакуацию и жена с двумя маленькими детьми (брат Виктора Ивановича родился в 1941-м).

После войны семья вернулась в родные края. Глава семейства Иван Степанович Журавок стал доктором сельскохозяйственных наук, был деканом зоотехнического факультета Херсонского сельхозинститута. А сын пошел по инженерной стезе: после окончания  школы Виктор поступил в один из самых престижных одесских вузов – политех, на специальность «промышленная теплоэнергетика». Студентом был толковым и прилежным, а еще увлекся волейболом, получил первый разряд. И позже о любимом виде спорта не забывал: в течение 15 лет являлся президентом Одесской областной федерации волейбола. То время запомнилось серьезными успехами наших команд: и ребята, и девушки становились чемпионами страны, выигрывали кубок Украины.

Окончив учебу, Виктор Журавок по распределению попал в Казахстан, в «Целинэнерго». Эта организация обслуживала пять областей целинного края. Участие в монтаже теплотрасс крупных ТЭЦ стало первым серьезным профессиональным опытом молодого инженера. И в целом это была проверка личности на прочность: условия работы и жизни были суровыми. Одессит с честью выдержал этот экзамен.

Вернувшись в Одессу, поступил на работу в трест «Черноморгидрострой» – мастером в спецуправление № 485.

– Время с 1965 по 1990 год было периодом очень бурного развития страны, – вспоминает Виктор Иванович. – Стремительно наращивались объемы в жилищном и промышленном строительстве. Вспоминаю Юго-Западный массив в Одессе. Когда был студентом, там, на пустыре, мы рыли окопы на занятиях по военной подготовке. А потом строил 8-й и 9-й кварталы (их еще называли пароходскими). С этих кварталов началось, по сути,  возведение в том районе города. Большинство жилых зданий сдавалось в эксплуатацию на моих глазах.

Довелось работать Виктору Журавку и в облмежколхозстрое. Участвовал в строительстве ферм, животноводческих комплексов, птицефабрик. Особенно гордился возведением огромных современных комплексов – Черноморской (в районе Южного) и Белгород-Днестровской птицефабрик. Здесь было оборудовано по 11 птичников, каждый из которых занимал по гектару территории. Были еще племптицерепродукторы для выращивания циплят. Эта система обеспечивала регулярные поставки на рынок огромной страны высококачественного куриного мяса бройлеров. Увы, сегодня от тех предприятий не осталось и следа.

– Не понимаю, зачем надо было все разрушать? – с горечью недоумевает Виктор Иванович. – Это были современные сельхозпредприятия, обладавшие колоссальным ресурсом обеспечения населения полезными продуктами питания.

0007

К слову, участие в возведении объектов различного назначения подтолкнуло его к пониманию необходимости получить новые знания. Он вновь стал студентом и окончил Одесский инженерно-строительный институт, получил диплом инженера-строителя. А со временем объединил новые знания и личный богатый опыт в книге «Рамные конструкции», где рассказывал о производстве и монтаже зданий для потребностей сельскохозяйственных предприятий. 

– Если ты начинал заниматься какой-то новой сферой деятельности, то обязан был получить профессиональные знания, – говорит Журавок. – Кадровая работа велась очень скрупулезно. Человек должен был пройти все ступени карьерной лестницы. И его постепенно, если видели потенциал и способности, выдвигали на руководящие посты. И с горьким юмором добавляет: Представить себе, что первой записью в трудовой книжке может стать должность министра, тогда было невозможно.

Удачи и разочарования

Виктор Иванович Журавок с нуля строил первую котельную на поселке Котовского, которая должна была обеспечить теплом зарождающийся огромный район города. Сам разжигал первый котел. Именно на этом строительстве по его инициативе применили  современное инженерное решение: трубы теплоснабжения прокладывали гораздо ближе к поверхности, чем было обычно принято, и малая глубина заложения позволяла легче обслуживать и ремонтировать теплосети.

Природный газ пришел в Одессу в 1963 году. Тогда в городе работало порядка 100 котельных. Оборудованы они были в подвалах, работали на угле. И затратно, и вредно с точки зрения экологии. В «Одесских теплосетях» Виктор Иванович стал главным инженером в 1966 году. И принял самое активное участие в переходе на газ: в городе ежегодно начали реконструировать по 20-30 котельных. Еще одна выгода – кадровая:  если раньше каждую угольную котельную обслуживало 4 оператора, то с переводом их на природный газ начался этап диспетчеризации и уже один человек мог обслуживать несколько котельных.

0003

Опытом одесситов воспользовались жители города-побратима Варны. Там построили точно такую же котельную, но в течение месяца никак не могли запустить. Приглашенные из Одессы специалисты справились с поставленной задачей за три дня.

– В тот период нам фактически надо было сделать новую систему теплоснабжения города, – рассказывает  Виктор Иванович. – За год мы прокладывали и ремонтировали более 20 километров магистральных и примерно 120 километров разводящих теплосетей, Тогда-то я и сделал вывод, что централизованное теплоснабжение возможно только при социализме. Частному инвестору с такими объемами работ не справиться.

И тут же с юмором вспоминает связанные с этой работой другие социалистические реалии. Когда он пришел в «Одесские теплосети», там не хватало экскаваторов, грузовиков. Как работать в таких условиях? Пришлось ради общего дела прибегнуть к пресловутой семейственности. Младший брат Виктора Ивановича женился на дочери В.З. Тура – знаменитого председателя передового колхоза имени Татарбунарского восстания.  Вот к Василию Захаровичу и поехал главный инженер на поклон. И обеспечил-таки свое предприятие необходимой техникой!

А сколько было разных ситуаций, потребовавших не только профессионализма, но и таланта руководителя, умения находить компромисс и отстаивать свою точку зрения, проявлять выдержку и творческий подход, когда он в течение шести лет был первым заместителем председателя Одесского горисполкома! Из них два года Журавок фактически руководил городом: тогдашний мэр Валентин Симоненко стал народным депутатом и больше находился в Киеве, чем в Одессе. Впрочем, особой благодарности Виктор Иванович за свою работу не снискал, а вот критику в свой адрес на страницах «Вечерки» читал не раз: газета почему-то питала к его персоне особое пристрастие. Сегодня он вспоминает об этом с улыбкой, но некоторые из публикаций хранит по сей день…

По достоинству оценили его деятельность уже на посту заместителя председателя облгосадминистрации. Виктору Журавку присвоили звание заслуженного строителя Украины за ввод в эксплуатацию моста через Хаджибейский лиман. 10 лет этот объект оставался недостроенным. И только когда за дело взялся Виктор Иванович, всего через шесть месяцев мост удалось ввести в эксплуатацию.

0011

Впрочем, этого звания он был достоин не только за это. Строительство припортового завода, закладка и возведение города Теплодара, водообеспечение Измаила, восстановление Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря и постройка новых зданий на его территории – все это и многое-многое другое тоже происходило при самом активном участии В.И. Журавка. Одесситы и жители всей Украины должны быть признательны ему как зампреду облгосадминистрации за то, что отстоял на уровне Киева идею создания и отвода земли под знаменитый нынче оптовый рынок «7-й километр». Говорят, основатель и первый директор промрынка В.Л. Добрянский предлагал в качестве благодарности взять в пользование десяток контейнеров, но Виктор Иванович наотрез оказался. А гостиница «Октябрьская»? Те, кто в теме, рассказывают: когда отель, относящийся к собственности области, отдали в управление Журавку, он его достроил и перестроил, поднял уровень номеров и обслуживания до европейского. Популярность заведения была такова, что свободных номеров не бывало, а бюджет области имел еще один источник дохода. Можно только представить, как тяжело было на сердце у Виктора Ивановича, когда гостиницу фактически даром отдали местному бизнесмену-нардепу…

Когда же речь заходит о том, что планировалось, но не удалось реализовать, Журавок, прежде всего, говорит о дамбе на Хаджибейском лимане:

– Первой была проблема выпуска сточных вод с очистных сооружений в море. На расстояние два километра от берега была проложена труба. Потом бизнесмен Руслан Тарпан взялся за прокладку трубы на расстояние четыре километра от берега. И трубы действительно начали укладывать, но процесс не закончили. Так и лежат они на дне моря до сих пор. Чтобы вернуться к этому проекту, сначала надо провести экспертизу лежащих на дне труб, понять, пригодны ли они для использования. Кроме того, мне не удалось привести к консенсусу представителей нескольких ведомств, чьи интересы пересекаются на дамбе. Дорожники, правда, расширили проезжую часть со стороны Усатово и Латовки. Рыбаки были против откачки воды, так как снижение ее уровня сделает невозможным нерест рыбы. Энергетики были против переноса ЛЭП, расположенных вдоль дамбы. В общем, опасность затопления Пересыпи в случае прорыва дамбы, в спасении которой мне довелось участвовать трижды, по-прежнему велика. Ведь когда ее строили, расстояние до воды составляло 300 метров, а сейчас у дамбы глубина лимана – полтора метра…

Чудо по имени Одесский оперный 

Работая на посту зампреда облгосадминистрации, Виктор Журавок занимался вопросами реставрации Одесского театра оперы и балета. 52 тысяч тонн веса уникального здания стоят на просадочных грунтах 2-й категории глубиной до 17 метров, и только ниже начинаются твердые породы. Грунты подмокали, проседали, и опасность разрушения здания возрастала с каждым годом.

– Вышел Указ Президента о проведении реставрационных работ, – вспоминает Виктор Иванович. – Я приехал в театр, чтобы посмотреть на состояние здания. Поднялся и на чердак. А там стоят огромные емкости на 10, 20, 30 тонн с запасом воды на случай пожара, которого в театре очень боялись. Емкости постепенно ржавели, приходили в негодность, но их не убирали, а добавляли новые. Представляете, какой груз сверху добавился на здание?! Конечно, мы начали с того, что срочно это убрали. Но тогда я даже не представлял, с какими трудностями нам еще придется иметь дело…

Реставрационно-строительные работы в Одесском оперном, начавшиеся в 1997 году и продолжавшиеся более десяти лет, Виктор Журавок совершенно справедливо считает уникальными. Театр продолжал работать, когда под его основанием разместили 1800 свай. Были созданы (кстати, одесскими инженерами и рабочими!) специальные буровые установки, позволяющие вести работы в ограниченном по высоте пространстве. Каждая из свай должна была выдерживать нагрузку в 30 тонн, но проведенные испытания показали, что они великолепно выдерживают и 40 тонн. Также каждый этаж был опоясан специальным металлическим ободом из стали. Отдельного инженерного решения потребовала реконструкция противопожарного занавеса… Словом, без огромного строительно-инженерного опыта, креативного мышления и одесского патриотизма тут было не обойтись!

– Основную тяжесть проведения работ вынесли на своих плечах директор по реставрации Иван Степанович Волощук и главный инженер «Одеспромстроя» Юрий Павлович Паращенко, – подчеркивает мой собеседник. – Подрядчики работали на энтузиазме, ведь деньги обычно перечисляли из госбюджета в самом конце года, в декабре, и в суммах, которые лишь частично покрывали объем уже выполненных работ. Тогдашний министр экономики Украины Сергей Тигипко вообще предлагал провести реставрацию за счет средств местного бюджета. Я обращался к мэру Одессы Эдуарду Гурвицу с просьбой выделить средства на спасение оперного. Он сказал: «Передавайте театр городу, и мы им займемся». Поскольку театр находился в областной собственности, город действительно не мог финансировать работы по его спасению. Пришлось мне создавать благотворительный фонд «Черноморская жемчужина». Начали собирать деньги среди тех, кому была небезразлична судьба театра. Участие в спасении театра приняли сотни организаций и граждан города. Помню, что 15 тысяч гривен дал  Михаил Жванецкий (курс доллара США тогда был примерно 1:2,  то есть сумма составила 8 тыс. $ – Авт.). В общем, так получилось, что большинство свай стали у нас именными. 4,5 тысячи гривен (более 2 тыс. долларов – Авт.) стоила каждая. Есть под театром и моя свая.

Удалось сделать все: установить самые современные системы кондиционирования, пожарной сигнализации и энергообеспечения, видеонаблюдение, системы звука и света,  сделать новый занавес, преобразить сцену и зал, провести полную реставрацию фасада... И действительно можно назвать чудом то, что только три из десяти лет реконструкции труппа выступала на сценах других одесских театров, а остальные годы они работали бок о бок. Так вести строительно-реставрационные работы было значительно сложнее, но зато и здание, и большой театральный коллектив жили своей обычной жизнью, и все удалось сохранить!  

0010

…Слушая Виктора Ивановича, начинаешь понимать: его поколению руководителей-хозяйственников были под силу самые грандиозные по масштабу задачи. Это они заложили тот твердый базис, на который и сегодня опираются отечественная экономика и социальная сфера, который позволяет развивать инфраструктуру наших городов и сел.  Они самоотверженно работали на страну, получая порой выговоры «за того парня», исправляя чужие ошибки, и мало думали при этом о личных привилегиях. В рабочей жизни Журавка такая несправедливость тоже случалась, но об этом он вспоминает без обиды, с улыбкой: мол, время было такое, главное, что удалось много полезного сделать и в Одессе, и в области.

Он построил десятки зданий, проложил тысячи километров различных магистралей, обеспечил теплом и водой города… При этом остался скромным человеком. Его богатство – года, наполненные созиданием. И сегодня Виктор Иванович не стоит в стороне от жизни страны, региона и родного города. Шесть лет назад он связал свою жизнь с деятельностью одной из самых авторитетных и активных политических сил – Всеукраинским объединением «Батьківщина» и стал одним из руководителей Одесской областной организации. Есть еще у юбиляра силы и желание поработать во благо общества!