Сначала — 6 миллионов долларов в кровати главы Хмельницкой МСЭК, потом — история с фейковыми инвалидностями для прокуроров. Наиболее дерзкие коррупционные скандалы вокруг МСЭК — медико-социальных экспертных комиссий, назначающих инвалидность, — достигли своего апогея. После этого волна обысков и задержаний чиновников региональных МСЭК прокатилась по всей стране.
Расценки за фиктивные справки об инвалидности в схемах уклонения от мобилизации, по данным полиции, достигали 10, а то и 16 тысяч долларов. Иногда наживались и на ветеранах — за «повышение» группы инвалидности.
В конце концов президент решил показать обществу «жесткие и быстрые» решения. После публичного «разбора полетов» на заседании СНБО своей должностью поплатился генпрокурор. А МСЭК в конце концов должны вообще прекратить свое существование.
Почему до этого реформу фактически спустили на тормозах? Что теперь будет вместо пресловутого органа? И главное — поможет ли это свести на нет коррупцию в сфере, где продажи справок об инвалидности поставлены на поток? Читайте в материалах hromadske.
Это ведь было уже
Эмоциональная реакция и кардинальные решения президента в Совете нацбезопасности и обороны вызывают чувство дежавю. Более года назад глава государства инициировал проверки всех заключений военно-врачебных комиссий и МСЭК на фоне скандалов и сотен обысков. Однако ни результатов этих проверок, ни системных сдвигов, в частности в системе медико-социальных экспертных комиссий, по сей день мы не видели.
«Было много заседаний СНБО с очень яркими формулировками, которые ничем не закончились. Год назад на заседании о коррупции в ВВК тоже было множество красивых крутых слов — и нулевой результат за год. Я лишь надеюсь, что с этим будет по-другому», — говорит в комментарии hromadske руководитель Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин.
На этот раз политическую ответственность понес генпрокурор Костин, который подал в отставку. Должности ему стоил скандал с теми же хмельницкими прокурорами, которые, как оказалось, поголовно оформляли себе инвалидность в Хмельницкой МСЭК, но «не замечали» там коррупции. После этого в ОГП обещали взяться за проверки всех прокуроров.
В то же время остается открытым вопрос ответственности министра здравоохранения, ведь реформа МСЭК зависит именно от Минздрава.
Мы как Министерство здравоохранения являемся регулятором, я не назначаю и не увольняю руководителей МСЭКов. Поверьте, заявление наверняка написать проще, чем реформировать МСЭК.Министр здравоохранения Виктор Ляшко
Масштабную реформу МСЭК Министерство здравоохранения анонсировало еще более чем полтора года назад. Тогда же министр Ляшко говорил о новой модели подтверждения инвалидности уже с 2024-го, а с 2025 года эти комиссии, по его словам, могли прекратить свое существование.
Это ведь не первая проблема. Поэтому у меня вопрос к Минздраву: где вы были почти 3 года полномасштабной войны? Где, холера, вы были все это время?Виталий Шабунин, глава правления Центра противодействия коррупции
В Минздраве задвигались только после новой публичной порки. Министр признал, что «результаты для него и общества недостаточны», сообщил о ряде увольнений и даже отчитывался о трех раундах проверок за год: мол, пересмотрели более 90 тысяч медико-экспертных дел и проработали почти 19 тысяч в рамках уголовных производств.
Хотя, судя по ответу на запрос журналистов, до отмены решений МСЭК дошло только по 74 делам.
Решение сгоряча: возможно ли реализовать?
В последнем решении СНБО, которое Владимир Зеленский сразу ввел в действие своим указом, есть десяток «жестких и быстрых решений» против коррупции в МСЭК. В частности:
- проследить за исполнением прошлогоднего решения СНБО о проверках всех решений МСЭК от 24 февраля 2022 года;
- за неделю создать рабочие группы, которые будут проверять решения МСЭК по установлению инвалидности должностным лицам. Через 3 месяца — доложить о результатах проверки;
- в течение 2 недель подготовить план цифровизации прохождения всех этапов МСЭК;
- за неделю провести аудит начислений пенсионных выплат по инвалидности госслужащим; разработать законопроект о пересмотре системы таких начислений;
- за месяц разработать и вынести на рассмотрение ВР законопроект, реформирующий систему медико-социальной экспертизы в Украине и предусматривающий ликвидацию МСЭК с 31 декабря 2024 года.
Как и в прошлогоднем решении Совета нацбезопасности, здесь указаны достаточно амбициозные сроки. Юрист Владимир Романчук сомневается в качестве их реализации.
«Все идет специфически, по моему мнению, уже с того момента, что Минздрав вместе с ГБР, СБУ, Нацполицией должны за неделю создать объединенные группы для проверки мотивированности решений МСЭК. Окей, а если его не смогут вовремя реализовать? Нет определенности, кто за это должен ответить. Я надеюсь, что к решению СНБО есть какие-то приписки, инструкции и закрытые протоколы», — говорит Романчук.
Мне кажется, что это решение принято, знаете, как удар кавалерийской саблей. То есть не очень прицельно, не очень точно и сгоряча.Юрист Владимир Романчук
«А по поводу аудита начислений пенсионных выплат госчиновникам: за неделю проверить всех государственных служащих в Украине? Это сотни тысяч человек. Чтобы проверить правомерность начисления, нужно найти приказы, акты по начислению конкретных сумм, проверить основания. Это очень много работы. А тут говорят это делать за неделю. Я верю, конечно, в лучшее, но готовлюсь к худшему», — продолжает юрист.
Не так просто все может быть и с доказательством фиктивности справок об инвалидности для прокуроров, охотившихся за высокими пенсиями. По словам бывшего главного военного прокурора и и.о. генпрокурора Виктора Чумака, доказать мошенничество в этом случае будет очень сложно.
«Если у прокурора болезнь, установленная во время МСЭК, от которой он теоретически может излечиться, то в принципе доказать, что это подделка, сделанная намеренно, очень сложно, — сказал Чумак в эфире “Радио Свобода”. — Разве что кто-нибудь из врачей или прокуроров пойдет на сотрудничество со следствием, в чем я очень сильно сомневаюсь».
Ликвидация МСЭК: что дальше?
В ближайшее время Минздрав должен разработать законопроект, который, в частности, предусматривает ликвидацию медико-социальных экспертных комиссий с 31 декабря 2024 года. Ключевое в этой истории — цифровизация процессов, говорит Шабунин.
«Сама ликвидация МСЭК не отменяет необходимость государства определять инвалидность. Тем более во время войны. Поэтому ключевой является не ликвидация МСЭК, а цифровизация процессов. Потому что это единственное, что может изменить этот ад, который есть конкретно в этой государственной услуге», — считает он.
По словам премьер-министра Дениса Шмыгаля, в Украине после ликвидации МСЭК введут «цифровую прозрачную европейскую модель». Министру здравоохранения дали время до 1 ноября представить все необходимые законопроекты на рассмотрение Кабмина.
Из-за того, что вопросов было больше, чем ответов, впоследствии сам министр здравоохранения Ляшко вышел на брифинг — разъяснив суть реформы, почему с ней затянули и что будет вместо МСЭК.
«Мы делаем все возможное, чтобы на 1 января 2025 года МСЭК как отдельные юридические лица прекратили свое существование. Функцию мы передаем кластерным и сверхкластерным больницам. Минздрав определил в каждом регионе эти больницы, которые обеспечивают доступность для пациента», — говорит Ляшко.
Цифровизировать процессы, по его словам, возможно благодаря электронной системе здравоохранения, к которой должны быть подключены все кластерные и сверхкластерные больницы.
«Это позволит нам четко отслеживать время, личность врача, диагноз, который он вносит и на основании каких исследований. Мы четко будем видеть вертикаль, кто, где и на каких этапах допускал ошибки. Как показала практика цифровизации ВВК, мы можем отслеживать в автоматическом режиме аномальные вещи или диагнозы, связанные с больницей или конкретным врачом, и работать на опережение, чтобы не было никаких потенциальных коррупционных злоупотреблений».
Кроме того, как сказал Ляшко, отказаться планируют не только от названия, но и от самого понятия «медико-социальная экспертиза». Его хотят заменить «оценкой функционирования человека и выявлением его потребностей». К такой оценке должны подключаться Минсоцполитики, Минэкономики и Минобразования — предлагая, в свою очередь, переобучение, помощь в поиске работы и т.д.
«На конечном этапе это позволит предлагать не дополнительные выплаты, а компенсаторы, способные вернуть человека в социум, быть социально и экономически активным. Такова суть реформы с медицинской стороны», — заявил Ляшко.
Министр признает, что с запуском реформы затягивали. Однако обещает, что через два месяца наверстают все. Оказывается, для ускорения требовалось политическое решение.
«Политические решения приняты — я думаю, что нам все удастся», — добавил Ляшко.