Аллергию сегодня называют чумой современности. Это наследственное заболевание иммунной системы, характеризующееся повышенной чувствительностью организма к различным веществам. Причины аллергии могут быть различны, а реакция – самой непредсказуемой, вплоть до анафилактического шока, способного поставить больного на грань жизни и смерти. Именно поэтому аллергики, и в первую очередь дети, требуют особого подхода как в анализе причин появления болезни, так и в оказании квалифицированной медпомощи. Но сегодня люди лишены этого, и вот по какой причине.
Фирма ООО «Гермедтех» появилась в Одессе в 2008 году. Ее основал гражданин ФРГ Александр Аппельханс со своим компаньоном Владимиром Штукмейстером. Причем если роль компаньона свелась в основном к выделению 50% требуемых средств, то Аппельханс буквально вдохнул в дело душу. Совершив нечто вроде революции в области высоких технологий, он поднял работу двух похожих, но разнопрофильных лабораторий на европейский уровень.
Сначала целью «Гермедтеха» ставилось выполнение анализов зерна и продуктов питания на содержание генетически модифицированных объектов (ГМО), чем и занялись в первой лаборатории. Но, пройдя целую серию аттестаций в СЭС, Госстандартметрологии, Минздраве, Аппельханс и его соратники (в том числе и его будущая супруга – генетик, завкафедрой Одесского медуниверситета профессор Елена Холодкова) получили все разрешительные документы на выполнение анализов и для медицины. Так появилась вторая (медицинская) лаборатория, или аллергоцентр.
Настоящий прорыв
Деятельность таких медцентров, как «Гермедтех», стала настоящим прорывом в изучении причин и лечении больных аллергией. Аппельханс вложил серьезные силы и средства в медицинское просвещение граждан, рекламу и создание базы клиентов. Часть оборудования для аллергодиагностики закупил Благотворительный фонд лютеранской общины Одессы при кирхе Святого Павла. Отметим, что медики «Гермедтеха» всегда помнили о своей гуманной миссии, безвозмездно выполняя анализы для малообеспеченных прихожан и воспитанников детских домов. В среднем каждый пятый анализ «Гермедтех» проводил бесплатно, активно участвуя в общих образовательно-диагностических программах: «Астма-школа», «Школа аллергии», «Профилактика рака груди» и т. д. Лабораторный блок «Гермедтех» стал базой для аспирантов университета им. Мечникова, научного общества «Генетик-сити Одесса», объединяющего научных работников, студентов и врачей-генетиков Киева и Одессы.
Аппельханс стал украинским дистрибьютером австрийской фирмы HVD. Это позволило лаборатории работать по подписанному Украиной европейскому протоколу, закупая за границей современную аппаратуру и реагенты. Генетические анализы «Гермедтеха» помогали пациентам не только бороться с аллергией, но и выявлять наследственную предрасположенность к раку груди, предотвращая серьезные проблемы со здоровьем. Услугами медлаборатории стали активно пользоваться и спортсмены: результаты анализов позволяли им шире использовать заложенный природой потенциал. Все шло успешно до тех пор, пока в деятельности «зерновой» лаборатории не стали возникать проблемы. Этому предшествовала следующая полудетективная история.
«Хлебное место»
Создавая лабораторию по выполнению анализов зерна и продуктов питания на содержание ГМО (PAN – Акция против пестицидов, Европы), Александр Аппельханс не представлял, что вскоре окажется в сфере интересов различных структур, желающих погреть руки. Все объяснялось просто. В Украине ежегодно производятся миллионы тонн зерна, и все они по требованию Государственной хлебной инспекции должны проходить обязательный анализ. Сертификат же на его проведение имеют в стране считанные лаборатории, в том числе и «Гермедтех».
– Как только мы получили все согласования, ко мне явились серьезные люди, – вспоминает Александр, – и заявили, что намерены «делать зерно» у нас. За это они требовали «поделиться» частью полученных средств. В противном случае обещали оставить без заказов. Я попытался жаловаться в Киев, но быстро понял, что это бесполезно, так как все пути тянулись именно туда. Было смешно наблюдать, как, комично возводя глаза горе, мне прозрачно намекали, для кого именно предназначались собираемые средства. Речь шла о людях, приближенных к бывшему президенту Украины.
Так, лаборатория «Гермедтех» оказалась частью общей системы. Расклад был элементарно прост. Анализ тонны зерна на ГМО по условной цене обходился украинскому производителю в среднем в один доллар, всего же обработке подвергалось 22 млн тонн. Таким образом набегало 22 млн долларов, которые должен был кто-то «оприходовать».
– Но это еще полбеды, – вздыхает Аппельханс. – В местных контрольных органах мне тоже стали намекать на необходимость «поделиться». С целью прессинга к нам не раз приходила с проверкой милиция и налоговая, обещая устроить маски-шоу, и даже пытались открывать уголовные дела.
«Держаться на плаву» помогало иностранное гражданство Аппельханса: при возникновении осложнений он сразу же обращался в посольство, и представительство немецкой экономики в Украине и АНК-юрист помогали решать проблемы с работой предприятия с иностранными инвестициями. Тем не менее общая обстановка в коллективе не становилась от этого менее нервозной. Таковы были реалии ведения бизнеса при прежней власти. Мы пока не указываем, кто именно «напрягал» Александра Аппельханса в то «смутное» время. Что, впрочем, никогда не поздно сделать.
Вынудили продать
Наступил момент, когда заказов у «Гермедтеха» действительно не стало: его то вроде бы признавали «своим», обещая обеспечить работой, то наоборот – держали в черном теле, очевидно понимая, что с иностранца «много не поимеешь». В то же время, по словам Аппельханса, находились «доброхоты» в лице руководства Финбанка, которое предлагало «вложиться в его бизнес, чтобы снять напряжение». В конце концов нервы у Аппельханса стали сдавать, и он согласился продать предприятие.
При этом предприниматель утверждает, что проект договора купли-продажи, который он согласовывал ранее, предусматривал, что отдана будет лишь «зерновая» лаборатория. А вот медицинское оборудование, используемое ООО «Гермедтех» для медицинских анализов, останется в его личной собственности, так как оно является совместной собственностью с Клиникой Св. Павла и было внесено в уставной фонд «Гермедтеха» исключительно с целью получения лицензии Минздрава.
В пользу такого довода говорит и то, что указанное оборудование было приобретено Аппельхансом частично за его собственные средства, а частично за счет спонсорской помощи. Кроме того, Аппельханс, по его словам, является законным собственником трех единиц медицинского оборудования, купленного им в сентябре 2008 г., общей стоимостью 36 тысяч долларов США. Оно находится в офисе ООО «Гермедтех» по адресу ул. Черноморского казачества, 66/2. Однако, несмотря на все эти доводы, новый учредитель и директор общества ограничивают реализацию его прав на указанную технику, не позволяя пользоваться ею, ссылаясь на то, что все перечисленное выше находилось на балансе предприятия.
«Странности» сделки
Это не единственная «странность» состоявшейся сделки. По словам Аппельханса, долю у его партнера – Штукмейстера (который живет в Киеве) – выкупили вообще в отсутствие последнего, перерегистрировав в госрегистраторе на другого человека – секретаря М. Кауфмана Тесленко Н. В. в соответствии с явно поддельным (?), нотариально заверенным договором купли-продажи. Сумма сделки составила лишь треть себестоимости фирмы, не говоря уже о прибыли, которую фирма может принести. По этому факту бывший собственник даже намерен обратиться в суд. Он предполагает, что, остерегаясь судебных разбирательств, новые собственники могли еще раз поменять владельцев. Однако все движения можно легко отследить по архиву выписки из Государственного реестра.
– На недостоверность подписи обратил внимание юрист Штукмейстера, – подчеркивает Аппельханс. – Он еще удивился, как мог его поручитель подписать документ, находясь в другом городе. Впрочем, на что еще способны эти люди?
Так, на сегодняшний день новые владельцы расстроили налаженные отношения с постоянными покупателями, и за весь период переговоров и владения ООО «Гермедтех» (с ноября 2013 г. по сегодняшний день) не привлекли ни одного клиента. Более того: они, дескать, цинично заявили, что «если Аппельхансу нужна медицина, то он может ее у них купить. При этом они не выплатили долги за реактивы нашим партнерам, не закупали реагенты для проведения анализов», – утверждает Александр.
За время управления фирмой новым руководством на счет ООО «Гермедтех» было переведено 5 млн. гривен за работу, которую проделали еще подчиненные Аппельханса. Они попросту сняты без расчета с поставщиками.
Что сказать людям?
В результате таких действий под угрозой оказалось здоровье аллергиков, которые привыкли получать помощь в лаборатории Аппельханса. Ведь только в Одессе и только в «Гермедтехе» было оборудование, соответствующее евростандартам и позволяющее выполнять анализы даже детям первого года жизни. «Скоро зацветут первые растения, а с ними начнется и наш кошмар – аллергия, – жалуются одесситы. – Верните нам лабораторию». И таких людей в городе – несколько тысяч.
Понимая свою ответственность за здоровье людей и будучи гражданином Германии, Александр Аппельханс обратился за помощью в Посольство ФРГ в Украине (и посол уже прислал запрос по фирме «Гермедтех» в консульство в Одессе). Подготовлены и направлены письма к новому руководству страны. Александр Аппельханс считает, что никто не поможет украинцам жить по-европейски, кроме них самих. И это право они должны уметь отстаивать не только на баррикадах Майдана.
– Все лютеранские церкви Германии молятся, чтобы Господь вразумил и направил на истинный путь руководство Финбанка, которое препятствует возможности выполнения анализов на принадлежащем Аппельхансу оборудовании, – говорят люди. – Но чтобы их понять, требуются сострадание и совесть.
Валерий Павлов