Сегодня в Одессе прошел круглый стол, в ходе которого эксперты аграрной отрасли обсудили проблемы и перспективы ее развития, а также подвели итоги уходящего года.
Многие называют сельское хозяйство главной сферой в нашем регионе, что подтвердил один из участников круглого стола директор департамента экономической политики и стратегического планирования Одесской ОГА Дмитрий Радулов.
– На сегодняшний день это не просто сельское хозяйство, а 24 тыс. рабочих мест, включая их семьи. Это 4,3 млн тонн зерновых и зернобобовых. Мы занимаем пятое место среди регионов по стране. Растениеводство занимает порядка 80-85% удельного веса всего агропромышленного комплекса, – рассказал Дмитрий Радулов.
Он также отметил, что 43% промышленного комплекса всей Одесской области занимает перерабатывающая отрасль. То есть сельское хозяйство является сырьевой базой, изготавливающей продукт, который потом направляют на переработку.
– А промышленный комплекс это 57 тыс. работающих мест. Таким образом, мы видим, что это львиная доля отчислений и налоговых поступлений в различные бюджеты, – подчеркнул чиновник.
В свою очередь руководитель Южного офиса Госаудитслужбы Украины Олег Муратов отметил, что сегодня сложно переоценить важность агропромышленного комплекса, однако он напомнил, что отрасль сталкивается с множеством проблем.
– Слово «агропромышленный» состоит из двух частей: агро и промышленный, то есть нельзя разделять пищевую промышленность и сельское хозяйство. Одна из самых главных проблем – это экспорт сырья заграницу, – заявил Олег Муратов.
Он рассказал, что с одной стороны портовая отрасль все еще держится на определенном уровне, однако это происходит лишь благодаря экспорту зерна и импорта угля, причем последнего несколько лет назад еще не было. А вот удельный вес экспорта готовой продукции крайне низок.
– В первую очередь государство в последние годы пошло по принципу «не мешать». С одной стороны этот принцип правильный, а с другой – недостаточный. Страны ЕС, другие развитые государства оказывают существенную поддержку сельскохозяйственному производству. Мой коллега рассказал, что 80-85% сельского хозяйства это растениеводство. Это то, что легко экспортируется заграницу и приносит реальные живые деньги. Но такими темпами через 10 лет мы будем говорить об украинских черноземах в прошедшем времени, – отметил Олег Муратов.
Главный аудитор Одессы резюмировал, что в нашей стране и в Одесской области в частности система севооборота сильно нарушена, а государство не влияет на эти процессы. По этой причине в области с миллионным населением лишь 24 тыс. рабочих мест, так как современное сельское хозяйство не требует большего количества рабочих рук.
– Если смотреть с точки зрения чистой экономики, то берется только то, что сегодня выгодно и не требует долгосрочных вложений. К сожалению, я не вижу какой-то четкой политики в этом вопросе, – посетовал Олег Муратов.
С другой стороны он отметил предприимчивость обычных людей, которые своими руками развивают агропромышленную отрасль, ведь урожайность на самом деле растет. Теперь же этот механизм нужно заставить работать и улучшать.
Аграрный журналист Алена Новичкова поддержала предыдущих спикеров и добавила, что, несмотря на высокую урожайность, регион все еще остается сырьевым придатком мира.
– Мы экспортируем исключительно сырье, то есть ту львиную долю урожая, который вырастила Одесская область, экспортируют через наши порты. И не секрет, что отправляя в какую-то страну ту или иную экспортную партию, получатель берет украинскую зерновую продукцию под другой торговой маркой. А потом, что даже хуже для украинских потребителей, это сырье возвращается к нам в виде готовой продукции. При том, что нигде не написано, что зерно выращено в Украине, – рассказала Алена Новичкова.
С этим утверждением согласился и депутат Одесского горсовета Виктор Новак, который до депутатской деятельности имел богатый опыт в агропромышленной отрасли. Он подтвердил, что товар, изготовленный из нашего сырья, возвращается в Украину, а потребитель понятия не имеет, откуда прибыл продукт.
– За границей просто лепят этикетки своих лейблов, а об Украине даже не упоминают, – отметил депутат.
Помимо этого, Алена Новичкова подвела итоги работы аграрной отрасли в 2017 году. Она акцентировала внимание на то, что украинские аграрии на протяжении долгого времени остаются без министра, что она назвала показателем безответственности. А тот факт, что это происходит в аграрной стране, говорит о нестабильности в аграрной политике государства. Не обошла стороной журналист и конфликтные ситуации в сельском хозяйстве.
– Этот год отметился первыми большими сельскими протестами и бунтами. Я не хочу акцентировать внимание на том, были ли это политические протесты, но на митинги выходили простые аграрии, – заявила Алена Новичкова.
В том, что заставило выйти людей на митинги, она видит несколько причин: рынок земли и изменения в системе налогообложения. Дело в том, что в стране до сих пор не сформулировано земельное законодательство в отношении земель для сельскохозяйственных работ. Если говорить о налогах, часть аграриев были против снятия налогового режима, другие же были за это, что приводило к конфликтам. Третьей причиной стали массовые рейдерские захваты земель.
– Впервые за 26 лет работы аграрного сектора Украины массово, открыто и безнаказанно началось аграрное рейдерство. К сожалению, Одесская область вошла в число тех регионов, где происходят подобные незаконные действия, – отметила журналист.
Она сообщила, что с учетом возможного снятия моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения, часть земель очень быстро будет продана, независимого от того, законно она получена в собственность или нет.
Помимо представителей агропромышленной отрасли в целом, на круглом столе присутствовали специалисты более узкого профиля. Так, председатель Всеукраинского совета женщин-фермеров Людмила Клебанова рассказала, что подавляющая часть фермеров – это представители малого бизнеса. В частности 95% женщин-фермеров входят в это число.
– На протяжении всех этих лет, малый и средний бизнес сталкиваются с чудовищной и нечестной конкурентной борьбой. Это происходит по причине того, что государство предпочитает помогать тем, кто в этом не сильно и нуждается, – считает Людмила Клебанова.
Она добавила, что помощь направляют в крупные агрохолдинги, хотя вся сельскохозяйственная отрасль требует больших вложений. Однако банки и другие структуры практически не финансируют малый и средний бизнес. При этом они платят налоги, а вот крупные агрохолдинги лишены этой обязанности.
– Это говорит о том, что мы ставим под удар социальную стабильность в селе, потому что если человек родился на земле, живет там и не имеет дохода, то он начинает задаваться вопросом о том, не покинуть ли ему дом, – заявила Людмила Клебанова.
По ее словам, сейчас сложно найти людей, которые готовы работать в сельском хозяйстве. При этом многие думают об улучшении технологий, об увеличении урожаях, а вот о селах никто не задумывается.
В свою очередь, генеральный директор Кулиндоровского комбината хлебопродуктов Владимир Березняк отметил, что с каждым годом качество пшеницы портится, так как никто, начиная с фермера, заканчивая государством, не заботится об этом. Единственное что всех интересует – это продажи.
При этом Владимир Березняк озвучил еще одну проблему, которая может появиться из-за постоянного экспорта сырья.
– Несмотря на то, что Кулиндоровский комбинат предприятие Госрезерва, у нас нет таких стратегических запасов, которых могло бы хватить на обеспечение области на какой-то определенный период. Пока этой проблемой не заинтересуются все люди, имеющие отношения к аграрной промышленности, ничего не изменится, – подытожил генеральный директор Кулиндоровского комбината.
Олег Муратов резюмировал, что следующий год не должен быть хуже 2017. Но, в дальнейшем необходимо внедрять программу по орошаемым землям. Потому что с учетом меняющегося климата, без этого мы ничего не сможем вырастить. Это первое. Второе – нужно существенно менять наше законодательство.