После того, как Украина получила долгожданный безвизовый режим с Евросоюзом, в стране не прекращаются разговоры о том, чего больше в этом достижении: «зради» или «перемоги». Одни называют безвиз политическим пиаром, который никак не отразился на жизни простых украинцев, другие считают одним из главных достижений государства за весь период независимости. Мы решили обсудить это действительно важное событие для Украины с бывшим главным экономистом области, и нынешним руководителем Южного офиса Госаудитслужбы Украины Олегом Муратовым.
- Уже третий месяц споры по поводу безвиза в Украине не утихают, а количество наших граждан, желающих получить биометрические паспорта, только растет. Как по-вашему, безвизовый режим для Украины это скорее хорошо или плохо?
- Конечно, открытие безвиза это безусловно хорошо, потому что теперь наш человек может не привязываясь ни к каким датам получения визы и т.п., сесть и уехать на выходные в Европу, например. Это очень полезно и существенно расширяет горизонты. Евросоюз долго оттягивал этот вопрос, поэтому его решение я считаю восстановлением справедливости. Более того, наш украинский турист, намного интереснее Европе, чем житель шенгенской зоны. Есть такая шутка, что немец, когда едет в Турцию, имеет при себе четыре евро: два - чтобы дать носильщику на чай, когда он заносит вещи и два – когда выносит. С нашими туристами ситуация совсем другая –мы тратим большие суммы денег, когда едем отдыхать.
- А что на счет нелегальной миграции и того, что еще больше наших граждан с принятием безвиза стремятся уехать работать за границу?
- Отток мозгов и рабочей силы всегда был серьезной проблемой для нашей страны. Да, можно сказать, что сейчас ситуация стала еще немного серьезнее, но о нелегальной миграции в данном случае слишком беспокоится не стоит. Мы не та нация, сегодня нас наоборот приглашают на работу. Например, несмотря на то, что безвизовый режим не дает права на трудоустройство, ряд стран восточной Европы, таких как Польша и Венгрия, приняли специальное постановление, позволяющее нашим людям без рабочей визы ехать к ним на сезонные работы на три месяца. За это время если человек хорошо себя зарекомендовал, то работодатель сам ходатайствует о том, чтобы выдать ему рабочую визу. В данном случае нам нужно больше думать о том, как удержать кадры в Украине.
И я вам скажу, что многие работодатели уже об этом задумались, и начали поднимать зарплаты, не дожидаясь указаний от правительства. Некоторые бизнесмены, которых я знаю, повысили заработные платы своим сотрудникам на 30-40-50%. Это еще один плюс безвиза, который правда не решает нашу старую социально-экономическую проблему. В Украине некому работать во многих отраслях. У нас несоответствие спроса и предложения. С одной стороны есть сумасшедшая скрытая безработица, с другой – те условия, которые предлагают работодатели не стимулируют людей к работе.
- Как Вы считаете, возможно ли в ближайшее время изменение ситуации на рынке труда в лучшую сторону?
- Я думаю да, хотя какие-либо сроки прогнозировать не берусь. Но полагаю, что скоро на рынке труда будет такая же ситуация, как на рынке земли. Если раньше там арендатор диктовал условия, то сегодня условия диктует пайщик. Особенно если они объединяются человек по 20-30, и у них есть 100-200 га целого поля, то именно пайщики диктуют свои условия. Такая же ситуация может быть вскоре на рынке труда. К сожалению, сейчас у нас средняя зарплата ниже, чем в большинстве китайских провинций, и они сюда уже не приедут работать. Поэтому со временем работодатели поймут, что отток квалифицированной рабочей силы не идет им на пользу, и постепенно будут повышать зарплаты.
Беседовала Анна Карцовник