Украинский моряк Андрей Новичков, который пробыл более года в иранской тюрьме и мог быть казнен по закону шариата, наконец-то вернулся домой. Утром 10 января самолет с ним на борту приземлился в аэропорту «Борисполь», а затем спецрейсом из Киева он в сопровождении спецслужб прилетел в родную Одессу. Здесь все 747 дней, которые продолжалась история пленного моряка, его ждала бабушка Елена Николаевна Вирановская.
– Моему внуку угрожали расстрелом и повешением, предлагали принять ислам, чтобы изменить меру пресечения на более мягкую. Но Андрей отказался, считая, что его обвинили несправедливо, – с гордостью рассказывала одесситка.
Ушел в море ради матери
Отправка в неудачный рейс для Андрея Новичкова с самого начала не задалась. Он спешил уйти в море, так как шли считанные месяцы для его тяжело больной матери, и срочно нужны были деньги. Три месяца было потрачено на поиск работы – и вот 25 ноября 2016 года Андрей вылетел из Одессы в Шанхай, где на ремонте стояло судно Arezoo, на котором по контракту с госкомпанией Исламского государства Иран он занял должность старшего помощника капитана. В день, когда Андрей улетел, его матери не стало…
Еще месяц контейнеровоз Arezoo простоял на ремонте в Китае, а 30 декабря отправился в немецкий порт Гамбург. Однако в пути, 17 января 2017 года, когда судно шло по Южно-Китайскому морю, палубный матрос Махаммад Хоссейн Бахрамипур на глазах у старпома бросился за борт. Андрей сразу же, как и требует морской кодекс, поднял тревогу и остановил судно. После этого оперативно были организованы поисково-спасательные работы, к которым привлекли Экваториальную спасательную службу Южно-Китайского моря. Однако три дня поисков не увенчались успехом – тело иранца не нашли. Андрей Новичков назвал причиной такого поступка своего подчиненного спецификой характера восточного народа.
– Шаги, предпринятые без обдумывания, подвергающие жизнь максимальному риску, не всегда оправданы. Считаю, таким, которые, не раздумывая, выпрыгивают за борт на ходу в холодную воду, не место в море, – резюмировал украинский моряк.
Справедливости ради стоит добавить, что, как сказал Андрей Новичков по возвращении в Украину, трагедии предшествовало неоднократное невыполнение должностных обязанностей матросом, о чем свидетельствовали не только замечания в его адрес, но и рапорт, положенный на стол капитану.
Правосудие по закону шариата
После инцидента судовладелец отменил прежний маршрут и дал команду экипажу идти в Иран, что и было сделано.
– Прибыли в порт, меня сняли с судна – привезли в суд и обвинили в убийстве, – кратко описал свое задержание в исламской стране моряк из Одессы.
Так сложились обстоятельства, что Андрей Новичков оказался единственным на контейнеровозе Arezoo, кто не исповедовал Ислам. Поэтому по закону шариата его и обвинили в смерти мусульманина – и за это ему полагалась смертная казнь. Известие об этом с ужасом вспоминает бабушка украинского моряка.
– 10 февраля 2017 года связь с внуком пропала, – рассказала Елена Николаевна. – И только спустя две недели он позвонил мне и сказал, что в Тегеране состоялся суд, а после все это время он находился в тюрьме. Тогда я спросила: «Откуда взялись подобные страшные обвинения?» Он рассказал, что в суд якобы обратились родственники пропавшего матроса с заявлением, что Андрей слишком требовательно относился к подчиненному, придирался и своими действиями довел его до самоубийства. А следствие утверждало, что матрос неслучайно выпал за борт.
Однако впоследствии экипаж судна опроверг версию иранских правоохранителей, а суд исламского государства не нашел доказательств его вины. Более того, родственники пропавшего без вести матроса отказались от претензий к гражданину Украины. Несмотря на это, иранское правосудие было намерено осудить одессита и казнить – его грозились повесить. Предлагали изменить веру, чтобы смягчить приговор, но украинец отказался отрекаться от своей религии.
– Мне сначала было выдвинуто обвинение, а после даны разъяснения. Никого не интересовало мое мнение и видение событий, а первое время дело вообще вели исключительно на персидском языке, и ознакомиться с материалами я не мог. Сказать, что в Иране адвокаты никудышние – ничего не сказать. Они деньги берут, работу не выполняют – и попросту исчезают, – сетовал возвратившийся моряк.
Путь домой
Выход из сложной ситуации одессит нашел во время очередного визита следователя, решение которого оставляло мужчину в дальнейшем заключении. В мае 2018 года Андрей Новичков объявил голодовку. Тревогу забила его бабушка, которая к тому времени обратилась во всевозможные инстанции: от одесского фонда помощи морякам «Ассоль» до различных международных организаций, включая Верховного комиссара ООН, Международную Хельсинскую ассоциацию, Международную федерацию по правам человека, Международную морскую организацию (IMO) и Международную федерацию транспортных рабочих (ITF). Тогда подхватила это известие и украинская общественность, а дипломаты стали активнее думать, как вызволить пленника. Одновременно с этим пошли навстречу иранские власти – они улучшили условия содержания моряка.
– В Иране многие наши соотечественники помогали мне: и финансово, и морально. Они навещали меня, приходили в гости и даже угощали традиционными украинскими блюдами. Это единство воодушевляло меня, – вспоминал Андрей.
А тем временем вопрос возвращения моряка дошел до верхушки правительства. В борьбу включились МИД Украины, службы внешней разведки, народные депутаты, вмешался лично президент Петро Порошенко. Дипломаты обеих стран многократно проводили встречи как в Иране, так и в Украине. В итоге было принято решение обменять украинца на иранца Али Джадуеля, которого приговорили в Харькове к 11 годам тюремного заключения за шпионаж в пользу Исламской республики Иран. Приказ о помиловании иностранца президент Украины подписал 30 декабря 2018 года. Следом за этим последовал и шаг иранских властей. Как результат, помилованный в Украине гражданин Ирана вернулся в свою страну в ночь с 9 на 10 января, а спустя несколько часов Андрей Новичков ступил на родную землю.
Сегодня одессит вновь обнимает единственного родного человека – 82-летнюю бабушку Лену, которая отчаянно боролась за внука, обивая пороги чиновничьих кабинетов и поднимая общественность. Их разделяло два года разлуки и более 2600 километров расстояния.
Несмотря на всю историю, Андрей Новичков, находясь в родных стенах, говорит о том, что нужно раздать долги, но главное – он не готов покидать море. «Мне надо работать и продолжать карьеру моряка», – заявил одессит.
Автор: Алексей Лосинец
Фото: tsn.ua, uatv.ua, Facebook