Поиск по дате:

17 Апреля
апреля 2024
ПВСЧПСВ
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Новости

Из истории Великой Отечественной войны мы знаем о партизанах, сидевших в одесских катакомбах. Они устроили штабы в подземных каменоломнях и там планировали акции против фашистов.

Однако в наших краях были партизаны не только под землей. Меньше людей знает, что подпольщики прятались и в лесах и в деревнях. Одесская область расположена в степной зоне, однако уже на севере, ближе в Виннице, начинаются леса, там и прятались и сражались партизаны - в Савранском лесу. С 1991 года его беспрестанно вырубают браконьеры под присмотром лесников - «Одесса-Медиа» уже писало об этом. Через сколько-то лет от леса останется только «фасад», уже сейчас по спутниковым картам его длина не превышает 20 километров, а ширина в самом широком месте - пяти километров, в среднем от одного до трех. Однако 80 лет назад лес был побольше. Кстати особого выбора у партизан не было - лесов в Одесской области почти нет.

Советская армия покинула Одессу в октябре, к тому моменту вся или почти вся область контролировалась врагом. Сразу же осенью румынам вдруг стало неуютно в Савранском лесу. Там появился отряд «Буревестник». Название неоригинальное, на оккупированных нацистами территориях СССР отрядов с таким названием было много. Видимо в память о «Песне о буревестнике» популярного в те годы Максима Горького.

Тогдашний Савранский район был поделен подпольщиками на сектора, за каждый назначен ответственный и было определено, в каком селе кто поддерживает партизан, может быть разведчиком или снабжать едой.

Румыны, как и немцы, зачастую не контролировали  полностью глубинку и даже все села - контроль мог ограничиваться райцентрами. Партизаны вырыли в лесу землянки и жили в них. Тяжело оценить численность отряда, к тому же, она менялась. По послевоенным отчетам это было в общей сложности около 250 человек, из них 50 убили немцы. По другим отчетам, когда ближе к концу войны партизаны совершали переходы, их было около тысячи. Вполне возможно, что тут учитывались члены семей и прочее мирное население, сбежавшее от румын и немцев в лес.

Конец 1941 и 1942 года в основном для отряда прошли в режиме наблюдения за оккупантами и передачи разведывательной информации в Москву. Были нападения на румынские обозы и солдат, но не слишком частые.

Для слежки за немцами привлекали и детей - в возрасте 9-11 лет. Они часами крутились на железнодорожных разъездах в округе и не привлекали к себе внимание патрулей. Один из этих бывших подростков  Иван Грановский уже в старости вспоминал, что повышенное внимание было к станциям Заплазы и Любашевка, так как на них располагались водонапорные башни, из которых паровозы брали воду. Там они стояли по 2—3 часа и можно было проследить направление дальнейшего движения.

Кстати в отряде «Буревестник» был и якут. Советский Союз был многонациональным государством, однако откуда житель тундры попал к подпольщикам в леса Одесской области? Оказывается, Семен Сюльский ушел на фронт добровольцем, из Заполярья был отправлен под Ржев, раненным попал в плен, бежал и пробрался к партизанам. После войны Семен Сюльский написал воспоминания, в том числе и о том как воевал в Савранском лесу.

Как он описывает, у партизан была даже своя клятва, которая закреплялась кровью. Заканчивалась она следующими словами:

«В случае проявления трусости и паникерства, измены присяге, пусть меня постигнет суровая кара командования партизанского отряда, пусть от меня откажется Советская Родина, пусть постигнет меня и моих родственников ненависть и презрение всего  Советского народа, как изменника Родины.

Сам Сюльский упоминает, что после этих слов «надавил кинжал на руку и кровью подписал свою клятву на верность Родине».

Вполне возможно, что обычай пускать себе кровь придумал кто-то из партизан - поклонников книг Фенимора Купера и Майн Рида про индейцев и вождей краснокожих.

Бывший партизан вспоминает, что действовали они не только силой. Могли и переодеться во власовскую форму и с поддельными документами группами по 2-3 человека спокойно путешествовать по немецкому тылу и получать нужные сведения. Для этого отбирали людей, хорошо знающих немецкий язык и с хорошей памятью - чтобы могли на случай допроса в немецкой комендатуре убедительно рассказать свою выдуманную биографию.

Отряд, судя по воспоминаниям партизана, имел постоянную радиосвязь с Большой Землей - Москвой. Возможно, ему как и отряду Медведева на Западной Украине сбрасывали помощь с самолетов.

Интересно, как партизаны отмечали 7 ноября 1943 - годовщину Октябрьской революции. Помимо застолья был план и были взяты на себя обязательства.

Например:

1) По селу Сырово – пустить под откос поезд с военным грузом или войсками, достать и передать в отряд пятьсот килограммов муки, винтовки, мины, гранаты, патроны.

2) По селу Мазуровка – достать 200 бланков румынских паспортов с печатью начальника Управления  румынской  жандармерии. Взять из претуры Врадиевского  района через подпольщиков пишущую машинку, для этого связаться с начальником подпольной организации Думановки товарищем Ильичевичем и машинистками – Левицкой Марией Демьяновной и Погореловой Ниной – бывшими сотрудницами редакции  «Черноморская Коммуна» города Одессы, через них же достать походную типографию со шрифтом.

Из текста опять же видно, что партизаны не только прятались по лесам, но и достаточно свободно разгуливали по вражеской территории, если могли достать для этого документы.

По воспоминаниям бывшего маленького партизана Ивана Грановского, уже в 1943 году партизаны из «Буревестника» начали подрывать вражеские эшелоны с техникой а один раз смог отбить у врага эшелон, набитый советскими гражданами. Их захватили и увозили в фашистское рабство - всего народные мстители освободили около пятисот человек. Сохранился и отчет отряда, написанный уже после освобождения Одесской области и переданный обкому КП(б)У. Он сообщает, что с «ноября 1943 года по апрель 1944 отряд «Буревестник» провел более 30 боевых операций».

Из самых крупных, к примеру, это засада в декабре 1943 года в Савранском лесу на румынский обоз - было захвачено 10 подвод с обмундированием, убито более двух десятков солдат и офицеров врага. Обмундирование пригодилось позже - в ходе одной из операций часть партизан переоделась во вражескую форму и изображала, что сопровождает пленных и таким образом спокойно прошли с «пленными» все вражеские патрули.

А уже в январе 1944 года на территории нынешней Николаевской области в селе Мазурово партизаны, совершив марш-бросок, напали на охрану лагеря военнопленных, убили 14 немцев и освободили 480 военнопленных, большинство из которых вступило  в партизанский отряд.

Судя по всему это переполнило чашу терпения немцев и спустя неделю в своем лесу отряд был окружен немцами - те кинули в атаку до двух с половиной тысяч человек. Партизаны бились весь день (то другим данным три дня) и только ближе к полуночи в темноте смогли вырваться из окружения. Несколько человек попали в плен, один из них, Петр Гальченко, уже раненный в плену подвергся пыткам, однако ничего не сказал, плевал в лицо немцам и был убит.

Позже выяснилось, что немецкой атаке предшествовало масштабная облава на агентов партизан в селах и несколько предателей сдали отряд и его местоположение.

После этого партизаны ушли в соседний лес - Голованевский - по прямой это около тридцати километров и ныне это Кировоградская область.

Там отряд в конце февраля снова попал в окружение, в этот раз немцы кинули против партизан в разы больше людей при поддержке авиации и артиллерии.

Бой шел четверо суток, партизаны смогли вырваться.Согласно отчетам, потери были сто убитых и около полутора сотен раненных. Немцы потеряли согласно партизанскому докладу тысячу человек. В качестве трофеев указано двести винтовок. Скорее всего, это реальный показатель гитлеровских потерь.

Следующий бой был через неделю - 7 марта 1944 года. До подхода советских войск и освобождения оставался примерно месяц.

Семен Сюльский в своих мемуарах вспоминал тот бой: «Всю ночь мы бродили по лесу, вокруг слышалась несмолкаемая стрельба.

           Утром на рассвете мы стали разыскивать своих и неожиданно наткнулись на них. Командир был ранен в правую руку сквозным ранением, но кость была цела. Отряд поредел – осталось всего четыреста двадцать человек, много раненых. Подводы с продуктами и боеприпасами разбиты. Командир приказал убить одного коня на мясо и накормить людей. Все устали, были изнурены от недоедания и бессонницы. А тут надо занимать оборону – предстоял бой с немцами. Десять часов утра самолеты противника, их было около тридцати, начали бомбить наше подразделение. Трех человек ранило. Пострадал обоз. После бомбардировки под прикрытием русских казаков, немцы перешли в наступление. Полупьяные казаки во весь рост, с криками и руганью шли впереди войск «СС».

 ……

            Казаки, немцы, с криками лезут вперед, орут во всю глотку. В руках у них блестят шашки. Психическая атака – хотят взять нас на испуг».

Тут надо небольшое пояснение. Автор называет служивших Гитлеру казаков власовцами. Однако, скорее всего, это было другое подразделение - русские казаки, служившие в составе Вермахта и позже СС под руководством гитлеровского генерала Паннвица. Их часто бросали на борьбу с партизанами и они «прославились» зверствами.

Людей выносить раненных не хватало. Те, кто сам не мог идти, стрелялись, чтобы не попадать в плен к фашистам. Отряд отступил в село, однако все хаты там по периметру подожгли немцы, пришлось уходить. Спасло то, что советская армия наступала и немцы начали драпать, им стало резко не до партизан.

Позже был дан приказ разбиться отряду на группы. Фронт постепенно приближался и партизанам по всем районам дали приказ максимально активизироваться и «качать» немецкий был, бить отступающие части врага и обозы, взрывать железнодорожные пути.Помимо этого, с начала февраля партизаны обстреливали охрану разъездов, портили телефонную и телеграфную связь. Удачная диверсия в виде подрыва насыпи или шпал могла парализовать движений поездов на 2-3 дня.

Этим мелкие группы отряды и занимались  до подхода передовых частей Красной армии. По воспоминаниям Семена Сюльского, за несколько дней до встречи с советскими солдатами его группу сдал предатель и она чудом ушла от немцев. Они оказались в холодном лесу в снегу без одежды и ели сырое мясо. Спасли их сердобольные местные жители, дав старую одежду.

Передовой отряд Красной армии Савранские партизаны едва не расстреляли, приняв за полицаев или власовцев. Они сначала не поверили, что это уже сами война для них закончилась. Это произошло 11 марта 1944 года. До освобождения Одессы оставался почти месяц.

1_copy_copy_copy_copy_copy_copy.jpg

Автор: Максим Войтенко