Поиск по дате:

21 Ноября
ноября 2024
ПВСЧПСВ
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Новости

В последнее время в Одессе принимается много решений, влекущих за собой видоизменение города. В основном они касаются двух сфер: застройки побережья и исторической части города, а также уничтожения зеленых зон. Общественники борются с этим как могут, устраивая различные акции протеста. Одесский урбанист Александр Горенюк является одним из неравнодушных к развитию родного города. На его счету много идей, одна из которых заключается в преображении Деволановского спуска. Саша часто бывает в Киеве, отчего называет его своим вторым домом. В связи с этим, мы решили узнать, как обстоят дела с благоустройством города в сердце Украины и в чем разница подходов власти Киева и Одессы к решению градостроительных проблем.

- Начнем с самого наболевшего. В Одессе уже несколько месяцев муссируется вопрос с зонингом. Из-за бури недовольства, которую он вызвал у горожан, мэр Одессы Геннадий Труханов в конце июня отложил рассмотрение проекта зонинга на неопределенный срок для того, чтобы растолковать населению, что такое этот зонинг. Как вы считаете, примут ли зонинг вообще? И как бы реагировали киевские активисты, случись такая ситуация у них?

- Сразу скажу, что сравнивать Киев и Одессу сложно, потому что они оба движутся по одинаковому неверному пути. Вот, Львов и Ивано-Франковск, например, этого избежали.

Не нужно сомневаться, что зонинг примут. Это нормальный современный инструмент для стратегического пространственного планирования. Для того, чтобы одесситы и активисты были им удовлетворены, нужно закрепить 2 положения: о высотном регламенте в центре (не выше 7 этажей) и о регламенте застройки пляжей.

Мэр правильно отреагировал. Он пока что защитил интересы горожан. На то он и мэр. Я не знаю, какие у него задачи, но мне ну прям очень хочется верить, что он хороший. Ну или, по крайней мере, сейчас хочет таким стать. И благие высказывания последних трех месяцев тому подтверждение.

Одесская общественность неплохо консолидирована. В Киеве такому состоятся сложней как минимум потому, что в городе живет 3 млн человек (в Одессе 1 млн – прим.). Кроме этого, в Киеве находится много трудовых мигрантов, и им ой как все равно, что происходит с застройкой. 

- Есть ли в столице «больные места» по типу нашего Французского бульвара (вырубка деревьев) и Аркадии («бетонная» набережная)?

- В столице самое главное больное место - транспорт. Миллионы квадратных метров жилья и бизнеса обслуживает 3 ветки метро. Здесь отсутствуют или истощены пересадочные узлы, несвязные маршруты, недостаточное количество подвижного состава, высокий уровень загрязнения воздуха. 

А вторая важная проблема, как мне кажется, это экологическое состояние Днепра и его отрезанность от города. Вы только подумайте, набережная отрезана от города склонами, глухими фасадами и еще восьмиполосной магистралью. Находиться там - ад.

- Вы предложили одесским городским властям проект благоустройства Деволановского спуска в Одессе. Представили европейское виденье этой территории. Как ваш проект восприняли в городе и как, по-вашему, к нему бы отнеслись в столице? В каком городе легче продвигать идеи?

- Город воспринял проект отлично. После презентации в мэрии его почти сразу включили в топ-5 инвестиционных проектов в рамках новой одесской инвест-платформы 5T. Стараются помочь почти все, потому что тема больная для всех одесситов.

Я думаю, в Киеве было бы такое же отношение, но реализация была бы сложнее, потому что больше населения, больше групп интересов, больше политики, денег и так далее. Я, в частности, из-за этого люблю свою Одессу, с населением всего в миллион и меньшим количеством проблем.

- Помню случай с Андреевским спуском – территорию историко-культурных заповедников, - где в 2012 году Ахметов хотел построить деловой центр «Андреевский-плаза». Было разрушено три дома, после чего под офисом Ахметова прошел митинг нескольких сотен киевлян. В этот же день Ахметов принес извинения и остановил строительство. Это был уникальный случай в Киеве, когда к общественности прислушались, или в столице принято учитывать мнение киевлян?

- С этим случаем плохо знаком, но могу привести пример ХОП. ХОП - это группа спальных районов - Харьковской, Осокорки, Позняки - на левом берегу. Районы с очень сильной громадой, которые хорошо организовали коммуникацию и благодаря этому решают общие проблемы. В частности, они воюют с «муравейниками» на 10 тысяч квартир, которые насильно включают в их район. ХОП занимается информационной культурой района. Кроме этого, они организовывают фестивали, экскурсии по районам, осуществляют общественное патрулирование, пытаются не допускать загрязнения озер, устраивают голосование за лучшее декорирование подземного перехода. Много чего делают. Одесскому Таирова есть чему поучиться.

А еще из побед Киева по благоустройству обязательно надо отметить Лукьяновку. Администрация Лукьяновского рынка выделила полмиллиона гривен и занялась прилегающей территорией. Убрали очень много мафов, положили плитку, поставили скамейки, клумбы с растениями, урны. А на участке около 700 метров рядом с рынком капитально отремонтировали дорогу и тротуар. Но эти примеры, скорее, исключения из правил. В основном, киевская власть не прислушивается к общественности.

- За новостройки в Одессе горожане больше всего нарекают на бизнесмена Аднана Кивана. Есть ли в столице «прославившиеся» застройщики?

- На киевском строительном рынке тяжело отметить одного лидирующего девелопера. Но ни один из них не пытается казаться меценатом. Никто не вешает свои вывески на дом и не желает хорошего настроения. 

- Проблема с парковками, думаю, актуальна и в Одессе, и в Киеве – их попросту не хватает, люди бросают машины на дорогах. В некоторых странах есть практика запрета проезда в центр города. Даже в Одессе в качестве эксперимента хотели закрыть центр на выходные. Но, по-моему, так и не попробовали. По-вашему, эта практика могла бы прижиться в Одессе? Есть ли такое в Киеве?

- Проблема Одессы и Киева в том, что эти города моноцентричны – люди едут на работу и за развлечениями в центр города. Цивилизованные города полицентричны, тоесть такие, где все, что вам нужно, находится в пешеходной доступности. Вон, на жилмассиве «Радужный» нет ни одной кофейни. А там 500 тыс. квадратных метров жилья. 

Я считаю, что нужно бороться с причинами автомобилизации и совершенствовать общественный транспорт. Это единственный верный путь к позитивному транспортному балансу. Это вам скажут 100% мэров хороших устойчивых городов.

- Не так давно мы общались с основателем проекта «Архитектура Одессы» Александром Левицким на счет рекламных вывесок. Пришли к выводу, что городские власти за последний год активизировались в борьбе с уродующими фасады зданий вывесками. В Киеве борются с незаконными рекламными конструкциями?

- В Киеве очень медленно это происходит, что однозначно связанно с коррупцией. В предписании о демонтаже вывески обычно указывается короткий срок, за который нужно его произвести - месяц или два. Если бы все это реально выполнялось, то мы бы уже этого мусора не видели. Но кладбище мафов в Киеве не уменьшается.

- В Одессе есть самая большая настенная картина Украины - Geneva Art Wall. Недавно появился первый мурал. Но такие события в Южной Пальмире происходят крайне редко. В Киеве разрисовывают здания? Что это дает городу?

- Мне кажется, Киев скоро будет перенасыщен муралами. Но они мне нравятся, это – искусство, оно должно быть на улицах. В столице муралы стали одним из первых заметных изменений в городе. Создавать их, кстати, довольно дешево. Плюс ко всему это еще и хороший повод для объединения горожан.

- В Одессе недавно переименовали ряд улиц. Со многими новыми названиями одесситы были не согласны. Как в Киеве восприняли волну декоммунизации?

- В большинстве случаев  нормально. Идеи революции тут значительно популярнее, чем в Одессе. Правда, люди все равно пользуются старыми названиями. Но вообще, мой товарищ считает, что декоммунизация - это самое совковое, что происходило в истории современной Украины. 

 

Автор: Инна Ситницкая