Поиск по дате:

23 Ноября
ноября 2024
ПВСЧПСВ
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Новости

Не только OdessaJazzFest, но и целый ряд других культурных акций уже давно проходят в Одессе при самом активном участии Натальи Эртновой как директора и продюсера. Среди них – День города и «Юморина», Международный одесский кинофестиваль, организация постановок популярных антрепризных спектаклей «Ураган по имени Одесса» и «Поезд «Одесса-мама»… Ее неуемная энергия и энтузиазм восхищают одесситов, ее умению направлять процесс позавидуют многие, ее авторитет в культурной городской среде – незыблем, а участие в любом творческом проекте – гарантия успеха, и залог этому – высокий профессионализм, контактность, работоспособность, внимательное, доброе отношение к людям. Словом, лауреат рейтинга «100 успешных женщин Одесского региона 2017» Наталья Эртнова умеет прогнозировать успех и добиваться успеха. И ее личный успех – чудо неслучайное!

На днях Наталья возвратилась из Клайпеды (Литва), куда была приглашена на Международный джазовый фестиваль JAZZ talentai 2017 в качестве члена жюри. Новые знакомства, встречи со старыми друзьями-музыкантами – все это еще один этап подготовки джазфеста в Одессе, который непременно должен жить: этого хотел его бессменный лидер Юрий Кузнецов, этого хотим мы, одесситы.

В нашем разговоре мы постарались узнать, каким образом Наташа, которую мы теперь воспринимаем как 100-процентную одесситку, попала в Одессу из далекого Красноярска, почему занялась вопросами культуры и как стала женой и соратником Юрия Кузнецова…

Юрий Кузнецов и Наталья Эртнова

Наталья родилась в Красноярске в семье инженеров. Отец-украинец был родом из Горловки, приехал в Сибирь после окончания вуза по назначению. Родители работали на предприятии, которое в то время именовалось «почтовым ящиком», – так называли научные и промышленные объекты, которые были напрямую связаны с оборонкой.

Выбор будущей профессии был продиктован внешними обстоятельствами, а не сердцем: после окончания школы Наталья поступила на химический факультет Технологического института, специализация – «порох и ракетное топливо». А после прохождения практики в Кемерово окончательно поняла, что заниматься таким делом всю жизнь ей совсем не хочется. Избежать распределения на одно из закрытых предприятий можно было, только оставшись в вузе и занявшись наукой. Наташа написала научную работу, которую одобрили на кафедре, и появилась перспектива попасть в аспирантуру в Санкт-Петербурге. Ей очень хотелось пожить в европейской части Союза, к тому же ее молодой человек обитал в Москве, а значит, она сможет быть ближе к нему…

Квартиры в то время не покупались, а обмен, удовлетворяющий обе стороны, можно было ждать годами. Поэтому когда Наташе предложили обменять ее жилье на комнату в одесской коммуналке, она без колебаний согласилась: по сибирским понятиям расстояние от Одессы до Москвы или Питера в тысячу километров – это ведь почти рядом! Вот так она и стала в 1987 году одесситкой, до этого не разу не побывав в Одессе, да еще с самым «центровым» местом жительства: в доме №5 по Дерибасовской!  Правда, в коммуналке проживало 14 семей и отсутствовал душ, но зато не было недостатка в одесской экзотике.

После недолгих поисков Наталье удалось найти работу по специальности в обсерватории: она занялась разработкой фотопленки для спутников. Здесь начала писать кандидатскую диссертацию, хотя к химии душа уже не лежала.

Хотелось заниматься чем-то совершенно другим, а вот чем – и сама не понимала. Но, видно, это было понятно ее судьбе, и она подарила Эртновой  знакомство с девушкой, которая работала на Одесской киностудии,  занималась подбором актеров. Новая приятельница увлеченно и много рассказывала о студийной жизни, а затем предложила энергичной по натуре Наталье попробовать себя в новом деле: в то время на студии активно снимали Кира Муратова и Михаил Кац, в их группы нужны были администраторы. И Эртнова решилась… Впрочем, резкие повороты ей свойственны. И в личной жизни, и в работе Наталья – человек решительный и бескомпромиссный. И еще: очень целеустремленный, а без этого успех не приходит.

Начав работать в группе режиссера Михаила Каца, снимавшего в то время свой самый известный фильм «Пустыня», Эртнова, наконец-то, поняла:  организация творческого процесса – это то, что ей по-настоящему интересно. Наталье снова повезло: на студии она встретила человека, который помог ей быстро овладеть новой профессией, – Жанну Перекрестову, директора их фильма. 

Администратору фильма приходится, довариваясь о проведении съемок,  бывать в самых разных кабинетах и общаться с руководителями совершенно разных предприятий и учреждений: это могут быть строительные площадки  и заводские цеха, портовые причалы и вузовские лаборатории, театры и музейные залы... «Запомни: из любого кабинета ты должна выйти с положительным результатом», – наставляла ее Перекрестова, и Наталья взяла этот принцип на вооружение. Ей всегда удавалось найти нужные аргументы и подобрать ключик к разным людям.

На фестивале в Клайпеде

Киностудия быстро стала для нее своей. И сыграла в ее жизни еще одну очень важную роль. Именно здесь в 1995 году она познакомилась с замечательным музыкантом Юрием Кузнецовым, который в то время писал музыку к фильму Юрия Садомского «Бремя больших ожиданий». Родилось взаимное чувство, но у каждого в то время была своя семья, разрушить которую не хватало решимости… В какой-то момент Наталья и Юрий даже решили прервать отношения, но, видно, где-то на небесах точно знали: им суждено быть вместе. 

Начинали совместную жизнь в одной комнате в коммуналке, снова-таки – на Дерибасовской, теперь в 12-м номере (как ей не любить после этого эту улицу!). Не хватало даже самого необходимого, все приходилось начинать сначала. Но было главное: любовь и желание находиться рядом друг с другом.

Кузнецов в то время работал солистом Одесской филармонии. Его концерты собирали полные залы, но оплата за них была одна и та же, мизерная: в размере тарифной ставки. И тогда Наталья предложила выйти за рамки государственной концертной организации и создать Клуб высокой музыки со справедливым распределением доходов. Браться за новое дело было немного боязно, однако к тому времени у нее уже был опыт организационно-творческой работы и в 1998 году их клуб родился! Стали приглашать известных музыкантов, потому что появилась возможность платить им достойные гонорары. Чекасин, Вапиров, Манукян, Бриль… Кто только не приезжал в Одессу для участия в концертах Клуба высокой музыки! Наталья и Юрий радовались не только тому, что залы всегда были переполнены: в Одессе возрождалась любовь к джазу, появился свой зритель, а знаменитые музыканты становились их верными друзьями, готовыми поддержать новые проекты...

На киностудии к тому времени воцарилось затишье. Работы стало мало или не  было вообще. Но поскольку Эртнова уже заявила о себе как опытный исполнительный продюсер, ее начали приглашать на другие проекты. Известный, талантливый бизнесмен Александр Павловский (к сожалению, рано ушедший из жизни) в 1999 году создал новый формат «Юморины» – с карнавальным шествием и театрализованными представлениями на площадках города. Наталья с ее немалым организаторским опытом  принимала в реализации проекта самое активное участие.

А потом возникла идея проведения в Одессе джазового фестиваля. И тогда Эртнова предложила организатору и продюсеру Михаилу Фрейдлину уже знакомую ей форму – джаз-карнавала. Фестивали в таком формате вызвали широкий резонанс. Они пользовались большим успехом и у искушенной публики, и у тех, кто слышал джаз впервые. К сожалению, по разным причинам карнавальная составляющая со временем ушла, но ежегодный джазовый фестиваль в Одессе стал прекрасной музыкальной традицией. Всем понятно, что развивал эту традицию великолепный творческий дуэт: Наталья Эртнова, директор фестиваля, и Юрий Кузнецов, его неизменный президент. 

– Юра был легким человеком, но отнюдь не легкомысленным, – говорит Наталья. – Все, что он делал, всегда было продумано, осмыслено, даже просчитано. Да, Юра – это человек-импровизация. Но кто сказал, что импровизация – это только спонтанность? За спонтанностью всегда стоят мировоззрение, образование, художественный вкус. У Юры все это было на самом высоком уровне. Он был патриотом Украины, остро реагировал на несправедливость, ценил порядочность, ненавидел лицемерие, презирал равнодушие. Он был не только талантливым пианистом, но и одаренным композитором, написал музыку к 15 фильмам. Недавно Национальный одесский филармонический оркестр исполнил программу из его произведений, и все убедились, насколько значимо композиторское наследие Юрия Кузнецова.

В мае 2016 года Юрия не стало. Это стало невосполнимой потерей для всех, кто его знал, утратой для города, для страны. Но, в первую очередь, для нее.

С мэром г. Клайпеда и участниками фестиваля

Когда постепенно уходит скорбь, остается память. А светлая память должна быть живой. И Наталья, уже в одиночку, с успехом проводит очередной OdessaJazzFest, потому что, уходя, Юра просил ее: «Не бросай фестиваль». На фестивальной сцене звучит отдельным концертом музыка композитора Кузнецова, и нам приходится убедиться не только в композиторском таланте нашего земляка, но и в своем равнодушии: до обидного мало мы знали об этой грани его таланта, мало слушали его произведения... Эртнова также в память о любимом проводит фестиваль пианистов: это была его идея, которую он не успел реализовать... И, конечно, с радостью, поддерживает учреждение в Одессе премии имени Юрия Кузнецова: в прошлом году были награждены первые лауреаты, среди них – и ученики Юрия Анатольевича, а в мае 2017-го вновь пройдет конкурс на ее соискание. А еще, будем надеяться, в ближайшее время появится мемориальная доска Юрию Кузнецову на доме, где они с Натальей жили...

В последние годы жизни Юрий Кузнецов активно поддерживал молодых музыкантов, открывал одесские «звездочки». Наталья Эртнова хочет продолжать это дело и видит свою цель в продвижении одесских джазовых музыкантов, которых в Одессе немало. А творческие люди в таких продюсерах, как она, очень нуждаются.

Автор: Роман Бродавко

Фото: Олег Владимирский