Поиск по дате:

15 Ноября
ноября 2024
ПВСЧПСВ
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Новости

Чуть больше месяца назад между Россией и Украиной при непосредственном участии ООН было достигнуто "зерновое соглашение". Речь о деблокаде трех черноморских портов на юге Украины: "Одесса", "Южный" и "Черноморск" – для начала экспорта украинского зерна.

VESTI узнали, как идет процесс загрузки судов, будет ли работать "зерновое соглашение" дальше и почему сохраняется напряженность на мировых продовольственных рынках, подталкивая рост цен на продукты питания.

Хлебная страна

За месяц работы "зернового соглашения" из Украины вышло 61 судно с зерном. Общий объем экспорта превысил 1,5 млн тонн. По данным представителя военных властей Одесского региона Сергея Братчука, за минувшие выходные порты Одессы приняли 13 суден под загрузку 290 тонн пшеницы, кукурузы и масла, которые направятся в Ливию, Испанию, Италию, Израиль, Германию, Египет и Турцию. На текущей неделе взял курс на Йемен балкер Karteria на 37,5 тыс. тонн пшеницы. На данный момент активны еще 50 заявок на отгрузку украинского зерна.

Напомним, нервозность на зерновом рынке возникла с началом войны России в Украине. В целях обороны украинцы заблокировали подходы к своим портам, а акватория Черного моря была заминирована, что парализовало экспорт зерна из страны.

Украина и Россия входят в топ-5 мировых поставщиков зерна. В частности, на Украину приходится 11% мирового экспорта, на Россию – 16-20%. Украина также стала лидером по экспорту семян подсолнечника (до 50% мирового экспорта) и одним из лидеров по экспорту кукурузы (до 20% мировых объемов).

Традиционными потребителями украинского зерна и масличных были и остаются страны Ближнего Востока, Азии, Северной Африки. В целом, по подсчетам, которые нам назвал экономический эксперт Алексей Кущ, Украина со своего урожая ежегодно кормит около 800 млн человек в мире.

Аграрная продукция – база благосостояния и для самих украинцев, занимающая в структуре ВВП около 10%. Экспорт зерновых был и остается одним из ключевых источников поступления валюты в украинский бюджет. По данным Государственной службы статистики, за 2021 год украинские экспортеры зерна, продав свыше 100 млн тонн продукции, завели в страну 12,34 млрд долларов – эта сумма сопоставима с несколькими траншами от МВФ. В финансовом выражении поступления от продажи зерна за минувший год, по сравнению с результатами 2020-го, выросли почти на треть.

Торговый режим

Война смешала все карты, и в нынешнем году аналитики осторожно предрекают снижение объемов экспорта в годовом выражении на 30-40%. Ожидается, что Украина реализует зерна и масличных не более 60 млн тонн, 70% из которых будет составлять зерно. Это при условии, что "зерновое соглашение" не будет нарушено и его пролонгируют.

Напомним, заключено оно было по инициативе ООН 22 июля, когда Украина и Россия при посредничестве Турции подписали отдельные договоры с ООН по возобновлению экспорта украинского зерна по Черному морю. Договоры рассчитаны на 120 дней и будут действительны соответственно еще три месяца – до начала зимы. Далее возможна пролонгация.

Цель договоренностей – обеспечить "зеленые коридоры" для торговых судов, гарантирующие разминирование вод в этих коридорах и защищенность от боевых атак с обеих сторон. 27 июля в Стамбуле был открыт Совместный координационный центр, где под руководством представителей ООН делегаты Украины, России и Турции взялись контролировать и координировать экспорт зерна и соблюдение договоренностей. 1 августа "зеленые коридоры" заработали: из украинского порта вышло первое судно с зерном.

Мировые рынки отреагировали на ситуацию стремительно. Еще за несколько недель до подписания "зернового соглашения" цены на зерно пошли вниз. "Сообщения о скором возобновлении экспорта украинского зерна привели к резкому падению цен на пшеницу. Американские фьючерсы упали почти на 4% до пятимесячного минимума в 7,6575 доллара за бушель. Его европейский аналог потерял почти 5%. Теперь он такой же дешевый, как и три с половиной месяца назад", – сообщало еще в середине июля, за две недели до отправки первого судна с украинским экспортом, немецкое издание Bild.

Три фактора для подорожания

Но сегодня вновь звучат спекулятивные заявления о том, что российско-украинский конфликт и вызванный им дефицит зерна на планете спровоцируют голод в одних регионах и резкий рост цен на продукты питания – в других. И это несмотря на то, что отгрузка из украинских портов продолжается.

Эксперты склонны думать, что спекуляции вокруг роста цен на мировых рынках подогреваются не столько скромными объемами нынешнего украинского экспорта (в мирное время через одесские порты отправлялось примерно вдвое больше зерна – от 3 млн тонн в месяц) и даже не столько событиями на фронтах российско-украинской войны, – сколько совокупностью трех факторов. К войне в Украине, заморозившей на пять месяцев экспорт зерна из страны, снизившей объемы его экспорта из России и вызвавшей турбулентность на продовольственных рынках, добавляется агрессивное поведение самой России, которая ведет традиционную партию жесткого бескомпромиссного игрока и прессингует мировой рынок. А также тотальная засуха, охватившая в этом году не только страны Африки, но и европейский континент, – считает президент ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" Алекс Лисситса. "Европа местами "сгорела" полностью, во многих странах неурожай, – говорит он. – Все это не может не отразиться на общем состоянии мирового рынка, который находится в кризисе".

Вместе с тем эксперт сдержанно оптимистичен и позитивно оценивает эффект "зернового соглашения". "Объемы экспорта, который сейчас реализуется Украиной, вполне адекватны и соответствуют ожиданиям бизнеса в нынешней ситуации. Никто не ожидал довоенных показателей. Если будут работать три этих порта в Одессе, мы к концу года выйдем на 3 млн тонн в месяц – только через них. Плюс – транспортировка зерна автотранспортом, железной дорогой, через порты Дунайского пароходства. Не удивлюсь, если мы покажем к концу года общий объем 4,5-5 млн тонн в месяц, что вплотную приблизится к цифрам мирного времени", – прогнозирует Лисситса.

Его коллега – экономический эксперт Алексей Кущ – в унисон добавляет: "Зерновое соглашение" имеет не только экономический эффект (благодаря ему бюджет Украины теперь будет вновь ежемесячно пополняться 1 млрд долларов валютной выручки). В первую очередь это геополитическая победа Украины. Россия ставила своей целью во что бы то ни стало закрыть украинцам все выходы к морю. Она проиграла. Это огромный имиджевый успех и власти, и страны в целом", – убежден эксперт.

Спасти рядового фермера

Впрочем, положительный эффект для Украины, ЕС и мира от "зернового соглашения" может быть утрачен уже в будущем году. Объемы экспорта из Украины рискуют схлопнуться как минимум еще на треть. Это может произойти, даже если в стране наступит мир или перемирие. А все порты будут разблокированы, элеваторы и сельхозтехника – приведены в рабочее состояние. И причиной будут уже не боевые действия, а отсутствие фермеров, которые готовы сеять и собирать хлеб.

Один из наиболее пессимистичных экспертных прогнозов гласит: Украина потеряет до половины своих аграриев. "Деблокада портов – это хорошо. Но это мало влияет на нынешний урожай, который уже собирается, – говорит исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин. – То, что вывозится сейчас судами через одесские порты, – это прошлогодние запасы, которых у нас еще 17 млн тонн. А что делать с урожаем нынешним? Кто его будет выкупать или где хранить? Себестоимость тонны зерна возросла (подорожали логистика, средства защиты растений, техника, энергоносители), в то время как его цена на внутреннем рынке резко упала. В том числе из-за блокады портов. Результат: аграриям, которые не смогут продать зерно этого урожая, не за что уже будет приобретать его на будущий год. Они уйдут с арены. Негативный эффект ощутим уже в наступающем году".

Сами фермеры в разговоре с корреспондентом Vesti.ua не стеснялись своего отчаяния: по их словам, сегодня в Украине агробизнес на грани уничтожения. И дело не только в том, что многим приходится сеять и собирать урожай буквально под снарядами. Один из наиболее плодородных регионов, славящийся своим черноземом, – Слобожанщина – расположен вдоль восточной границы и соседствует с Россией. Там сейчас идут активные боевые действия.  Главная проблема в том, что продавать урожай – а тем более продавать выгодно – в условиях войны стало фактически невозможно. "На внешние рынки выходить сложно. На внутреннем рынке продавать катастрофически невыгодно: цена тут менее 100 долларов за тонну при себестоимости у нас в регионе около 130 долларов. Да и хранить негде. Многие элеваторы либо заполнены прошлогодними остатками, либо оказались на временно оккупированных территориях", – говорит нам Алексей, фермер из Полтавской области. И приводит пример: из 45 филиалов Государственной продовольственно-зерновой корпорации (крупнейшего оператора рынка с национальным статусом) сегодня доступны и работают 38, из которых 28 имеют элеваторы, находящиеся в режиме приема зерна.

Единственным выходом могло бы быть участие государства. "Скажем, продолжение программы льготного кредитования украинских аграриев, которая заканчивается этой осенью, – говорит Олег Пендзин. – Чтобы обеспечить селян средствами для закупок в первую очередь озимого семенного фонда.  Но программа предполагает компенсацию процентов из государственного бюджета. А в госбюджете сейчас денег нет".

Если такой сценарий реализуется, объемы производства зерна в Украине могут сократиться гораздо существеннее, чем сегодня, и рискуют составить примерно половину от довоенных показателей уже в 2023 году. Эта ситуация не замедлит сказаться на мировом рынке, особенно на сегменте государств – импортеров украинского зерна. И тогда под угрозой голода действительно могут оказаться сотни миллионов человек.