Многолетний (и недавно вновь переизбранный) директор Одесской филармонии Галина Зицер пришла в этот дом тридцать пять лет назад, 3 мая 1983 года, и за это время он стал для нее по-настоящему родным. До этого Галина Борисовна работала в разных строительных организациях, была главным архитектором Одесских реставрационных мастерских. Поэтому в филармонию она была принята в качестве главного инженера. Эта должность, казалось бы, не предполагает непосредственного участия в организации концертной деятельности. Но недаром говорят, что в архитектуре и музыке много общего: и та, и другая создаются по законам гармонии. А само слово «филармония» в переводе с греческого означает: «Люблю гармонию». Филармоническая атмосфера покорила Галину Борисовну, а обстоятельства сложились таким образом, что вскоре она начала заниматься вопросами организации творческого процесса: сначала как заместитель директора, потом – как коммерческий директор, директор-распорядитель, а с 2008 года – как директор филармонии.
В 2014 году заслуженный работник культуры Украины Г.Б. Зицер стала лауреатом XIV Рейтинга популярности людей и событий Юга Украины «Народное признание» в номинации «За сохранение и развитие культурных традиций Одессы»; в 2015-м – лауреатом рейтинга «100 самых влиятельных одесситов». Кроме того, Галина Борисовна – лауреат трех рейтингов «100 влиятельных женщин Одесского региона».
– Галина Борисовна, формы работы концертной организации достаточно традиционны. Есть ли необходимость их изменять?
– Вопросы традиций и новаторства во все времена стоят на повестке дня. Здесь необходимо разумное отношение к опыту прошлого и взвешенное – к новому в концертной практике. Важно, чтобы и то, и другое удовлетворяло взыскательные вкусы публики, привлекало ее в концертный зал, приносило удовольствие. Мы стремимся, чтобы наша афиша была насыщенной и разнообразной. Если еще несколько лет назад интерес публики, в первую очередь, привлекали гастролеры, то сейчас с не меньшим успехом проходят концерты одесских исполнителей. Полные залы собирают программы камерного оркестра, академического ансамбля украинской музыки, песни и танца «Чайка», ансамбля солистов «Ренессанс», ансамбля «Мозаика», многих наших солистов… Яркими событиями стали проводимые филармонией фестиваль-конкурс «Одесская гитарная осень» памяти Анатолия Шевченко, международные фестивали виолончельного искусства памяти Валентины Рымашевской-Балон, хорового искусства памяти Константина Пигрова, Международный фестиваль сатиры и юмора имени Андрея Совы, наконец, наши традиционные международные фестивали искусств «Дунайская весна» и «Белая акация».
Филармония выступает в качестве творческого партнера в осуществлении таких творческих проектов, как Международный музыкальный фестиваль «Одесса классикс», ОдессаДжазФест, Международный конкурс пианистов памяти Эмиля Гилельса, Международный фестиваль современного искусства «Два дня и две ночи новой музыки». Поскольку эти праздники искусства проходят уже не впервые, будем считать их традиционными, однако содержание фестивалей каждый раз меняется.
Среди новых проектов назову цикл «Кумиры», в рамках которого с успехом были исполнены (и не один раз!) программы «Одесское сердце. Леонид Утесов», «Исааку Дунаевскому посвящается», «Муслим Магомаев. Когда песня не кончается», «Френк Синатра forever». Большой интерес у публики вызывает проект «Ночь в филармонии».
В наших ближайших планах проведение фестиваля «Европа фольклорная. Одесские истоки», фестиваль камерных оркестров, фестиваль любительских национальных коллективов «Крепость наций» в Белгород-Днестровской крепости, проект «Звезды, рожденные Одесщиной»…
Неотъемлемой частью концертной деятельности филармонии является работа с детьми и молодежью. Наши концертные циклы охватывают все возрастные категории, вплоть до мамочек, которые ждут ребенка, – для них у нас есть специальный цикл «Эффект Моцарта». Свои преданные слушатели есть у концертов циклов «Юный меломан», «Звучат народные инструменты», «Эти разные музыки грани», «Портреты великих композиторов», у детского литературного абонемента «Дадим шар земной детям»…
Не только профессиональные исполнители, но и юные музыканты и певцы имеют возможность выступать на филармонической сцене. Недавно были созданы детский музыкальный коллектив на базе ансамбля солистов «Ренессанс» и молодежная капелла бандуристов на базе трио «Мальвы». Это – первые шаги на пути к основанию детской филармонии, организация которой – в наших планах.
Менять и совершенствовать формы работы, безусловно, необходимо, но делать это нужно взвешенно, разумно, с пользой для дела. В основе нашей репертуарной политики – популяризация лучших образцов украинского национального и мирового искусства. Это – океан музыки и литературы, в котором следует выбирать то, что созвучно нашему времени, что способно вызвать яркие мысли и эмоции у нашей публики. Один из основных проектов, над которым мы сейчас работаем, называется «На все времена. Украинские шедевры в мировой классике». Думаю, что он вызовет интерес у слушателей.
– Непреложной истиной является то, что сцена любит молодых. Какие возможности у творческой молодежи в филармонии?
– Любая творческая инициатива в нашей организации не остается без внимания и, если она по-настоящему креативна, получает стопроцентную поддержку. Творческий коллектив филармонии за последние годы сбалансирован: в нем представлены мастера старшего поколения, среднее поколение и молодые исполнители. Только за последние два года наш коллектив пополнили 23 молодых артиста. Приведу еще несколько цифр. На сегодняшний день в творческом составе филармонии 156 артистов. Среди них – шесть народных артистов Украины, два заслуженных деятеля искусств, 12 заслуженных артистов и два заслуженных работника культуры. А всего в филармонии работает 261 сотрудник.
Творческих людей надо понимать и уважать – это принцип, который лежит в основе наших отношений с каждым солистом и артистом. Свою молодежь мы любим и ценим. Конечно, обидно сознавать, молодым специалистам с высшим музыкальным образованием трудно живется на нищенскую зарплату, которую они получают. Но это – не наша вина, а наша беда. Тем более важно хотя бы морально поддержать молодые творческие силы.
Сегодня, к сожалению, сокращена до минимума гастрольная деятельность, которая всегда стимулировала артистов, в особенности – молодых. В прошлом году наша «Чайка», которая в целом является молодежным коллективом, с успехом гастролировала в городах Франции и Испании. И это, безусловно, стало импульсом для дальнейшей творческой работы коллектива.
У филармонии крепкие партнерские связи с Одесской национальной музыкальной академией имени А.В. Неждановой: практически все наши исполнители – ее выпускники. Нередко на нашей сцене выступают преподаватели и студенты академии. Так, уже несколько лет существует абонементный цикл «Звезды, рожденные гением», в котором принимают участие лауреаты Международного конкурса пианистов памяти Эмиля Гилельса.
В отдельный цикл выделены концерты учащихся средней специализированной музыкальной школы имени П.С. Столярского. Кстати, они выступают в сопровождении нашего камерного оркестра. Тесные связи у филармонии с училищем искусств и культуры имени К.Ф. Данькевича. Выпускники хореографического отделения училища успешно работают в нашей «Чайке».
Так что наша концертная организация не замыкается только на своем творческом потенциале.
– Здание филармонии иначе как дворцом не назовешь. А дворцы, как известно, требуют к себе особого отношения…
– … И значительных капиталовложений, о которых сегодня только можно мечтать. Здание требует внимания и ухода, но и без обновления материальной базы тоже нельзя... Многое приходится делать за счет собственных средств нашей концертной организации и спонсорских средств. Так, мы утеплили зрительный зал, провели косметический ремонт фойе и кассового вестибюля, провели ряд мероприятий по экономии энергоресурсов. За счет бюджетных и собственных средств большой зал оснащен современным комплектом радиоусилительной аппаратуры, заказано семь комплектов сценических костюмов. А сколько еще необходимо сделать!..
Сегодня Одессу позиционируют как культурную и туристическую столицу Украины. Город имеет все основания отвечать этому статусу. И одной из главных составляющих этого статуса должна стать филармония – и как выдающийся памятник архитектуры, и как ведущая концертная организация. Не правда ли?..
Беседовал Геннадий Серебряков