В мире обострились сразу два конфликта, тлеющие до этого десятилетиями. У них разное происхождение и причины, но оба они потенциально способны обрушить международную безопасность, мировую экономику и стать началом для более глобальной войны. В конце концов, что за мировая война без Сербии.
Каковы причины создания новых «горячих точек» и чем их опасность - расскахали VESTI.
Прерванный полет
Напряжение между КНР и Тайванем нарастает уже три недели, с момента, когда стало известно о подготовке визита спикера Палаты представителей США, Нэнси Пелоси, на остров. Власти КНР резко выступили против, Пекин пригрозил ввести бесполетную зону, а местные СМИ принялись писать о возможности посадить самолет. Или даже пойти на более радикальные меры. "Если этих мер не хватит - думаю, нормально будет сбить самолет", - писал влиятельный китайский журналист, экс-главред издания Global Times Ху Сицзинь.
Параллельно начались учения Народно-освободительной армии Китая (НОАК) у берегов восточной провинции Фуцзянь (через пролив, 120 км, от Тайваня), а Интернет наводнили видео с переброской на юг страны разнообразного оружия, в т.ч. систем залпового огня с дальностью стрельбы до 220 км, т.е. достигающих Тайваня и его столицы. США, у которых есть с властями острова договор о военной помощи, в свою очередь начали стягивать к Тайваню силы, в частности, авианосец "Рональд Рейган" и десантные суда "Америка" и "Триполи" (оба - в Японии). Nikkei Asia пишет, что тем самым США планируют создать "буферную зону" для возможного прилета самолета с Нэнси Пелоси.
Конечно, геополитической проблемой стал не сам визит американского политика, а общая ситуация в Китае, США и вокруг Тайваня (где политические интересы обеих сверхдержав пересекаются). Пекин считает Тайвань своей территорией, хоть формально он ее не контролирует – там действует правительство, которое переехало туда из Пекина в 1949 году после поражения партии Гоминьдан, а сам Тайбэй одно время даже представлял Китай в ООН. До недавних пор США и Китай использовали соглашение «Дэн Сяопина – Никсона», согласно которому США не признавали Тайвань независимым (ведут «политику одного Китая»), а КНР - воздерживался от силовых акций по захвату острова.
Виноваты выборы
Но теперь паритет может нарушиться. В воскресенье турне Пелоси началось, и весь мир с напряжением следил за маршрутом ее лайнера, который сел на дозаправку в Гонолулу и направился в Малайзию. Строились предположения - самолет мог бы не нарочно приземлиться в Тайбэе (столица Тайваня) под предлогом поломки. К вечеру понедельника ряд мировых СМИ сообщили, что Пелоси прибудет в Тайбэй во вторник.
В нынешнем конфликте важна каждая деталь. Спикер Конгресса конфликтует с Пекином не впервые: 31 год назад вместе с двумя другими чиновниками она развернула на площади Тянаньмэнь антиправительственный баннер, и дальнейшие протесты на площади китайских активистов привели к жесткой реакции властей КНР и трагическим событиям. "Это был бы первый визит на Тайвань чиновника из США такого высокого уровня за последние годы, и в прошлый раз подобное случилось в 1997 году, когда бывший спикер Палаты представителей Ньют Гингрич посетил остров, - говорит Петр Шевченко, аспирант Цзилиньского университета. - Сейчас это дискредитировало бы Пекин с его концепцией "мирного воссоединения", публично подтвердив, что Тайвань фактически - союзник США, несмотря на слова американцев о политике "единого Китая".
Также Си Цзиньпину важно не потерять лицо перед внутренней аудиторией и собственным окружением. А для него на карту поставлено многое: на осень назначен ХХ съезд Компартии Китая, где генсекретарь должен избраться на новый срок правления. Но и у Джозефа Байдена на осень также запланированы выборы – правда, не лидера страны, а в Конгресс, и позиции его Демократической партии отчаянно ухудшились. «Политики, у которых впереди выборы, а дела с рейтингом обстоят плохо, очень часто прибегают к подобным маневрам. Особенно, если ты глава пока еще самого могущественного и богатого государства а мире с самой сильной армией. Отправить авианосную группу по направлению к Тайваню или Северной Корее? - Да раз плюнуть! Можем себе позволить, - намекает украинский политолог-международник Максим Яли. - Главное - создать реальную угрозу жизни региона/человечества, чтобы избиратели забыли об инфляции, безработице и прочих «мелочах».
На самом деле, красной линией для Пекина будет не само посещение острова высокой гостьей, а объявление островом независимости - визит Пелоси может дать местной администрации Цай Инвень уверенность в собственной субъектности.
Взрывоопасные Балканы
Второй конфликт обострился на Балканах, "пороховой бочке" Европы. Власти Косово, частично признанного государства, объявившего себя независимым от Сербии в 2008 году после кровопролитной войны 1998-1999 года, приняли решение выдавать въезжающим в северную провинцию временные документы, а также начать замену сербских автономеров на косовские. Проблема в том, что в Северном Косово проживают в основном сербы. Косово называет меры "зеркальными", т.к. Сербия, не признающая государственность Косово, и сама выдает тем, кто въезжает с этой территории, временные документы.
Тут события разворачивались более стремительно: нововведение должно было вступить в силу с 1 августа, но уже 31 июля местные жители стали блокировать основные дороги, возводить баррикады и перекрывать доступ к двум основным пунктам перехода границы. За этим последовали заявления лидеров: президента Сербии, Александра Вучича, о том, что ситуация - самая сложная за последнее время, а в случае начала конфликта "Сербия неминуемо победит". Лидер Косово, Альбин Курти, обвинил сербского коллегу в подстрекательстве, заявив, что 31 июля "незаконные сербские структуры" устроили перекрытие дорог и стрельбу близ границы. Вечером в соцсетях действительно распространяли видеоролики со звуками стрельбы. На мосту через реку Ибар, разделяющую косовские и албанские районы города Косовска-Митровице, тем же вечером появились миротворцы KFOR под эгидой НАТО, последовало заявление о готовности вмешаться, если стабильность будет под угрозой.
Градус напряжения удалось снизить заявлением Косово: нововведение отложили на месяц. Этому предшествовали консультации властей Косово с ЕС и США, о чем рассказал американский посол в Косово Джеффри Ховеньер. Однако баррикады, снять которые требовали власти, остались на месте, и движение через границу закрыто, что оставляет возможность для еще одного обострения (кстати, и нынешняя попытка замены автономеров уже не первая, аналогичную в Косово предпринимали год назад).
Перспективы
Развитие обоих конфликтов таит в себе большие риски. "Открытое противостояние (между США и Китаем) станет еще одним серьезным потрясением - ведь Вашингтону придется вводить против Пекина санкции. А от этого пострадают и американская, и китайская экономики, - оценивает перспективы экономист Алексей Кущ. - В этом случае мировая экономика может войти в рецессию, и кризис может расползтись по всей Азии". Этот сценарий эксперт считает наименее вероятным, указывая, что все стороны конфликта заинтересованы в его разрешении дипломатическим путем.
"Каждый конфликт уникален - как своими участниками, так и опосредованными сторонами: "подстрекателями", третьими сторонами, - утверждает Павел Лакийчук, руководитель программ безопасности Центра глобалистики "Стратегия XXI". - Но кроме китайско-тайваньского и сербско-косовского конфликтов, есть и другие, потенциально горячие, точки».
Эксперт называет в качестве опасных Юго-восточную Азию, где в Мьянме, на границе с Таиландом, тлеет гражданская война ("Каренская национально-освободительная армия" уже 60 лет добивается независимости народа каренов), и на Филиппинах Компартия ведет подготовку к вооруженной революции (в данный момент переговоры властей с повстанцами приостановлены). «И на африканском континенте тлеют несколько потенциально сильных конфликтов. Но нам, конечно, ближе Европа. Косовский конфликт мы рассматриваем, как важную составляющую общей архитектуры безопасности - есть грустная шутка: "мировая война не начинается, пока в нее не вступит Сербия", - говорит Лакийчук.
В случае с Сербией и Косово желание не начинать войну явно есть: во-первых, обе стороны (особенно Косово) боятся вероятных санкций со стороны США и ЕС. Во-вторых, Сербия - кандидат на вступление в Евросоюз, а война, как минимум, поставит процесс на паузу. "А интеграцию в ЕС поддерживает большинство сербов. Да и нынешний президент, Вучич, - это вовсе не Милошевич (был обвинен в военных преступлениях, совершенных в Косово в 1999 году - Авт.) - он может и должен сделать резонансные заявления. Но идти дальше не решится", - говорит Яли. Вообще же, войной становится менее 10% политико-дипломатических конфликтов: переход в военную фазу говорит о том, что стороны либо не хотят, либо не могут разрешить их другими способами. Потенциально динамика конфликта может оказать влияние даже на события в Украине. Ведь именно "косовский прецедент" (часть другого государства была отторгнута международным сообществом, после чего ей придали статус и наделили государственностью) был использован Владимиром Путиным в 2014 году в ходе создания так называемых "ДНР" и "ЛНР".