Шел девятый день съемок фильма «Солнечный удар»… Моросил по-зимнему отвратительный дождь, особенно заметный в свете прожекторов. Со стороны Лунного парка, или, как правильно было бы сейчас сказать - со съемочной площадки, доносились запах костра, пронзительный звук пилы, перекрываемый шумом усиливающегося дождя. По Потемкинской лестнице, часть которой была плотно заставлена декорациями, деревянной вышкой, «забита» мешками с песком, бочками, дровами, пулеметами, поднимались строго выдержанной колонной статисты, одетые в форму белогвардейцев, казаков, морских офицеров. Как оказалось, их отправили на час-полтора переодеваться. Поэтому съемочная площадка встретила нас тишиной.
Вышедший к журналистам представитель продюсерской компании Александр Строгов объяснил, что сейчас идут съемки локального эпизода одной из главных сцен фильма, поэтому Никита Сергеевич занят. И попросил немного подождать. А так как времени «очень мало», график съемок очень плотный, предложил «уложиться» в 10 минут общения с режиссером. Основное же условие – не мешать проведению съемок, то есть не переходить черту дозволенных для осмотра декораций. Дело в том, что первые дни в Одессе были сняты общие заявочные планы, сейчас внимание акцентируется на отдельных эпизодах главных сцен.
Декорации – в контексте двадцатых окаянных
Несмотря на месиво из грязи под ногами, сложилось впечатление, что съемочная площадка была ухоженной. Каждый фрагмент декораций – реальный эпизод из будущего фильма – «вылизан» до деталей. Единственное живое существо – лошадь с телегой, груженной сеном и мешками, умными глазами спокойно взирала на происходящее: ей уже не привыкать к вспышкам фотокамер. Что же касается декораций, все как по-настоящему. Сколоченные из дерева качели, столы и скамейки под навесом, сено под ногами, огороженное колючей проволокой пространство с «древнегреческими» статуями, полуразрушенные дома, чадящие костры, скромные военные палатки – такова «киношная» атмосфера окаянных 20-х годов прошлого столетия.
Создать ее, причем достаточно профессионально, в течение трех месяцев помогла съемочная группа из Москвы, в составе которой – 150 человек. Конечно же, не обошлось без помощи городских структур. Что будет с декорациями по окончании съемок, которые полностью планируется завершить 18 февраля? «Разберем, увезем, – заверил Александр. – Часть передадим городу. В любом случае площадка не останется в таком состоянии. Мы все уберем».
На фоне Потемкинской лестницы
Время в ожидании мэтра российского кинематографа пролетело незаметно. Так и виделся знакомый всем широкий жест Михалкова: «Эх, ребятушки…». Тем не менее к нам вышел спокойный, серьезный человек с кружкой горячего напитка, еще не вышедший из состояния оценки только что отснятого им эпизода, на ходу настроившись на общение с одесскими журналистами, которые, собственно, и задали тон доверительного общения.
- Как вам погода, Никита Сергеевич?
- Она мне нужна. Я ее ждал. Стальная, дымчатая, туманная, серая «картинка» происходившего должна подчеркнуть контрастность тех событий. И погода мне в этом помогает.
Как оказалось, когда не было настоящего дождя, его приходилось создавать искусственно. Впрочем, как и снег, ведь в первый съемочный день в Одессе он действительно припорошил весь город, а теперь приходится позаботиться о том, чтобы он вновь «выпал»: на съемочной площадке некоторые «фрагменты» снега еще не растаяли под дождем. Кстати, что касается Потемкинской лестницы, в фильме она станет всего лишь фоном для эпизода. Режиссер не акцентирует на ней внимания, поэтому лестница частично задекорирована.
«Кто виноват? Почему это произошло?»: о картине
По словам Никиты Михалкова, часть фильма снята по мотивам рассказа Ивана Бунина «Солнечный удар» и его книги «Окаянные дни». События тех лет формировались в сознании режиссера и на основе дневников и писем писателя, которые не были опубликованы, и на изучении архивных документов, касающихся «красного» террора в Крыму и событий 20-х годов в Одессе.
– У нас было очень много материала, – рассказал он. – Чем глубже мы погружались в него, тем страшнее было. И мы отказались от мысли пугать людей. Посудите сами: при советской власти все ругали белых, сейчас – красных, но… бесчувственно. Мы предприняли попытку разобраться в произошедшем. Ведь большевики не с Марса приехали. Эта история была создана своими руками…Поэтому картина актуальна и сейчас.
Почему для съемок была выбрана Одесса? Да все совпало: и удобная площадка, и рельеф местности, пояснил режиссер. Когда выбирали натуру, объездили много городов. Побывали на побережье Крыма. Да и в рассказах Бунина Одесса присутствует, хотя в Крыму крови больше было. О чем фильм?
– Фильм – соединение лирической, романтической линии, летящей любви и оскорбленных чувств, с реалиями того времени, – прокомментировал Никита Михалков замысел снимаемой им картины. – «Солнечный удар» и «Окаянные дни» – очень разные произведения, будто их писали два разных человека. На Бунина это не похоже: он никогда не был яростен в оценке того, что видел. Для нас важно рассказать о той ночи и дне. Кто виноват? Почему это произошло? Как это могло случиться? Именно эти вопросы задает герой. И вывод справедлив: вина возложена на всех.
- А для тех, кто считает сегодняшние дни окаянными, хочу сказать: это несправедливо. И наша картина – напомнить, чтобы не допустить окаянных дней в будущем, – подчеркнул Никита Михалков.
«Не хочу торопиться»: о съемках и планах
Кроме Одессы, съемки картины проходили в Москве, под Нижним Новгородом, на Женевском озере в Швейцарии. Некоторые эпизоды были сняты на Оке, Волге. А одну из финальных сцен картины, посадку пленных белогвардейцев на баржу, которую затопят большевики, предполагается снять в Белгороде-Днестровском. Сейчас треть фильма уже отснята. По словам режиссера, еще будут павильонные съемки в Москве. Остались досъемки по фоновым местам. Фильм планируется завершить в конце мая. Из двух часов экранного времени 30 съемочных дней в Одессе займут около 40 минут.
– Картина большая, поэтому не хочу торопиться с монтажом. Пока не знаю, где буду делать компьютерную графику, – сообщил Никита Михалков, давая понять, что не ставит перед собой точных сроков выхода фильма на большой экран. Точную сумму бюджета ленты он не озвучил, однако заверил, что снимает картину на спонсорские и кредитные деньги.
Что же касается актерского состава, Н. Михалков сказал, что в его фильме нет медийных лиц, да и сам в кадре не собирается появляться. Режиссер специально отказался от претендентов на главные роли, подчеркнув, что для него «важно создавать роль». Среди имен актерского состава он назвал малоизвестные, в частности, молодую актрису Викторию Соловьеву (Незнакомка), впервые снимающегося Мартинса Калиту (Поручик). Небольшие роли у Гарика Леонтьева, Александра Адабашьяна.
«Здесь нет серой массы»: об одесситах
Все актеры-статисты – из числа одесситов, в том числе из Одесской киностудии, одесских театров.
– Получаю удовольствие от работы команды. Поражен, что 320-350 человек спокойно работают. Здесь нет серой массы. Удивляет артистичность живущих в Одессе людей. Я могу на крупном плане снимать любого, – сказал Н. Михалков. – Бывает, не останавливая камеру, говорю: «А посмотри сюда». И то, что актеры не выпадают из роли, свидетельствует об их профессионализме. Вчера при проведении съемок люди выходили из толпы и органично «играли» свои роли…
В съемочной группе фильма также отметили ответственность одесских статистов: они понимают, что такое съемочный процесс, и стараются не пропускать ни одного дня, чтобы не сорвать съемки. Возможно, это продиктовано любовью и уважением одесситов к известному режиссеру. И, надо признать, любовь эта взаимна.
- Одесса – приятный город. Одесса – моя любовь. У меня остались о ней самые лучшие воспоминания еще со времен своего второго фильма «Раба любви», который я снимал здесь. Одесса - самостоятельный мир, который мне очень мил, - заверил Н. Михалков.
***
Незаметно стемнело. Время, отведенное на общение с режиссером, явно, немного затянулось. Никита Сергеевич не только ответил на все вопросы, но и не отказался дать автографы всем желающим их получить. В свою очередь журналисты пригласили режиссера на премьеру его фильма в Одессу.
Фото: Алла Талова, odessa-life.od.ua
Источник: ИА «Одесса-медиа»