Поиск по дате:

14 Мая
мая 2024
ПВСЧПСВ
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Блоги


Истории христианства около 2000 лет. За это время христианская религия претерпела множество изменений, которые во многом исказили истинный смысл учения. Это касается всех конфесcий, за исключением Православной (восточной) церкви. Западный христианский мир в силу своего раскола и последующего деления потерял прямую связь с единой Апостольской Церковью, в которой главным постулатом осталось прямое рукоположение, от первых апостолов и по сей день.

Рукоположение и связанные с ним Таинства сохранили в своем первородном виде лишь православные. Православная церковь управляется патриархатом во главе вселенского патриарха (ныне патриарх Варфаломей), резиденция которого находится в Стамбуле. Духовным центром же христиан, как православных, так и раскольнических, был и остаётся Иерусалим.

Сейчас христианство (восточное и западное) является религией большинства, по крайней мере для стран Евразии и Америки. В странах Западной Европы преобладает больше католицизм, реже – протестанство, адвентизм, баптизм.
В странах Северной Америки наоборот – протестанство, церковь мормонов, свидетели Иеговы и другие. В Центральной и Южной Америке, как и странах Азии, имеют хождения разные религиозные направления, включая перечисленные.

В Восточной Европе и частично на Ближнем Востоке преобладает Православие. Среди стран восточного региона православными являются в большинстве своем жители Греции, Кипра, Болгарии, Сербии, Грузии, Украины, России, Белоруссии, Македонии, Черногории, Армении, Абхазии, Иордании, Эфиопии.

Но не всегда Христианство было религией большинства. Когда-то, в незапямятные времена, события которых историки собирают по крупицам, последователи Христа были гонимы и презираемы обществом.

Как же зарождалось Христианство и кто были первые христиане? Первыми кто проповедовал Евангелие (евангелие в переводе с древнегреческого – благая весть) были Апостолы. В книгах Нового Завета указывается что основных апостолов было двенадцать, один из которых оказался предателем. Кроме основных двенадцати приближенных учеников Христа было еще около 70 других апостолов, о которых, к сожалению, очень мало сказано в Библии

В первом веке нашей эры, который не зря называется веком апостольским, последователи Иисуса по Его благословлению отправляются проповедовать Слово Божие всем народам, населявшим страны ближайшие от Палестины.

В то время иудейские первосвященники были вполне удовлетворены – ведь их главный конкурент, уводивший паству из синагог и смущавший народ, был казнён. К ученикам же Христа поначалу не относились с должной серьезностью, не видя в них какой-либо серьезной угрозы. Но лишь поначалу…

Апостолы, как известно, разошлись по странам, проповедуя учение о Царствии Небесном и крестя народы. Число же последователей учения пожелавших креститься, вопреки ожиданиям иудейских законников не уменьшалось, а наоборот, росло в геометрической прогрессии.

Первыми местами, в которых была принесена Благая Весть, были районы западного Средиземноморья: Крит, Пелепонес, Палестина, Кипр, Балканы, Аппенины, Малая Азия. Чуть позднее первые миссионеры пришли в Египет, Персию, Эфиопию, Кавказ, Крым. И наконец к более северным народам: готам, кельтам, балтам, славянам. С последними, кстати, по некоторым данным уже населявшим северную часть современной Украины, Полесье и Карпаты, связан приход на наши земли апостола Андрея. По легенде на месте современного Киева он воздвигнул крест, названный в честь него Андреевским, предсказав, что в будущем на этих холмах будет построен великий город.

Но это одна сторона медали. Вторая заключается в реалиях, в которых существовали первые христиане.

Большинство перечисленных стран были провинциями Римской империи.
Нужно отметить, что Римская империя за многовековое существование в первом веке была прочна и непоколебима. Территории подвластные Риму простирались от Португалии до Ирана, с Северной Африки до Альпийских гор. Абсолютно все народы, населявшие империю за исключением иудеев, были язычниками. Также язычниками были сами римлянами, с отличием от других народов лишь в том, что римский цезарь был также приравнен к богам, имевший титул «августейшего» (божественного). Именно цезарь имел практически все рычаги управления империей, принимал или отменял законы, исполнительная же власть отдавалась на попечение местных вассалов.

При этом римская власть в лице императора была достаточно толерантна к религиям завоёванных народов. Была фактически свобода вероисповедания, которая гласила: «верь во что угодно, но главное – подчиняйся власти Римского Цезаря». Так существовал веками иудаизм, который исповедовал одного Бога, но тем не менее не мешал империи.

Римское правительство сначала не отличало христиан от евреев — к ним применялись одинаковые законы. Но в дальнейшем с распространением христианства в самом Риме всё кардинально поменялось.

Вторая половина первого века с приходом императора Нерона, правившего с 54 по 68 год, известна как начало эпохи гонений. Христианство стало официально запрещенным движением. Настолько запрещенным, что его участников при разоблачении ждала неминуемая смерть. Это заставляло многих первых христиан собираться тайно, впрочем далеко не всех. Во время этих гонений пострадали в Риме апостолы Пётр и Павел. Пётр был распят на кресте вниз головой, а Павел обезглавлен мечом.

По приказу Нерона христиан распинали на крестах, обезглавливали и,
кроме того, устраивали массовые зрелища в цирках, на аренах которых на них выпускали голодных зверей. Римская власть устраивала также массовые гулянья, на которых из христиан, привязанных к столбам и облитых смолой, устраивали живые факелы.

Не лучшая участь ждала последователей учения Иисуса и в других землях.. Можно было бы сказать, что ПРАКТИЧЕСКИ У ВСЕХ НАРОДОВ того времени христиан не любили. Но сказать так – это ни сказать ничего. Не любили - это слишком мягкое выражения для тех фактов, которые имели место.

Фактически мы имеем дело с явлением нетерпимости, ненависти и истерии по отношении ко всем кто нес крест просвещения в смуте язычества. Эта ненависть не зависела от национальных, этнических или социальных факторов, она была исключительно реакцией на христианство. Такое явление, как отмечают античные летописцы, наблюдалось поголовно во всех государствах и княжествах той древней эпохи

Это касается и антов – союза славянских племен. Наши древние предки за исключением единичных случаев, не приняли новую веру. Более того, они с такой лютой ненавистью убивали тех, кто нес крест. К слову, крестить славян пытались трижды: первый раз во времена Андрея Первозданного, второй – с приходом Кирилла и Мефодия закончившись также неудачно, и только в третий раз - 998 году князем Владимиром. Но речь сейчас не об этом.

Невольно возникает вопрос - а за что собственно убивали первых христиан? Откуда такая ненависть и злоба?
Можно было бы предположить, что иноземцам не нравилась вера, которая расходилась с верой их племени и предков. Допустим. Но история помнит факты, когда существовали в те времена на одной территории разные религии, разные пантеоны богов, и при этом никакой конфронтации не возникало. При том что христианское мировоззрение было исключительно делом добровольным, ненавязчивым.

Никто никого не принуждал креститься и принимать Спасителя против своей воли. Напротив, учение Христа утверждало право выбора каждого, то, что есть проявлением свободной воли. При всем этом число христиан в 1-3 века н.э. росло невиданными темпами, что тоже остается загадкой для историков

Озлобленность же людей языческой эпохи была вызвана сначала раздражением и непониманием, а позже ненавистью и страхом. Страх перед тем, что они не могли, а может быть и не хотели понимать. Представьте себе такую ситуацию.
Люди верили в своих богов, из поколения в поколения следуя заветом своих пращуров, строили им капища, святилища, идолы. Приносили им в дары жертвы для их благосклонности. И тут вдруг приходят люди, проповедующие совершенно непонятные, чуждые вещи. Например отвечать добром на зло, молиться за врагов, любить нищих (по старому чернь), стяжать плоть для очищения духа и т.д. Могли ли, например, наши предки, считавшие бесчестием не отмстить врагам за убитых собратьев, вот так взять и простить врагов? И уж тем более за них молиться...

Пришельцы же утверждали что Бог один, что полностью рушило языческое представление об иерархии божеств, олицетворяющих земные страсти.

Но главное - почему христиане все-таки заставили с собой считаться и очень быстро набирали себе новых последователей, было не это. Это была одна и общая причина, которая породила страх у людей, живущих во мраке язычества.
За страхом же пошла ненависть и презрение. Те же, кто уверовал в новое
Учение, становились изгоями, или в лучшем случае считались сумасшедшими. Христиан убивали не потому, что они несли суть, не укладывающуюся в головах людей, а потому что эта суть была не просто словами, но еще и делами.

Ответ на эти вопросы заложен гораздо глубже. Суть в том, каковы были эти первые христиане. Апостолы и их последователи были людьми искренне верующими в Спасителя. Это были настоящие сподвижники, которые несли Веру в своем сердце. Они принимали учение не в пример нынешним христианам буквально, неся в себе свет истины и чистоту духа. С уверенностью можно сказать, что среди первых христиан был очень высокий процент благочестивых, праведных людей, многие из которых были канонизированы в святые и великомученики.

Многие святые и праведники того времени делали невозможное, с точки зрения человека. Делами их было подобие Христа: молитвою и верою они исцеляли самых безнадежных больных, изгоняли бесов, воскрешали мертвых, совершали и другие чудеса, не подающиеся никакому объяснению с точки зрения людей любой эпохи. Единственное объяснения, которое приходило в голову, – то, что пришельцы были колдунами или чародеями. Но и это представление рушилось, когда люди знакомились с новым учением глубже.

Психика любого, кто видел это, претерпевала определенные изменения. Человек под впечатлением увиденного становился перед выбором – поверить в то, о чем проповедуют, и тогда лишить себя привычного мира удовольствий, стать сумасшедшим в глазах общества. Или напротив, забыть это и не принимать всерьез. Но просто так забыть, видимо, не получалось. Тогда это вызывало цепную реакцию страха, раздражения и ненависти. Последнее чувство было вызвано еще подсознательным пониманием своей беспомощности по отношению к христианам. Те же, кто принимал учение, принимал его безоговорочно и искренней верой

Христиане первых веков старались жить в точности по тем заветам и наставлениям, которые дал Господь во время своей земной жизни. Они искренне прощали обидчиков, искренне любили Бога и ближнего как самого себя.
Когда волна Благой Вести во 2-3 веке докатилась и до элит, многие из Римской знати приняли христианство. Некоторые тайно, другие же показательно. Трудно поверить, но действительно многие богатые люди того времени абсолютно искренне продавали свои огромные имения, чтобы вырученные деньги раздавать нищим. Ведь сейчас подобную картину представить себе просто невозможно, но ТОГДА это было реальностью. Своими подвигами они вдохновляли других, из-за этого учение разрасталось с огромной быстротой, подкрепляемое чудесами, которые творили праведники.

Праведники того времени не боялись преследований. Некоторые сознательно и демонстративно бросали вызов обществу, требующему избавиться от странных людей. И от них избавлялись, самыми страшными и бесчеловечными способами. Но и это не страшило первых христиан. Они шли на казнь как на парад, непрерывно хваля Господа за всё. Такое бесстрашие еще более смущало видевших это, из-за чего многие люди сами начинали вначале интересоваться учением, а в дальнейшем тайно крестились.

Античные авторы неоднократно описывали случаи, когда христиане и во время казней проявляли невиданные вещи. Например, были случаи, когда людей запускали к голодным львам на растерзание, львы же приходили к ногам их и преклонялись перед ними. Или когда, воздвигая на крест, стражники вдруг ни с того ни с сего падали на колени перед осужденными, отказываясь выполнять приказания.

В конечном итоге осуждение и гонения христиан шли только на пользу последним, лишь укрепляя веру. Постепенно рос интерес и среди обывателей, что в конечном итоге пробудило многих открыть глаза и увидеть Истину.

В конце 3-го века христианство разрослось до высших ступеней римской элиты, и это привело к тому что в 20-х годах 4-го века римский император Константин сам принимает крещение, после чего объявляет христианскую религию государственной. На этом моменте заканчивается так называемая апостольская эпоха, знаменитая своим огромным количеством святых и угодников.

Игорь Меркулов