Поиск по дате:

25 Апреля
апреля 2024
ПВСЧПСВ
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Блоги

Поляки всегда составляли важную и значительную часть населения Одессы. Еще в давние времена, когда Одессы не было, а были различные фактории и поселения в Дикой Степи, здесь были передовые посты Речи Посполитой. Известна версия, подкрепленная польскими письменными источниками, что именно Речь Посполитая внесла значительный вклад в основание поселения Кочубей (Качубей, Кацубеев – встречаются различные написания этого населенного пункта), названного в честь шляхтича Коцюбы-Якушинского из имения Якушина, которое располагалось на р. Буг.

Позже поляки появились на юге Российской империи во время завоеваний этих местностей у Османской империи. Известно, что за несколько лет до основания Одессы, до 1794 года, на юге действовало «Польское товарищество» под руководством Зяблицкого, которое занималось хлебной торговлей.

Первые поляки появились буквально с первых дней основания Одессы. Это были помещики и землевладельцы, которые сразу оценили важность географического положения Одессы как незамерзающего порта. В 1798-1803 гг. «Польское товарищество» переместилось из Херсона в Одессу. В то время его возглавлял граф Прот Потоцкий. Уже в 1802 году «Польское товарищество» было названо среди наибольших торговых домов Одессы.

В конце XVIII – начале XIX ст. в результате утраты государственности в процессе трех разделов Речи Посполитой часть поляков, причем самых разных сословий, была вынуждена покинуть пределы своей родины, часть из них оказалась в свободном портовом городе, который делал первые шаги на исторической арене.

Почти сразу поляки включились в культурную жизнь города. В 1806 г. склад зерна графини Ржевуской был переоборудован под показ театральных представлений. В 1808-1809 гг. в первом оперном театре выступали преимущественно польские, французские и русские труппы.

В 1825 г. Одессу посетил Адам Мицкевич, легендарный поэт, революционер, борец за свободу польского народа. В Одессе он оказался в своеобразной ссылке за участие в обществе филоматов. Вместе с ним прибыли его друзья Ф. Малевский и Ю. Ежовский. Адам Мицкевич квартировал в здании Ришельевского лицея, на ул. Дерибасовской. Сейчас на этом месте мемориальная табличка и барельеф польскому поэту. В Одессе Адам Мицкевич вел типичную для интеллектуальных слоев жизнь: театр, салоны, литературные вечера, он много читал и серьезно изучал итальянский и английский языки. Во время своего пребывания в Одессе и окрестностях Адам Мицкевич написал известный сонет «Аккерманская степь».

Многие поляки приняли участие в восстании 1830-1831 гг. Как результат, часть из них вынуждена была иммигрировать, часть лишилась владений и была выслана на поселение в Сибирь, внутренние губернии Российской империи. В восстании принимали участие как богатые поляки, так и рядовые патриоты. Так, одессит Александр Сабанский (род. 1794-1797 гг.), с 1828 г. купец 1-й гильдии, принял участие в восстании, был вынужден бежать в Швейцарию, а его хлебные амбары были конфискованы и переданы в пользу военного ведомства. Теперь они известны как Сабанские казармы по ул. Канатной. Примечательно, что два его сына, которые родились в Швейцарии, позже переехали в Одессу, где успешно занимались семейным бизнесом.

В 1830-1860-х гг. большое количество простых поляков устремилось на просторы Новороссии. Они селились как в Одессе, так и в сельскохозяйственной округе. Все большим почетом пользовалось хорошее образование, а в Одессе находился Ришельевский лицей, качество образования в котором приближалось к университетскому. Про лицеистов-поляков можно узнать, например, из мемуаров Константина Скальковского, сына знаменитого историка Апполона Скальковского, тоже поляка. Он пишет, что поляки-лицеисты отличались образованностью, знали языки, его личные знакомцы Ружицкие отлично знали историю Франции и увлекались изучением деятельности Наполеона. В 1859 и 1863 гг., в канун восстания 1863 г., в лицее действовали польские тайные общества. Непосредственно перед вооруженным выступлением поляки Одессы почти открыто собирали пожертвования на нужды повстанцев, прикрывая это поводом сбора денег на обустройство костела в Севериновке.

После неудачи этого восстания в Одессе оказались многие помещики, которые чувствовали в городе себя безопаснее, нежели в своих имениях. После реформ 1860-1870-х гг. в Одессе можно встретить самых разных поляков, это и представители вольных профессий, и ремесленники, механики, столяры, токари, швецы, прислуга.

Во второй половине XIX ст. поляки составляли весьма значительную часть населения города. От 3% в 1873 г. до 4% в 1892 г., хотя точное число поляков определить чрезвычайно сложно. По существующим подсчетам количество поляков в Одессе составляло: в 1892 г. – 13 900 человек, в 1897 г. – 17 400, в 1909 г. – 24 000, а перед Первой мировой войной – 26 000 человек.

Методика подсчета подразумевала учет трех факторов: вероисповедание, родной язык и язык, используемый в семье. Первый фактор был самым ненадежным в связи с тем, что помимо поляков римско-католический костел посещали немцы, итальянцы, французы, чехи, литовцы, венгры, хорваты, в общей сложности не менее 23 национальностей.

На протяжении долгого времени костел на ул. Екатерининской, 33 был едва ли не единственным местом для верующих поляков. И лишь вначале XX ст. был построен костел Св. Петра на ул. Гаванной, 3 и на ул. Балковской.

Конец XIX – начало XX ст. ознаменовалось развитием польских культурных обществ и организаций. Первой подобной организацией стало основанное в 1882 г. «Католическое благотворительное общество». Оно размещалось в доме у Строгановского моста по ул. Греческой. Оно имело ряд филиалов и отделений, опекало безработных ремесленников, содержало столовую и интернат для детей-сирот.

На волне демократизации общественно-политической жизни после событий революции 1905-1907 гг. в Одессе возникают сразу три польских общества. В сентябре 1906 г. А. Калинковичем создается «Дом Польский», несколько ранее по инициативе З. Локуциевского организуется клуб «Огонек», а в начале 1906 г. возникает организация «Лира». Последняя сосредоточила свое внимание на театральной деятельности в Одессе. В составе польских организаций Одессы были библиотеки (например, библиотека «Дома Польского» насчитывала до 15 000 экземпляров книг), издавались периодические издания (Kalendarzyk Odeski na rok…), в которых описывалась жизнь польской Одессы.

Первая мировая война внесла свои коррективы в жизнь поляков в Одессе. С одной стороны, она завершилась воссозданием польского национального государства, с другой – многим одесским полякам пришлось эмигрировать в ходе Гражданской войны. Те, кто остался в Одессе в советское время, долгое время не всегда могли реализовывать свое право на создание национальных объединений. В период независимой Украины польские культурные объединения возникли и в Одессе, и в ряде городов региона. По традиции они сохраняют тесную связь с католической церковью.

Пример польской общины Одессы, которая сумела сохранить свою идентичность, культуру и язык, вызывает заслуженный интерес как у рядовых одесситов, так и у исследователей-историков.

Сабанские казармы. Ранее использовались как хранилище зерна. Фото Интернет 

Мемориальная доска президенту Польши Леху Качиньскому (1949-2010) на ул. Леха Качиньского (ранее часть ул. Польской). Фото: Станислав Кинка 

Собор римско-католический Успения Пресвятой Богородицы. Фото: Станислав Кинка 

Памятник Адаму Мицкевичу на Александровском проспекте. Фото: Станислав Кинка 

Дворец Бжозовского. Здание, построенное польским архитектором Феликсом Гонсиоровским для польского дворянина Бржозовского, сочетает черты английской готики и французского средневекового зодчества. Фото Интернет 

Автор: Станислав Кинка

Источник: ИА «Одесса-медиа»