Поиск по дате:

09 Мая
мая 2024
ПВСЧПСВ
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Персона

Удивительный характер Одессы, ее неповторимый стиль и колорит давно известны за пределами самого города и страны. В немалой степени такая популярность – заслуга архитекторов, которые когда-то подарили свой талант юному городу у моря, позже – тех, кто строил его на протяжении последних двух веков. И тех, кто во имя Одессы создает свои проекты сегодня. 

Строить и восстанавливать для будущих поколений – в этом видит свою цель известный архитектор Михаил Повстанюк, член Национального союза архитекторов Украины, академик Инженерной академии Украины, действительный член Международной академии научного строительства и коммунальной экономики. Михаил Григорьевич – создатель, вдохновитель, идеолог фирмы «Архпроект-МДМ» и глава архитектурной династии: рядом с ним работают сыновья Дмитрий и Михаил, действительные члены Инженерной академии Украины (академики), члены Национального союза архитекторов Украины, дипломанты всеукраинских и международных конкурсов.

В Одессе и других городах Украины и мира сегодня реализовано более 350 проектов, под которыми – как знак качества – стоит подпись «Архитекторы Повстанюки». В 2011 году глава династии – Михаил Григорьевич Повстанюк отмечает юбилей своей профессиональной деятельности, о котором сам говорит так: «Это 45-летний опыт в проектировании».

Повстанюк является главным архитектором таких знаменитых одесских проектов, как Сабанские дома (лучший проект Союза архитекторов Украины в 1996 году), реконструкция и регенерация района рынка «Привоз» (Первая премия в открытом конкурсе проектов), реконструкция и реставрация памятника архитектуры Шахского дворца (награда Международной выставки «Строительство и архитектура – 2011»), фасад и интерьеры Арабского культурного центра, гостиница «Моцарт» – восстановленный памятник архитектуры, здание консульства Республики Греция на улице Дерибасовской и многие другие объекты.

17 лет назад М.Г. Повстанюк основал «Архпроект-МДМ» (аббревиатура от Михаил, Дмитрий, Михаил), и фирма начала работать в таком интересном, важном и малоизученном направлении, как реконструкции памятников архитектуры.

– Началось движение капитала, начали строиться дорогие частные виллы, и мы успешно проектировали их, – рассказывает Михаил Григорьевич. – Но после Сабанских домов я понял, что ориентироваться надо не на частные дома, а на серьезные объекты, памятники архитектуры, что интересно и нам – как архитекторам, и инвесторам. Мы заняли нишу, в которой у нас нет конкурентов, и, что особенно важно, мы смогли создать сильную команду. Я без преувеличения скажу, что с тех пор каждый наш объект по реконструкции и реставрации – это докторская диссертация. Почему? Во-первых, для каждого здания мы разрабатываем свой способ усиления. Во-вторых, понимая, что реконструкция дороже обычного строительства, мы стараемся увеличить по желанию заказчика площади, осуществляем внутреннюю перепланировку в соответствии со стилем памятника архитектуры, что требует огромной работы наших конструкторов, ведь это всегда нестандартне решения. В-третьих, мы тщательно изучаем историю здания, собираем старинные фотографии – для того, чтобы при реконструкции полностью восстановить не только общий облик строения, но и мельчайшие детали его декора. И когда говорят, глядя на реконструированное по нашому проекту здание, что, «кажется, так и было», – для нас это высшая похвала, значит, мы угадали стиль великого архитектора прошлого.  

Одним из ряда реализуемых сегодня проектов фирмы «Архпроект-МДМ» является реконструкция гостиницы «Большая Московская» на Дерибасовской. Когда-то общественное мнение «угрожало» этому зданию сносом – из-за пяти этажей, возвышающихся над невысокой центральной улицей. Позже неподалеку выросли многоэтажки, и стало очевидным: «Большая Московская» – жемчужина, непохожая на другие здания Дерибасовской, она запоминается и нравится. Сегодня одесситы и гости города с интересом ожидают, когда возрожденное здание явится снова.

Здание гостиницы было построено по улице Дерибасовской,29 в 1904 году и оформлено в стиле «живописного» модерна, берущего свое начало в художественных мастерских Бельгии, Франции, Испании, российской столицы – Петербурга. Архитектором «Большая Московская» был выдающийся инженер и архитектор Лев Львович Влодек, уроженец Житомира, построивший в Одессе чрезвычайно много: «Дом с атлантами» на улице Гоголя, ставший эмблемой Всемирного клуба одесситов, гостиницу «Пассаж», здание цирка Санценбахера… В ходе строительства Влодек привлек к соавторству блестящих скульпторов Т. Фишеля и С. Мильмана, создававших знаменитую изысканную лепнину, отдельные фигуры и скульптурные композиции «Пассажа».

Накануне революции в «Большой Московской», гостинице столь обширной и по тем временам многоэтажной, насчитывалось 75 номеров, а в самом начале 1930-х здесь было уже 92 номера – произошло практиковавшееся повсеместно «коммунальное уплотнение». И в дальнейшем «Большая Московская» не относилась к числу интуристовских: здесь обитали по большей части командировочные. В начале 2000-х гостиница уже не работала, медленно разрушаясь и внешне, и внутри.
– Надо отдать должное заказчику, который и в экономически нестабильное время продолжает строительство и восстановление такого дорого памятника, – рассказывает Дмитрий Повстанюк, ведущий архитектор проекта реконструкции гостиницы. – Примерно два года с фасадов рабочие аккуратно снимали немногочисленные сохранившиеся элементы лепнины, тематически воссоздающей мотивы европейских сказок и легенд – в начале прошлого века на «Большой Московской» обитали львы, охраняющие принцессу, диковинные змеи, росли удивительные водные лилии, а на страже этой загадки стояли строгие девушки-амазонки… Лепные оригиналы будут дополнены недостающими фрагментами, созданными на основе старинних фотофиксаций гостиницы, и займут свое место на фасадах возрожденной «Большой Московской».
После этапа снятия лепных украшений началось капитальное укрепление фундаментов, а стены старинного здания брались в современные металлические обоймы: в «Большой Московской» впервые в Украине были применены новые методы усиления.
– Так как при восстановлении здания должна была увеличиваться его общая площадь, мы предложили несколько равноправных идей, – дополняет брата и колегу архитектор проекта реконструкции Михаил Повстанюк-младший. – Часть из них контрастно подчеркивала и оттеняла старинный низ при помощи современной настройки. Общественностью, на чей суд мы выставили все варианты, был выбран проект с более консервативной идеей, который продолжает стиль и дух модерна в здании. Мы не хотели «подделывать» Влодека, зрительно как бы растягивая стены в высоту. Мы сделали нечто другое, но в этом же жанре: венчающая верхняя часть в стиле модерн имеет округлые плавные формы без вертикальних плоскостей, а ее декор, перекликающийся с низом здания, выполнен в другом размере и из более долговечного современного титаноцинка. Верхняя часть «Большой Московской», как финал в музыке, ярко венчает предыдущее звучание нижней, старинной части, подчеркивая ее уникальность. Мы постарались повторить за Влодеком все, даже то, что нам кажется спорным, в ковке такие же заклепки, хотя уже есть сварка. Без сомнения, «Большая Московская» – это жемчужна Дерибасовской. Будут, наверное, и противники ее нового облика, но многим, я думаю, она понравится, – заключает Михаил Повстанюк-младший.

В 2011 году реализовался еще один масштабный проект руководимой Михаилом Григорьевичем Повстанюком фирмы. Он не имеет отношения к реконструкции, но, как и все проекты этой архитектурной династии, гармонично дописывает архитектурный портрет Одессы.
Для тех, кто знает наш город, слова «одесский Фонтан» ассоциируются с морем, солнцем и дачами. Летом здесь гостеприимные, переполненные отдыхающими улочки, а зимой… Зимой здесь может быть даже уныло – в отсутствие зелени открываются старенькие домики, пансионаты, изо всех сил старающиеся выглядеть опрятно, и современная застройка в самых разных стилях. На этом фоне заметно преобразилась значительная часть 10-ой станции Большого Фонтана. Ее архитектурная стройность – действительно, оазис среди разномастного зодчества.
– Можно сказать, что «Оазис» – первый наш коттеджный поселок, – говорит Михаил Григорьевич Повстанюк. – До этого мы проектировали отдельные коттеджи, отдельные виллы, причем речь шла о 800 – 2500 кв.м общей площади. Сейчас речь идет о другом уровне зданий, они меньшей площади и экономичны в эксплуатации. В основу концепции проекта легла идея городского коттеджного поселка, в котором дома неодинаковы по планировке, размещению на участке, но имеют общие элементы фасадов, сходные материалы в отделке. То есть современный поселок – не единообразный, но единый, – подчеркивает Михаил Григорьевич.
– Здания выполнены в классическом стиле, просто и лаконично, нет ни вычурной лепки, ни спорных, режущих глаз ультрасовременных элементов, – комментирует Дмитрий Повстанюк. – Это комфортабельные капитальные дома, в которых можно жить круглогодично. Фундаментальность классики мы «облегчили» большими оконными проемами, резными решетками, другими деталями внешнего декора – ведь мы в Одессе, на берегу южного моря, где атмосфера теплая и располагающая. Вместе с тем архитектура подчеркивает, что это – не загородные коттеджи и не дачи, а городские дома: появляются наличники, колоны. В «Оазисе» 26 коттеджей, в основном двухэтажных или со студиями на 3-м этаже, с гаражом, с чердачным помещением. Общая площадь каждого из зданий – примерно 400 кв.м, все они расположены на одной улице, которая закольцована и соединяет весь поселок. Компактная планировка, при этом расстояния между домами кажутся большими.
Задача, которую ставили перед собой архитекторы, еще и такова: при взгляде на дом должно рождаться множество ассоциаций, каждый будущий жилец должен увидеть что-то свое, близкое именно ему – как говорят, увидеть и влюбиться.
– Один тип домов имеет симметричный стройный фасад с башенкой посередине. Второй тип – несимметричный, в котором, наоборот, происходит игра треугольников, башенок, крыши, – добавляет Михаил Повстанюк-младший. – Коттеджи имеют два двора – впереди и позади дома, или один большой перед фасадом. Каждый тип планировки зависел от выбора места, рассматривались различные варианты, где удобнее сделать вход в дом, где уютнее будет отдыхать на веранде, где должен быть въезд. Все элементы стилистически и функционально подчинены общей цели – мы стремились создать спокойное, идеальное пространство именно для жилья.
Непростой рельеф участка с перепадом по высоте почти 5 метров был удивительно обыгран архитекторами – и подарил коттеджному поселку интересные, почти сказочные видовые точки. Да, это таки Фонтан!

У Михаила Григорьевича Повстанюка – множество национальных и международных наград за вклад в градостроительство, за восстановление архитектурных памятников и за строительство новых комплексов: «Одессит года» и «Интеллект нации», «Золотой Меркурий» – за личный вклад в развитие национальной экономики, Международная награда Сократа – за персональный вклад в интеллектуальное развитие общества, «Награда тысячелетия» Европейской бизнес-ассамблеи. За возрождение духовности Михаил Григорьевич удостоен звания полного кавалера международных наград «Славянская Честь, Доблесть и Слава», Украинской православной церковью награжден Орденами Князя Владимира и Нестора Летописца. За персональный вклад в развитие европейской интеграции Михаил Григорьевич Повстанюк удостоен международной награды «Объединенная Европа», врученной ему в Оксфорде в 2007 году, а в 2009 он стал лауреатом Рейтинга популярности «Народное признание» в родном городе Одессе.



В честь творческого юбилея хочется пожелать Архитектору новых творческих побед и сказать спасибо: за то, что уже подарено городу на века, и за то, что еще будет подарено!

Источник: Фаворит удачи