Поиск по дате:

20 Мая
мая 2024
ПВСЧПСВ
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Персона

11 сентября на площадке Летнего театра Горсада состоится презентация нового музыкального альбома «Шалом, бонжур!», записанного группой «Деньги Вперед!» и ее фронтмэном Феликсом Шиндером. Музыка живет до тех пор, пока о ней не дают забыть. «Лимончики», «Фонарики» и другие песни, давно и прочно любимые одесситами, вот уже шесть лет звучат по-новому благодаря этим одесским ребятам. Мы встретились с Феликсом Шиндером, которого многие именуют «королём одесского фольклора», и поговорили о детстве, творческом становлении и о том, чем он со своим коллективом порадует в ближайшее время.

photo5371024133598589136_copy.jpg

Новая прочная форма для фундамента

– Феликс, у вас очень яркий образ на сцене, полный шарма и экстравагантности. Вспомним хотя бы одну из красных дорожек Одесского международного кинофестиваля, где вы с группой были в костюмах с якобы прожженными дырами от утюга на спине. Это желание выделиться пришло из детства?

Я родился на Черёмушках, и мое детство прошло в обычной пятиэтажке. Мы жили втроем – я, сестра и мама. Моя мама по образованию – пианистка, но в какой-то финансово сложный период начала шить, и мы ходили торговать на «Седьмой километр». Воспоминания из детства – пианино, оверлок, торговля…

Школу я терпеть не мог, но бунтарём точно не был. В ту пору я познакомился с орнитологом и тоже увлекся птицами. Помню, как гулял по лиманам с биноклем, а мечтой всей жизни было путешествовать и работать в заповеднике. А когда стал уже чуть постарше, то много путешествовал автостопом. Слушал The Doors, Led Zeppelin, рок-н-ролл. Дух свободы и самовыражения, наверное, во мне с тех времен. Сейчас я придаю этому моему фундаменту новую прочную форму.

– Каким был ваш первый выход на сцену? И кто был первым зрителем?

– Вот это точно было в детстве – читал стих на утреннике. До сих пор помню, что очень нервничал и слегка запутался, но сымпровизировал и вышел из ситуации. Репетировать стихи мне помогала мама, объясняла интонацию. Вскоре у меня стало получаться красиво, и мне это очень нравилось. Если же говорить о пении, то здесь совсем другая история. У меня был друг, который играл на гитаре. Как-то, сидя у костра, я стал ему подпевать. Он сказал, что лучше мне не петь, и дал мне губную гармошку, мол, лучше играй на ней. Я научился и играю до сих пор. У меня даже на руке есть единственная татуировка – губная гармошка Hohner Golden Melody. Играл понемногу и затем плавно перешёл к пению. Начал писать авторские песни и исполнять их перед небольшой публикой. Хорошо помню свое первое выступление, это было в одном из клубом нашего города.

– Помните свои ощущения после этого выступления?

Я сразу осознал, что это моё! Это то, что мне нравилось, то, к чему меня тянуло. Я спел тогда несколько авторских песен перед пятнадцатью людьми, и сомнений о дальнейшей своей деятельности больше не возникало. В моей песне с лаконичным названием «Одесская» есть такие слова: « Я капитан по форме, бродяга по душе ». Это моя первая авторская песня об Одессе, и слушателям она пришлась по душе...

Капитан по форме, бродяга по душе

– Вашему коллективу уже шесть лет. Говоря о творческом пути, какие события были знаковыми?

Я занимаюсь музыкой 10 лет. Самое важное для меня то, что я, во-первых, хочу развиваться, во-вторых, знаю, куда двигаться, и, в-третьих, осознаю, что каждый новый материал лучше предыдущего.

Долгое время выступал в ресторане «Франзоль». Там у меня появилась возможность общаться с публикой. Музыкального материала не хватало, а время нужно было заполнить, вот я и рассказывал анекдоты, вовсю импровизировал, интегрировал людей в процесс, вызывая их на сцену. Уже через месяц весь ресторан слушал только меня. Столики бронировали наперёд, собирался полный зал. Даже спустя два года после того, как перестал там выступать, спрашивали, буду ли я сегодня петь…

В творческом становлении, конечно, немаловажную роль сыграло шоу «Голос страны». Мало кто знает, что я участвовал в нем дважды. Все помнят «Когда качаются фонарики ночные» в 2015 году, но в 2013-м я попал на слепые прослушивания с «Лимончиками». Ко мне никто не повернулся, но это и не удивительно. Я был растерянным, не понимал, как выгляжу, почему пою именно эту песню. Спустя два года всё было уже по-другому: у меня была команда, осознание, что, зачем и почему, и, главное – уверенность.

Одним из самых ярких воспоминаний остаётся концерт в Одесской филармонии. Мой менеджер, с которым мы познакомились во время одного из выступлений, спустя полгода совместной работы предложил эту идею. Честно, я не верил, что могу выйти на такую сцену, думал, что я клубный музыкант. Но это произошло! Помню эти трепетные ощущения, как сейчас: заполненный зал, тишина…

– Не возникло чувство растерянности: что я здесь делаю, как начать?

Вначале было. Но у меня есть своя фишка. Когда я понимаю, что что-то идёт не так, шутки не смешны этому зрителю, нет отдачи, энергии, я начинаю признавать свои ошибки вслух прямо на сцене. И становиться легко! И мне, и зрителю. Тогда я понял, что могу в этом огромном зале делать то же, что, к примеру, в ресторане «Франзоль». И становится неважно: театр это или клуб, сидят люди или танцуют, Франция это или Израиль. Главное – поймать «живую нотку» у себя и передать её в зал.

– Какими были первые ощущения, когда осознали, что вы известны? Когда появились первые фанаты, стали просить сфотографироваться?

Наверное, когда меня стали узнавать кассиры и таксисты. Но, знаете, популярность эта происходит волнами. Иногда узнают все, где бы не находился, а порой идёшь спокойно по Дерибасовской и только слышишь перешептывания: «Смотри, это Шиндер», «Та нет, не он. Он же обычно в шляпе…». Не могу привыкнуть и смущаюсь, когда слышу такое о себе.

«Голос страны», конечно, дал хороший подъём в плане известности, но и мы в группе его хорошо поддержали. Ведь проект может ничего не дать тебе, кроме вспышки, – появился и пропал. Чтобы удержаться на плаву, нужно работать, быть на слуху и на виду постоянно.

– А в каких-то ещё конкурсах или фестивалях принимали участие?

Например, в 2019 году участвовали в международном фестиваль Folkherbst в Германии. Мы не планировали, но у нас были гастроли в этой стране, и была возможность выступить и там, так почему нет? Выступили и выиграли! Неожиданно, но как приятно! Оттуда мы привезли очень тяжелую статуэтку килограмм на семь.

В этом году должны были выступать на фестивале Sziget в Будапеште, но его перенесли из-за нынешней эпидемиологической ситуации в мире. Это один из крупнейших фестивалей в Европе. Всего несколько украинских артистов на нем выступали за всю его историю.

Вдохновение нужно звать!

– Расскажите больше о том, как пишите песни. Наверняка, это безумно интересный процесс!

Очень интересный! Иногда кажется, что для этого обязательно нужно дождаться вдохновения, но ждать-то можно долго. Поэтому я выработал свой метод, когда у меня долгое время что-то не получалось. Я даю себе указание: сегодня точно что-то напишу. Если не напишу, то нарисую. Если не нарисую, то выцарапаю. Начинаю с какой-то фразы, которая, собственно, натолкнула меня на создание песни. Пробую подобрать рифму. Не получается дождаться музы, значит, работаю с механикой. Должен идти какой-то процесс!

Недавно написал песню на заказ. В целом я этим не занимаюсь, но тут как-то всё сложилось удачно, и гимн для нашей одесской «Книжки» родился за полчаса.

Также довольно быстро родилась песня про танкер, который сел на мель на одесском пляже. Я пришел к тому месту на следующий день, он только прибился. То, что я увидел, меня поразило. Написал песню. Посмотрел её на следующий день и стёр, не понравилось. Решил, что не буду писать. Прошло пару дней, и попробовал заново. Получилось! Вдохновение нужно звать, вот так!

– Продолжим тему вдохновения в контексте творчества других музыкантов. Кто вас вдохновляет?

Мне нравится Том Уэйтс. Любимые альбомы «Mule Variations» и «Rain Dogs». Мне очень импонируют его сочетания блюза, джаза, экспериментального рока. Также слушаю сербского музыканта Шабана Байрамовича, очень красивая балканская мелодика. Он много раз записывал как народные песни, так и свои. Наверное, это роднит меня с ним.

Из наших артистов очень люблю «Вопли Видоплясова». Их альбом «Весна» начинается с конферанса, небольшого разъяснительного вступления вначале. Я перенял эту фишку для своего нового альбома. Конечно, слушаю «Океан Эльзы». Это очень высокий уровень. С Милошем Еличем, клавишником группы, в прошлом году мы записали песню, он выступил саунд-продюсером.

Слушаю иногда, как поют хасиды. Они поют очень глубинно. В музыке меня интересует именно эта глубинность, корень. В большинстве поп-музыки этого нет. Она пройдёт и исчезнет, даже если сейчас очень популярна, а я стремлюсь к тому, чтобы пройти испытание временем.

photo5371024133598589137_copy.jpg

«Шалом, бонжур!»

– Говоря о сегодняшнем творчестве, могли бы вы сравнить, как изменились внутренне с момента старта карьеры?

Я задумываюсь об этом в последнее время всё чаще. После шести лет появился, своего рода, голод по успеху. Я обожаю Одессу и нигде не чувствую себя также прекрасно, как здесь, но у нас сложно строить такую карьеру, как, например, в столице. Да и одесситы, знаете ли, трудолюбивые люди, но живут с большей расслабленностью, чем столичные. У нас море, курорт, тепло. А все, кто живет в столицах, не только в Киеве, они – другие, и нужно «включать» в себе эту «столичность», чтобы добиться высоких результатов. Нужно, однозначно нужно, но одессит во мне иногда сопротивляется.

Нужно повышать свою работоспособность и выжимать из себя всё! Писать песни лучше, больше общаться, больше требовать от себя и от людей вокруг, больше обучаться тому, как строить карьеру. В этом я чувствую глобальные изменения в своих взглядах.

– Этой осенью выходит ваш новый альбом «Шалом, бонжур!». Расскажите о процессе создания и что ждать вашим слушателям?

Альбом мы начинали писать в Одессе, потом наша студия переехала в Киев и мы последовали за ней. Он миксованый: там есть одесские песни, которые я давно хотел записать, и несколько авторских.

Цель этого альбома – сделать качественный одесский материал. Из одесских песен туда вошли «Налётчик Витька Шрам», «7.40», «С одесского кичмана».    Музыкальным продюсером альбома выступил Илья Зудин, композитор, экс-участник популярной группы «Динамит». Он многие годы проработал с «крестным отцом» шоу-бизнеса, легендарным продюсером Юрием Айзеншписом (группа «Кино», Влад Сташевский, Дима Билан).

Из авторских песен в альбом войдут ранее упомянутая «Песня про Книжку» и откровенно хулиганская композиция «БухерMan» с карикатурным сюжетом и драйвовым рок-н-ролльным ритмом.

Как я уже сказал, в этом альбоме мы добавили конферанс к композициям, что будет похоже на путешествие по одесской песне – такое небольшое новаторство. Хочется поскорее представить альбом моим слушателям! Релиз альбома запланирован на 18 сентября.

– Когда мы сможем услышать альбом?

Презентация пройдёт в Одессе 11 сентября в Летнем театре Городского сада. Что может быть более центральным и, к тому же, таким атмосферным местом? Это будет очень красиво! Мы украшаем пространство, будет присутствовать много наших знакомых и гостей. Я буду много общаться, это не обычное выступление. Есть нотки волнения и от организации, и от того, как воспримут новый альбом, но эта новая ступенька, ещё один шаг к тому, к чему я стремлюсь.

– Кроме концертных площадок у вас за плечами и выступление в трамвайчике, и на Староконке. А где бы ещё хотелось выступить? Что в долгосрочных планах?

Если говорить о странах, то в Японии. А если о местах, то в синагоге, а в какой именно, надо ещё подумать. Сейчас мы работаем над музыкой для еврейской свадьбы, поэтому здорово было бы представить её там. Я не считаю себя евреем, хоть у меня много еврейских корней, и фамилия еврейская, и музыкальная составляющая тоже пропитана этим.

У нас впереди много концертов. А уже 28 ноября планируем сделать яркое масштабное шоу в Одесском академическом театре музыкальной комедии !

Буду рад видеть всех одесситов и гостей города на моих концертах. Я стараюсь делать всё, чтобы наша культура и одесская песни жили. Мы должны уметь сохранять наше культурное наследие.

Беседовала Надежда Новашицкая