Вечером 13 апреля стало известно – украинские военные успешно попали ракетами «Нептун» в ракетный крейсер «Москва» – флагман Черноморского флота ВМФ России. Министерство обороны РФ сразу заявило о «полной эвакуации» экипажа. Впоследствии выдвинули официальную версию: на корабле якобы сдетонировал боеприпас, это повлекло за собой пожар. Позже в российских СМИ показали кадры со встречи главнокомандующего ВМФ России с членами экипажа «Москвы». С тех пор опровержений, уточнений или новых данных от военного командования РФ не было.
Схемы (Радио Свобода) уже начали идентификацию погибших. В процессе журналисты находят родственников членов экипажа затонувшей Москвы. Одна из них – мать матроса-срочника.
Женщина рассказала, что вечером 14 апреля ей позвонил сын, и все что сообщил – шло вопреки официальным заявлениям российских властей. В частности, он подтвердил, что в корабль попали украинские ракеты «Нептун». Он сообщил о 40 погибших на крейсере. По словам матери моряка, этот корабль от 24 февраля уже выполнял ряд боевых задач, в том числе на острове Змеиный, а во время последнего похода российские войска планировали операцию по высадке морпехов в Одессе. Редакция не называет ее имени из соображений безопасности.
Матрос вышел на связь с матерью 14 апреля.
«Сын мне позвонил по телефону 14-го в слезах и сказал: «Мама, ты понимаешь, что произошло? В нас запустили 3 ракеты! (по данным украинских властей, по крейсеру «Москва» были выпущены две крылатые ракеты «Нептун» – ред.)», – женщина продолжила рассказ. – Часть ребят эвакуировали на фрегат «Макаров». Всех, кто выжил, доставили в Севастополь. Им дали телефоны, потому что они были, извините, только в трусах и тельняшках. У них все там осталось, и телефоны, и документы. Они без всего».
В тот момент женщина уже видела сообщения в новостях о «пожаре на корабле» и спросила у него об этом.
«Он мне сказал: «Нет, мама, это неправда. Никакой это не пожар». Он не просто так это говорит, не с головы взял. Рассказывает мне и плачет от пережившего ужаса. Ну, согласитесь, что он просто так бы это ни придумал. И это не деревянная шлюпка, которая просто так бы вспыхнула. Никто ничего не объясняет. Я просто не понимаю, почему радары на известном крейсере, который был оснащен, не распознали эти ракеты «Нептун».
Всего на «Москве», по словам матери русского матроса, находились около 510 человек. Сын рассказал ей, что знает о 40 погибших.
«По его словам, погибли все, кто был на палубе, в рубке, кто руководил крейсером, кто был на вахте, потому что удар произошел как раз по палубе… Есть раненые с оторванными конечностями», – говорит женщина.
Мать матроса рассказала, что ее сын на корабле проходил срочную службу. Как выяснилось, с первых дней полномасштабного вторжения России в Украину.
«Он срочник. А как он оказался на крейсере, выполнявшем задание – это большой вопрос. Крейсер участвовал в боевых действиях, остров Змеиный, Одесская область. И мой сын там же участвовал, как срочник. Это означает, что? Невыполнение приказов? Несоблюдение законов?» – говорит мать матроса.
О том, что ни военнослужащие срочной службы, ни резервисты не будут задействованы и не будут задействованы в войне в Украине (то, что в РФ называют «спецоперацией») в начале марта заявлял президент России Владимир Путин. В Минобороны также заявляли, что отправление на войну срочников – «выключено».
При этом мать матроса уверена – служба ее сына была «мирной».
«Вы поймите меня как мать. Я поседела прямо от ужаса. То, что я от него услышала, то, что я посмотрела в интернете – это страшно и врагу не пожелаешь такой судьбы. И это как в мирное время», – заявила она.
На вопрос о том, как в условиях мирного времени корабль шел на боевой выход, когда в него попали ракеты, состоялся такой диалог:
– Нет, это никакой нет боевой выход. Никакого боевого выхода не было. Они просто шли в сторону Одессы. Это не боевой выход.
– Почему в Одессу шли? Планировалась какая-то операция?
– Операции никакой не планировалось, они шли в сторону Одессы для высадки морских пехотинцев. Для высадки в Ивано-Франковске.
– Так это же боевая операция.
– Ну, я не знаю, может, я неправильно это понимаю, но должны были «высадиться».
По ее словам, в марте сына начали вынуждать подписать контракт на службу, но он отказался. Сейчас, утверждает женщина, он находится в Севастополе и рассказывает, что его сослуживцев, согласившихся подписать контракт, вскоре отправят в Украину.
«А срочников, насколько я поняла новости и информацию моего сына, отправляют в запас. Только по призыву моего сына там есть ребята с оторванными конечностями, исчезнувшие». Всех ребят разбросали по разным частям. Сколько пропали без вести – неизвестно, а учитывая, что крейсер затонул, там вообще цифр уже нет. Как их счесть, если они разбросаны? Такое ощущение, что это сделали специально, чтобы не смогли сосчитать», – говорит мать матроса.
В руководстве Черноморского флота РФ родителям подробностей не рассказывают.
«С теми родственниками, с которыми я переживаю, у них моряки живы, тоже какой-то конкретной информации нет. Я знаю то, что знают они. Каких-либо подробностей нет», – говорит женщина.