Поиск по дате:

26 Апреля
апреля 2024
ПВСЧПСВ
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статьи

4 декабря 2019 года произошла одна из самых больших трагедий в истории Одессы: пожар в колледже экономики на улице Троицкой. В тот день с жизнью расстались 16 человек, ещё 31 получили травмы различной тяжести.

Что произошло в тот злополучный день и как проходят судебные заседания по этому делу, решило напомнить ИА «Одесса-медиа».

Два года назад…

В тот день, примерно в 10 часов утра появилась информация о том, что из окон в здании колледжа экономики, права и гостинично-ресторанного бизнеса на улице Троицкой, 25 повалил сильный дым. Кто-то из прохожих, увидев это, сообщил в Службу спасения. Вскоре из здания начали выходить дети и преподаватели, а к тому времени на место уже прибыли первые спасатели и начали выносить из горящего здания пострадавших. Некоторые дети были заблокированы огнем и не могли выбраться из здания. В панике две сестры выпрыгнули из окна здания прямо на асфальт.

После 14:00 пожарным удалось локализовать пламя на территории общей площадью 4000 кв.м. Работы по тушению пожара продолжались всю ночь. 

Весь день появлялись противоречивые сообщения о числе погибших, пострадавших и пропавших без вести. Лишь к вечеру стало известно, что никто не может найти 14 человек, которые на момент пожара находились в здании. Некоторые успели по телефону попрощаться с близкими. К сожалению, их судьба была очевидна, однако спасатели продолжали разбирать завалы до 12 декабря, пока не нашли тела всех погибших. Еще двое людей: студентка и спасатель, скончались в больнице от травм.

Цепь событий, которая, по версии следствия, привела к трагедии, подробно описана в материалах дела. По версии следствия, пожар начался в кабинете заведующей дневным отделением экономики и предпринимательства и по совместительству учителя физики Ирины Тарановой. Отмечается, что, придя на работу утром, она подключила электрический обогреватель к удлинителю, от которого работала и оргтехника. Обогреватель стоял у стены между окнами. 

Примерно в 9:50 Таранова якобы вышла из кабинета и закрыла дверь. Обогреватель продолжал работать. Вскоре, как указано в судебном реестре, случилось короткое замыкание, вспыхнул огонь. Потушить его сразу было некому и нечем. Пламя начало неконтролируемо распространяться, в том числе из-за горючей облицовки стен в коридорах.

Из-за отсутствия системы оповещения учащиеся и преподаватели не сразу поняли, что происходит. Некоторые упустили драгоценные минуты для спасения. Не смогли люди выбраться и через пожарный ход, потому что двери там были заперты снаружи, а на окнах висели решетки. Пожар тушили более суток. Внутренние перекрытия в той части здания, где находился колледж, с последнего до первого этажа обрушились. 

Сотруднику колледжа Анне Бортюк и пожарному Сергею Шахотину посмертно присвоили звание Героя Украины. Известно, что преподаватель минимум трижды заходила в горящее здание и выводила детей на улицу, пока пламя не перегородило ей путь. Сергей же сорвался с лестницы на уровне третьего этажа после того, как на него упала прыгнувшая в окно девушка.

Расследование и суды

Во время расследования стало известно о вопиющих нарушениях. В здании не было пожарной сигнализации, огнетушители якобы по приказу руководства были спрятаны под кроватью у вахтера, пожарные выходы были не доступны, на окнах размещались решетки, а результаты проверок, которые проводились сотрудниками ГСЧС, были успешно проигнорированы. Проверявшие были не особенно настойчивы и не пошли в суд для закрытия пожароопасного учебного заведения. Касательно последнего, правоохранители не исключали коррупционную составляющую.   

Естественно, после такой трагедии, общество начало требовать привлечь виновных к ответственности. Таковых нашли крайне быстро, однако традиционно для нашего судопроизводства, рассмотрение дел затягивается.

Так, в Малиновском райсуде рассматривается дело бывшего начальника ГСЧС в Одесской области Виктора Федорчака. Его обвиняют в служебной халатности, которая привела к смертям 33-х человек. Федорчаку вменяют систематическое ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей в 2019 году, когда в Одессе произошло три масштабных пожара: помимо трагедии в колледже, к делу подтянули пожары в Одесском областном медицинском центре психиатрического здоровья и гостинице «Токио Стар» - в каждом случае были человеческие жертвы. Следующее заседание состоится в январе.

Отдельно в Приморском райсуде рассматривают дело 4-х обвиняемых сотрудников колледжа. Это директор экономического колледжа Любовь Кочерга, завхоз Татьяна Фомич, заведующая дневным отделением Ирина Таранова и экс-замдиректора по административно-хозяйственной работе Андрей Хаецкий. Им инкриминируют нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, что привело к гибели 16 человек. К слову, заседания неоднократно переносились.

В целом, за последние несколько лет в Одессе произошло несколько крупных пожаров и в каждом случае фиксировались серьезные нарушения пожарной безопасности. Однако из всех фигурантов приговор пока что получила только Наталья Янчик - старший воспитатель лагеря «Виктория», где в результате пожара погибли трое детей. Воспитатель, которая уже не работала в лагере на момент пожара, продолжала числиться ответственной за пожарную безопасность, получила три года условно.

Безусловно такое длительное рассмотрение дел не внушает оптимизма. И вопрос даже не в том, чтобы всем фигурантам огласить приговор, а в том, чтобы исправить существующее положение вещей. Ведь наверняка в Одессе достаточно объектов, где не соблюдаются элементарные правила пожарной безопасности и будто специально обустроены таким образом, чтобы сгореть как спичка. И никто не спешит исправлять ситуацию: зачем морочить голову, если можно избежать ответственности? 

Что со зданием?

После пожара участок улицы у колледжа перегородили и на этом все работы были фактически прекращены. Дом Асвадурова, в котором располагался колледж, находится в аварийном состоянии и последние два года им никто не занимался. При этом, имеется вероятность обрушения, которая может повлечь новые жертвы.

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что сделать с этим зданием что-либо, пока что не представляется возможным, так как здание арестовано. В сентябре этого года представитель учебного заведения заявил ходатайство о снятии ареста со сгоревшего здания, так как уже наступила осень, и оно до сих пор не было законсервировано, что чревато последствиями во время холодов и осадков, в том числе и полным уничтожением этого памятника архитектуры. Находится он, как известно, в собственности государства, однако у министерства образования и науки Украины нет средств на восстановление дома. Этим, впрочем, давно готовы заняться городские власти Одессы, для чего и нужно снять арест.

Прокурор же на суде возразил, отметив, в частности, что представитель колледжа не является представителем министерства и не может заявлять подобные ходатайства. Во-вторых, здание является вещественным доказательством в деле, а потому прокуратура потребовала озвученную просьбу отклонить. В последствии, здание осталось под арестом.

На сегодняшний день дом Асвадурова остается немым свидетелем той страшной трагедии и, хочется верить, не станет причиной новой.

Автор: Дмитрий Туканов