Поиск по дате:

27 Апреля
апреля 2024
ПВСЧПСВ
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статьи

Власти Китая уже не первый год продвигают концепцию «Нового шелкового пути». Это проект торгового маршрута, который предназначен для перемещения грузов и пассажиров по суше из Китая в страны Европы и основывается на историческом примере древнего Великого шелкового пути – одного из важнейших торговых маршрутов в древности и в средние века, который как раз и соединял Европу с Китаем. На сегодняшний день предполагается несколько вариантов маршрутов, и в одном из них фигурирует Украина. Бытует мнение, что после недавних событий в Афганистане, у нашей страны стало больше шансов стать частью Нового шелкового пути.

Китай и талибы

После выхода войск США из Афганистана, многие эксперты начали отмечать заинтересованность различных стран в поддержке нового Кабульского режима. Среди таковых назывался Китай, который имеем свою планы на Афганистан. Во-первых, Пекин не заинтересован в том, чтобы талибы стали «экспортером» экстремизма в соседние государства, включая Китай. Во-вторых, предполагается, что у Пекина есть экономический интерес в Афганистане: недра этой горной страны весьма богаты многочисленными полезными ископаемыми, в том числе железой рудой, медью, золотом, редкоземельными металлами, а две китайские государственные металлургические компании еще в 2008 году выиграли тендер на добычу в течение 30 лет меди на крупнейшем в мире неосвоенном месторождении этого цветного металла в Мес Айнаке в 40 км к юго-востоку от Кабула. Кроме того, Афганистан может стать транзитной страной для Нового шелкового пути, о чем говорят уже не первый год. В свою очередь, талибам нужны политическая поддержка и финансирование. Все это в состоянии предоставить Поднебесная.

Финансовый аналитик, экономический эксперт Алексей Кущ полагает, что с помощью мягкой силы в виде миллиардов долларов, КНР сможет сделать в Афганистане то, что не удалось добиться жесткой силой трем империям — Британской, Советской и Американской. А именно – достичь успеха и покорить «кладбище империй».

Варианты Нового шелкового пути

Как писал Алексей Кущ для dsnews, концептуально китайский транснациональный проект Новый шелковый путь можно разделить на три сегмента: базовый — через Казахстан и РФ; диверсифицированный — через Афганистан, Пакистан и Иран в зону Персидского залива; морской — через вьетнамский порт Хайфон и далее Ситуэ в Мьянме, Читтагонг в Бангладеш, Гвадар в Пакистане, Момбаса в Кении, Джибути и Пирей в Греции.  

Однако, по мнению эксперта, последний вариант слишком рискованный – многое зависит от стран-конкурентов и США, с которыми у КНР отношения более чем прохладные. В свою очередь, единое направление через Казахстан и РФ не совсем выгодно – вероятней всего, Китай захочет инвестировать средства в разные активы, а не в один-единственный маршрут.

И тут свою роль может сыграть фактор талибов. Александр Кущ утверждает, что устанавливая контроль над Афганистаном, КНР соединяет в единый пазл сеть своего влияния в Средней Азии, но что еще более важно — формирует полноценный региональный конгломерат из своих наиболее перспективных союзников Пакистана и Ирана, получая надежный сухопутный доступ к Персидскому заливу, включая его нефть. И это уже не рисковые маршруты по частично контролируемым территориям, а защищенный от морских сверхдержав сухопутный конструкт. Кроме того, Китай получает выход в Индийский океан через порты в Пакистане и максимально удобную логистику со своими проектами в Африке (Кения, Эфиопия, Судан). Китайцы также берут в клещи своего ключевого соперника в Азии — Индию.

Одесса в глобальном замысле

И вот мы добрались до сути – какую роль в этом может сыграть Украина и, в частности, Одесса?

У Китая есть лишь два варианта обходных транзитных путей в ЕС, минуя РФ и Казахстан: первый — через Турцию и далее на Балканы и рынок ЕС; второй — через Турцию и/или Азербайджан и Грузию к портам на Черном море и дальше в Украину и на рынок ЕС.

Однако, по мнению эксперта, Балканский маршрут требует вовлечения Греции, а также значительного числа стран бывшей Югославии. Плюс сложная география для транспортной логистики. Намного предпочтительнее — доступ к Украине и ее разветвленной железнодорожной сети. Вдобавок путь через Украину — это и расширение географии маршрута на РФ, Балтийский регион и Беларусь (но расширение не основное транзитное, а дополнительное, как бонус). В такой модели Украина превращается в распределительный транзитный хаб на острие Нового шелкового пути, перенаправляя китайский товарный поток в континентальную Западную Европу (прежде всего в Германию и Польшу), Балтийский регион, РФ и Беларусь по альтернативному варианту транспортного плеча. В контексте диверсификации Китаю выгодно развивать оба маршрута: через Иран в Азербайджан и далее в Грузию и через порты этой страны в Украину; через Иран в Турцию и далее через Черное море в Одессу и порты украинского Причерноморья. Морская часть логистики — паромное сообщение.

От себя добавим, что еще в 2015 году посол КНР Чжан Сиюнь, будучи в Украине, заявил, что китайские банки готовы вкладывать в объекты инфраструктуры в Украине в рамках инициативы Новый шелковый путь. Первый демонстрационный поезд нового Шелкового пути, который имел в составе 10 вагонов и 20 сорокафутовых контейнеров, отправился из Ильичевского морского торгового порта в январе 2016 года. Спустя две недели поезд прибыл в пункт назначения на станцию Достик Казахской дороги на границе с Китайской Народной Республикой. Также отметим, что с 2020 года поезда из Китая в ЕС идут транзитом именно через Украину.

То есть, сейчас идет речь не о внесении Украины в Новый шелковый путь – она и так является транзитной страной. Задача состоит в том, чтобы сделать нашу страну более причастной к проекту, что в экономическом плане пойдет нам только на пользу.   

Внешняя политика вносит коррективы

Впрочем, эксперт подчеркнул, что Украине придется делать выбор между Китаем и Индией в союзе с США и ЕС. Именно две азиатские страны он считает полюсами будущей мировой экономики. Однако он не учел другого фактора: Украина весьма зависима от стран Запада.

К примеру, в этом году Украина национализировала «Мотор Сич», в который вложили средства китайские инвесторы в обмен на очередной транш от МВФ. Что горячо поддержали в американском посольстве. В целом, очевидно, что Вашингтон будет воспринимать в штыке любые попытки сближения Украины и Китая. И в сегодняшних реалиях маловероятно, что наше государство сможет стать частью крупного китайского проекта, против которого будут активно выступать в США. Да и есть сомнения касательно стабильности в Афганистане – рискнет ли Поднебесная строить важнейший торговый путь через эту пороховую бочку?