Властелин российского кино приехал к нам на открытие кинофестиваля.
Последний раз Михалков был в Одессе на фестивале «Золотой Дюк» в 1988-м, и спустя 23 года Никита Сергеевич нашел Одессу такой же гостеприимной.
На Привозе попал в «Ликвидацию»
– Никита Сергевич, была ли для вас сюрпризом награда, которую вы получили в первый день Одесского фестиваля из рук Джона Малковича?
– Это было действительно неожиданно, а нечаянная радость дорога больше всего. Но в Интернете уже появились ехидные комментарии, типа – «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Ведь три недели назад во время Московского фестиваля я вручил подобную награду Малковичу.
– Поделитесь опытом, что самое важное для успешного фестиваля?
– Это программа и атмосфера фестиваля, в которой он варится со всеми его плюсами и минусами. Я помню, лет 12 -15 лет назад на фестивалях больше интересовались, где какая тусовка проходит, а кино волновало в последнюю очередь. Сейчас время изменилось – на Московском фестивале люди спрашивают друг у друга, что нужно посмотреть.
– Что вам понравилось на нашем фестивале?
– Я увидел здоровую, живую атмосферу – такую же трогательную, как сама Одесса.
Вот, на днях на Привоз заехали, так я как будто попал во времена фильма «Ликвидация». Там сидела такая барышня, ну точно как из одесских анекдотов. Она сделала замечание женщине, которая попросила сфотографироваться со мной, сказала: «Ты смотри, фотографируется она! Ты бы лучше ему что-то бесплатное дала!». А еще просили сфотографироваться детьми, я ответил: «не стоит, а то потом письма с требованием алиментов начинают приходить…»
– Какой вы нашли Одессу спустя столько лет?
– С этим городом у меня свои отношения. В Одессу не сложно попасть, но очень сложно уехать. У меня было здесь счастливое время, когда мы работали над фильмом «Раба любви». Сначала приехали, чтобы выбрать подходящие места для съемок на природе, а потом три недели не могли уехать, потому что все выбирали и выбирали... У меня есть планы на счет Одессы. На этом фестивале я совмещаю приятое с полезным – хочу найти место для первых сцен моей будущей картины.
– На ваш взгляд, в чем главные отличия нынешнего Одесского фестиваля от того, что проходил в 1988 году?
– Тут была такая большая тусовка. Честно говоря, я даже не помню, чтобы мы кино-то смотрели. Не это было поводом для общения. Было весело, смешно. А то, что мы сейчас видим, это профессиональный фестиваль. Я думаю, это хороший плацдарм для того, чтобы в Украину приходило кино европейское, американское.
«40 минут позора»
– Почему Московский фестиваль открывали попсовые «Трансформеры», в то время, как фильм-открытие ОМКФ была кинолента «Артист» – участник Каннского фестиваля?
– Наверное, фестиваль в Одессе пока может себе это позволить, но все равно придется считаться с теми, кто диктует на кинорынке. А на сегодняшний день хотим мы этого или нет, это американская продукция. США впервые за историю кинематографии сделали в Москве мировую премьеру своей картины, которая, по их подсчетам, должна собрать миллиард долларов. Это серьезный бизнес. На эту премьеру они привезли 90 камер, и весь мир получил информацию о фильме «Трансформер» с Московского кинофестиваля. Для развития фестиваля это очень важно. Это не мои привязанности, с точки зрения художественного вкуса, это действительно плохо. Но есть вещи, от которых нельзя отмахиваться. Как говорит мой друг Юра Николаев, когда он ездит на корпоративы, «40 минут позора – обеспеченная старость».
– Как вы относитесь к артхаусному кино?
Бездарное, безграмотное, неталантливое, унижающее человеческое достоинство, не в фокусе снятое кино объявляется арт-хаусным. Слава богу, прекращается тенденция, когда высоким искусством объявляется всякое непотребство.
– Как вы относитесь к критике своей картины «Предстояние»?
– Для меня это было неожиданностью, поскольку еще за пять месяцев до выхода картины на экран меня начали уничтожать в Интернете. Это довольно странно – посмотри картину, а потом уже выскажи свое мнение. Я не был к этому готов, честно говоря. Но были и другие письма от зрителей, к примеру, одна девушка написала, что после просмотра картины решила помириться с родителями, с которыми была в ссоре четыре года. Такая реакция зрителя для меня важнее всех критических отзывов.
Кстати
Никита Сергеевич чувствовал себя в Южной Пальмире, как рыба в воде. Он даже признался, что Одесса для него стала своеобразной отправной точкой в кинематографе.
– Моим первым фильмом был «Свой среди чужих, чужой среди своих», а вторым – «Раба любви». И на этих двух крыльях я начал свой путь в кинематограф, а эти картины и этот город стали моим паспортом.
Источник: Комсомольская правда в Украине