Поиск по дате:

26 Декабря
декабря 2024
ПВСЧПСВ
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Персона

Наталия Анатольевна Штербуль родилась в Одессе. В 1981 году окончила Одесский инженерно-строительный институт по специальности «Архитектор». По окончании вуза работала в Одесском облисполкоме на должности старшего инженера отдела по делам строительства и архитектуры, потом – инспектором управления культуры по памятникам истории и культуры. Затем, с 1987 по 1995 годы, – заведующей отделом охраны памятников, начальником Госинспекции охраны памятников управления культуры облисполкома (облгосадминистрации).

С января 1995-го – заместитель начальника, а с марта 2001-го – начальник управления охраны объектов культурного наследия Одесской облгосадминистрации.

Под руководством Н.А. Штербуль и при ее непосредственном участии была проведена инвентаризация памятников культурного наследия на территории г. Одессы, разработана Комплексная программа реставрации и реконструкции Одесского театра оперы и балета, Комплексная программа сохранения исторической застройки центра Одессы, Региональная программа паспортизации памятников культурного наследия Одесской области, комплексная программа реставрации и использования Аккерманской крепости в г. Белгороде-Днестровском и другие.

Наталия Анатольевна избрана членом бюро Украинского комитета Международного совета по вопросам памятников и выдающихся мест (ICOMOS). За профессиональные качества и личный вклад в дело сохранения памятников истории и культуры Н.А. Штербуль неоднократно была отмечена государственными, региональными и ведомственными наградами, а также орденами Украинской православной церкви.

Указом Президента Украины «О присуждении Государственных премий в области архитектуры 2013 года» архитектору Н. А. Штербуль присуждена Государственная премия Украины за реконструкцию и реставрацию здания Одесского национального академического театра оперы и балета.

Размышления по поводу – от первого лица:

– Эта награда оказалась очень неожиданной, хотя… ожидалась давно. То, что это все-таки произошло через 6 лет после окончания реставрации, – своего рода чудо и для меня, и для всего коллектива, получившего Государственную премию. Ведь когда вышел президентский указ о государственных наградах в связи с завершением работ по восстановлению памятника, несколько человек, которые руководили реставрацией и фактически вытянули ее на себе, на которых лежала самая большая нагрузка и ответственность, отмечены не были.

Реставрация Оперного – это одиннадцать лет моего тяжелого труда и личной ответственности. Если вернуться к истории вопроса, в 1996 год, то на тот момент наше управление не было заказчиком и выполняло только функции государственного органа охраны. То, что Оперный «нездоров», было очевидно. Но перед нами стояла дилемма. 60 тысяч гривен, которые были выделены, для кардинального решения вопроса, было мало. На них можно было попытаться сделать лишь частичный «косметический ремонт», скажем, привести в порядок главный вход или портик. А можно было потратить эти средства на разработку комплексной программы реставрации театра – ведь на реализацию проекта по спасению здания ни в областном, ни в городском бюджетах денег не было. И мы приняли определяющее решение: делать системную проектную работу, понимая, что никто этого не заметит и «спасибо» нам не скажет. Но я и мои коллеги по управлению никогда при решении вопросов не ставили свои амбиции выше государственных интересов по охране объекта. И вместо того, чтобы быстренько что-то сделать и похвастаться, ввязались в тяжелейший и длительный реставрационный процесс.

Прежде всего после разработки научно-проектной документации надо было сделать ее правительственными документами, под которые уже могли выделяться средства из Госбюджета. Потом, учитывая сложность объекта, его специфику, создали специальную дирекцию, которая занималась исключительно этой работой. Ее возглавил Иван Степанович Волощук, и я счастлива, что в президентском указе о присуждении Госпремии есть и его фамилия. На этом объекте мы всегда находились рядом, хотя и в разных ипостасях.

В те годы, когда шла реставрация, нас часто обвиняли: почему так долго?! Было неприятно и обидно: мы успешно решали очень сложные технические, архитектурные, художественные задачи, и все задерживалось лишь из-за отсутствия должного финансирования. А самый сложный этап начался в 2001 году, когда ликвидировали дирекцию на объекте и передали функции заказчика нашему управлению, создав в его структуре соответствующий отдел. И нам пришлось полностью отвечать за выполнение госзаказа, что было очень непросто при постоянных задержках с финансированием, бесконечных проверках и сменах генподрядчика.

Одесский оперный – объект уникальный. При его комплексной реконструкции и реставрации, проведенной в 1998-2007 годах, были учтены все сегодняшние требования и использовано то новое в науке и технике, что появилось к тому времени. Все, кто знакомятся с материалами длившегося 11 лет восстановления театрального здания, имеют возможность судить о том, насколько масштабной и грандиозной была эта работа. После реставрации Одесский театр оперы и балета, как и прежде, радует своим совершенством.

Сегодня я расцениваю присуждение Государственной премии как дань уважения к тому делу, которым мы занимаемся, как признание Президентом важности охраны памятников истории и культуры. Без этого уважения нельзя заставить прислушиваться к нам как представителям государственного органа охраны объектов культурного наследия. И это особенно важно в наши дни, когда властвует правовой нигилизм, когда не хватает денег даже на неотложные охранные работы, когда сохранять неповторимый облик Одессы мешает несоблюдение законов, чьи-то бизнесовые и личные интересы. Мы много говорим о своей любви к городу, но то, сохранит ли он «лица не общее выражение», зависит не только от усилий нашего ведомства, а от каждого из одесситов...

Думаю, после 30 лет работы в системе охраны памятников я могу считать себя профессионалом в этой сфере. И хочу сказать, что если во главу угла ставят финансовый интерес, то мне как профессионалу это уже не интересно. А как чиновнику мне хочется работать в честной системе, действовать по честным и одинаково равным для всех правилам.

Когда ссылаются на некое общественное мнение, я говорю, что мне хотелось бы дожить до времени, когда будет господствовать общественное сознание. Потому что мнением легко манипулировать. Именно общественное сознание мы пытаемся пробудить, воспитать. Один из примеров такого «воспитательного процесса» – установка охранных досок на объектах, вошедших в реестр памятников, а их уже более тысячи. Охранная доска носит информационно-предупредительную функцию, указывает на норму закона, и это действует на людей, служит сигналом для жильцов, для коммунальщиков, для райадминистраций...

Еще одно направление нашей популяризаторской деятельности – проведение фотовыставок и издание буклетов. Нашему проекту «Одессе – с надеждой и любовью» уже более 10 лет. Это и попытка сохранить хотя бы в снимках уходящую натуру, и инструмент воспитания горожан, в частности, молодых архитекторов. Любящий этот город человек сознательно не причинит ему зла. А недавно мы поддержали акцию, инициаторами которой выступили несколько молодых одесситов. Она называется «Одесса 2.0. Интерактивные достопримечательности» и предусматривает установку на исторических и архитектурных памятных объектах табличек с QR-кодом. Сосканировав его своим телефоном или планшетом, пользователь может сразу прочесть об этом здании или монументе информацию, размещенную в Википедии. И, кстати, пополнять этот банк данных может каждый желающий, что тоже имеет воспитательный момент.

Хочется верить, что молодежь вообще подхватит эстафету любви к этому городу. У нас в управлении много молодых ребят: историков, археологов. Им наследовать дело, начало которому мы положили почти 20 лет назад. И наш долг – передать им не только критерии профессионализма, но и некие этические принципы, главные из которых – старайся делать добро и люби то, что делаешь.

Фото: Гоша Тишкович