В мае нынешнего года Детской музыкальной школе № 3 г. Одессы исполняется 84 года. И ровно 20 лет из них это учебное заведение возглавляет Елена Петровна Тихонова – талантливый руководитель, хозяйственник, педагог, организатор многих культурных и музыкальных событий, выходящих за масштабы не только своей школы, но и города, области, страны.
«Многим кажется, что музыкальная школа – нечто вроде кружков по интересам, собрания коллективов художественной самодеятельности. Но это далеко не так. Это первая ступень в профессиональном обучении – самое сложное и важное звено в системе музыкального образования: школа – музыкальное училище – консерватория (сейчас Академия музыки). Убрав любое из звеньев, мы можем потерять высокий уровень подготовки профессиональных музыкантов, которым славится и гордится наша страна. Поэтому очень отрадно, что эта система подготовки музыкантов, принятая еще в 30-е годы ХХ века, не только сохранена, но и дополнена, расширена, “осовременена”», – считает Елена Тихонова.
Действительно, кто бы мог подумать 20 лет назад, что детские творческие коллективы и юные исполнители этой школы будут принимать участие в международных конкурсах и фестивалях, свободно разъезжая по странам ближнего и дальнего зарубежья; устраивать подобные конкурсы в Одессе, организовывать концерты, осуществлять «громкие» постановки мюзиклов и даже... рок-опер в лучших театральных залах города. Тогда это было немыслимо! А сегодня – в порядке вещей...
Вот и сейчас готовится премьерная постановка рок-оперы «Нить Ариадны» – лучшего и последнего произведения одесского музыканта и композитора Евгения Лапейко, безвременно ушедшего из жизни 7 лет назад. Он был одним из основателей рок-движения в городе, ему принадлежит самая первая постановка в Украине жанра рок-оперы «Девушка и Смерть» по одноименной сказке Максима Горького. А премьеру рок-оперы «Нить Ариадны» одесситы смогут услышать 10 мая 2014 года в 19:00 в филармонии. В этом молодежном проекте задействованы и солисты Оперного театра, и детский хор «Забава» – гордость ДМШ № 3, и студенты Музыкальной академии им. А. В. Неждановой – всего около 60 исполнителей.
Преподавательский состав школы насчитывает более 70 человек. И среди них – Светлана Смирнова, Елена Деменкова, Татьяна Вишневская, Елена Чалая, Лариса Юдицкая, которые всю жизнь, все свои неординарные способности, энергию, силы отдают обучению и воспитанию своих учеников – будущих «звездочек» и «звезд» музыкального искусства. В коллективе, как полагает Елена Петровна, удачно сочетаются, дополняя друг друга, зрелые преподаватели и талантливая молодежь, которая перенимает самое лучшее из опыта своих старших коллег.
«Считаю, что со временем они будут работать лучше нас, – говорит директор. – Я рада, что у нас сложились педагогические династии. Это, например, Яна Генина и ее дочь Регина Стрижевская, Светлана Ярчук и ее дочь Наталья Кузнецова. Вместе со мной работает моя дочь Татьяна Лапейко... Такие династии сплачивают коллектив и позволяют более эффективно передавать опыт из поколения в поколение. Мы учим каждого ребенка 8 лет и в итоге видим результат своей работы. Но самое важное то, что по ходу мы можем корректировать процесс обучения, что-то подсказывать ученику, выявлять и устранять не только его ошибки, но и свои, менять педагогический подход к каждому ребенку индивидуально, в зависимости от его способностей, развития его личности».
Елена Чалая со своим учеником Дмитрием Осиковым на концерте композитора Александра Журбина
Музыкальную школу № 3 в разное время закончили такие знаменитости как, например, пианист Тимур Гасратов, дирижер Игорь Шаврук, эстрадный певец Виталий Грачев, известный как Витас. В Одессе, пожалуй, нет ни одной музыкальной школы, ни одного музыкального коллектива, где бы не работали ее выпускники. В систему обучения детей внедряются новейшие методики ХХI века – т.н. Ноосферное образование. Эти методики построены на образном мышлении, на возможности ученика легко, без ущерба для здоровья воспринимать большой объем учебного материала. И может быть, по этим причинам в последние 5-6 лет образовалась очередь из родителей, желающих определить на учебу своих детей именно сюда...
Но Елена Тихонова предупреждает, чтобы мамы и папы детей серьезно отнеслись к выбору будущей профессии своих чад. Все дети от рождения способные, полагает она, но не все должны обязательно играть на музыкальных инструментах и петь. Быть может, у них есть склонность к рисованию, танцам, различным видам спорта или технике! Мы даем рекомендации родителям, к какому виду искусства у их детей есть способности и только родители вправе решать, по какому пути им идти. Нельзя принуждать заниматься искусством. По сути это мощный толчок к развитию творчества, фантазии, трудолюбия, внимания, лидерских качеств ребенка. А если насильно пытаться вырастить музыканта против его возможностей и способностей, то из таких детей вырастают лишь посредственные исполнители, считающие музыку второстепенным делом.
«Есть еще одна беда, – рассказала Елена Тихонова. – Я часто вижу по телевидению, и в Одессе в том числе, проведение кастингов, конкурсов, организаторы которых считают, что можно найти спонсоров, оплатить эфир – и успех мероприятия обеспечен. Многие считают: зачем учиться, можно просто открыть рот и петь. Это путь дилетантов. А жюри вынужденно называют черное белым, и наоборот, потому что не хотят обидеть тех людей, которые к ним приходят и, заметьте, не бесплатно! Приспособление к вкусам здесь не уместно. Каждый конкурсант не всегда может адекватно оценивать свои возможности, свои таланты, отличить желаемое от реального. А ему еще и говорят: «Боже, Вы талантливы, Вы так хорошо поете!», а человек просто посредственный исполнитель. Это не его дело, а он тратит силы, средства, время... ломается судьба человека. Конкурсантам надо говорить правду, особенно об их способностях и перспективе. Больше всего мне жалко детей в таких ситуациях. У них искажается представление о том, что такое хорошо, а что плохо, что подходит детскому возрасту, а что не подходит. Детишки выступают в жутких костюмах, копируют взрослых, выступают с репертуаром на любовную тематику – все это жалкое зрелище... Подобные кастинги надо проводить на более высоком уровне, и этим должны заниматься ПРОФЕССИОНАЛЫ».
Наверное, правду говорят, что педагоги ДМШ № 3 в процессе обучения открывают людям с музыкальным складом ума некую вечную магию музыки, которой будущие исполнители готовы делиться со всеми своими слушателями, удивлять их и восхищать всю свою последующую жизнь.
Автор: Вячеслав Коняхин