«Я просто давно хотела сделать что-то подобное», - говорит о своем спектакле «Вагон №8» Айя Перфильева, хореограф известный своими постановками далеко за пределами Украины. Избалованный талантами одесский бомонд очень любит именно эту - свою актрису, и каждая ее постановка воспринимается зрителями на «ура».
Фабула спектакля «Вагон № 8» проста: однажды простой инженер Нолик выходит на «Привоз» и с ним происходит странная история – он переносится по разным странам: Франция, Испания, Израиль. В этом путешествии его окружают разные люди, соблазняют очаровательные женщины, но он естественно хранит верность и возвращается к своей жене – единственной, кого он по-настоящему любит. Можно бы даже сказать, что «Вагон» – это история о любви.… «О любви к танцу», - уточняет Айя Перфильева, - «для меня это самовыражение, и соло и не соло, отдельные эстрадные номера, слившиеся воедино, часовое танцевальное действо.… У меня за годы работы родилось много номеров, множество музыкальных фонограмм, разных образов, разных стран, а в «Вагоне» появилась возможность все это соединить».
В чем же секрет популярности спектаклей актрисы и режиссера Айи Перфильевой? Ответ на этот вопрос мы решили «выпытать» лично у Айи, но она лишь отшутилась: наверно в том, что на сцене я очень правдиво «эмоционирую».
На самом деле, секрет Перфильевой не только в этом, а в многогранности и самобытности ее таланта. Хореография, пантомима, балет, удивительное актерское мастерство – всем этим она с избытком делится со своим зрителем со сцены. И неважно, в каком спектакле это происходит и кто ей помогает при этом: куклы или люди.
Наше интервью с Айей состоялось до премьеры нового спектакля «Вагон №8» - поэтому разговор наш, естественно, велся о современной хореографии и пантомиме – основных, но не единственных жанрах предстоящей премьеры. В спектакле будет использован классический танец, модерн, джаз, степ, фламенко. В нем есть и текстовая часть, и много чего еще - за что сама режиссер называет свое детище «синтетическим».
Кроме Айи в спектакле задействовано еще 14 танцоров. Все они воссоздадут свои уникальные образы, помогут Нолику раскрыться перед зрителями. Судя по авторскому замыслу действо, действительно обещает быть завораживающим.
Уточним, что суть «синтетического» жанра заключается в использовании сразу нескольких, на первый взгляд, несоединимых направлений танца. Кстати, соавтором «Вагона..» является известная по постановкам «Дома клоунов» хореограф-постановщик, актриса и педагог Сильветта Атаулина.
Конечно, мы слегка забегаем вперед, ведь премьера спектакля состоится только 24 апреля, но очень хочется слегка приподнять завесу и рассказать читателям, что изюминкой спектакля станет пантомима.
«Когда я еще училась в эстрадно-цирковом училище, мой педагог Николай Александрович Козаков предрек мне когда-нибудь создать Театр переживаний, - вспоминает Перфильева, - А какой театр переживаний без танца, без хореографии? Я думаю, мой стиль выражается именно через хореографию, очень помогает и то, что второй мой жанр – пантомима».
По мнению Перфильевой, нужно обязательно добиться, чтобы во всех украинских хореографических училищах преподавался этот предмет. К сожалению, сегодня в театральных и хореографических учебных заведениях пантомима находится на задворках: нет нормальных педагогов, недостаточное количество учебных часов.
Мы поинтересовались у Айи Перфильевой относительно публики, посещающей ее спектакли: насколько она воспитана и подготовлена к восприятию новых современных жанров и постановок?
- Не могу сказать однозначно, все зависит от характера спектакля, от жанра. Так, например, у нас постоянный аншлаг на спектакле «Бычки в томате», он разновозрастной, эмоциональный, всем понятен и поэтому всем нравится. Как будет с «Вагоном» пока сложно судить, ведь это хореографический спектакль, он на каждого зрителя воздействует по-своему. В нем нет привычной текстовки, нет эпатажа. Кому-то это понравится, кому-то, возможно, покажется непонятным. Стоит заметить, что наша общая современная культура, хореография, особенно у нас в Одессе, не столь развиты. В отличие от наших европейских соседей, или от того же Днепропетровска, мы не проводим в достаточном количестве мастер-классов, фестивалей, которые способствовали бы просвещению общества и популяризации современного танцевального искусства. В Европе, например, очень модны камерные театры, а у нас любят все большое, все напыщенное.
Может быть, в этом виновато наше совдеповское прошлое, когда единственно правильным считался классический балет, а все остальное вообще не признавалось.
Было время, когда и мне говорили – ты неверно делаешь, ты вообще – неправильная. И я привыкла что я - неправильная. Но сейчас я все-таки хочу быть правильной. Я хочу, чтобы то, что я делаю было понято. Я думаю, в искусстве неправильного вообще не может быть.
Но я не спокойная. И сейчас я дрожу от страха за то, как пройдет премьера, как спектакль будет встречен зрителями.
Иногда останавливаюсь с мыслью: ой, что же я такое натворила! Но ведь натворила уже, спектакль сделан, репетиции прошли, ребята мне верят, поэтому и я верю, что все у нас получится.
Беседовала Елена Овчинникова
Фото Алексей Кравцов