Поиск по дате:

19 Апреля
апреля 2024
ПВСЧПСВ
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

048.ua

В последние годы Святой Николай немного потеснил возле елки Деда Мороза, хотя многим по-прежнему больше по душе светский праздничный персонаж, чем религиозный. Но кто он такой – Дед Мороз? Его придумали специально для детей советские идеологи или дедовы корни – более глубокие?

Между небом и землёй

Культурологи, фольклористы и этнографы утверждают, что прообраз Деда Мороза существовал на территории Украины с дохристианских времен. Он был посредником между людьми и языческими богами, который зимой как бы «оценивал» ситуацию на земле, мог немного подкорректировать ее в смысле погоды и передавал богам человеческие жертвы.

«Люди в те времена были очень зависимы от природы, от погоды, - говорит культуролог, преподаватель Киево-Могилянской академии Юлия Никишенко. – Поэтому они вынуждены были задабривать силы природы, чтобы никто из родных не замерз, и чтобы не пострадали посевы».

Деда Мороза наши древние предки считали очень суровым грозным духом природы, для них это был образ и воплощение зимы, он, в их представлении, отвечал за погоду, он был хозяином святок, когда были самые трескучие морозы. Поэтому каждый хозяин дома на праздники открывал свою дверь, ставил тарелочку кутьи на порог и говорил: «Мороз-Мороз, иди ко мне кутью есть. А если не придешь, то не приходи целый год на мои поля». Это был своеобразный ритуал задабривания Мороза, чтобы он не вымораживал посевы.

В попытках реконструировать древние традиции некоторые фольклористы даже допускают, что зимой, через Мороза, наши предки-язычники могли передавать богам свои жертвы. И якобы была такая традиция - вывозить в лес к елке стариков или каких-то вроде как лишних или мешающих всем жить людей, чтобы они там насмерть замерзли. Однако Мороз хоть и был грозным и суровым, но иногда был и справедливым: Снегурочка, которая, очевидно, тоже должна была замерзнуть, все же осталась жить, хоть недолго, всего до весны. Вообще Снегурочка – довольно-таки трагичный и жертвенный персонаж, как вариант, возможно даже дух Зимы, который весной тает и превращается в облачко. А, кстати, не погибла в мороз в лесу и сказочная «дедова дочка, падчерица злой мачехи», которую та заставила деда отвезти в лес умирать от холода, но девочка вернулась домой живой-здоровой еще и с дорогими подарками. А ленивая «бабина дочка» приехала домой из лесу в шапке из змей и т.д.

А самая жуткая версия «разгадки» народных традиций гласит, что люди, панически боясь морозов, в качестве жертвы Морозу не просто отвозили своих родственников в лес, чтобы те замерзли, но и убивали их, развешивая внутренности на елках – чтобы их увидели и боги, и Дед Мороз, который одинаково легко передвигался как по земле, так и по небу. И будто бы именно так родилась нынешняя традиция украшать елки гирляндами. Ничего себе история традиции!

Зачем в него «вдохнули» доброту?

«В славянской мифологии Дед Мороз – персонаж аграрного культа, - говорит Ю. Никишенко. – Он был очень важным для наших предков, поскольку их жизнь всецело зависела от погоды, особенно от ее крайних проявлений, таких как мороз. И они стремились всячески задобрить его».

Абсолютно гуманный «добрый Дедушка Мороз – борода из ваты» появился в 1930-е годы благодаря советским идеологам. Почему они выбрали именно этого персонажа?

Нужен был кто-то, кто на время новогодних праздников во время борьбы с церковью заменил бы напрямую связанного с религией Святого Николая. Дед Мороз был идеальной кандидатурой: он уже нашел свое место в народных сказках, поэтому - непридуманный герой, и к нему, как к персонажу, когда-то связанному с язычеством, всегда негативно относились представители православной церкви.

Сейчас у нас абсолютная свобода выбора. И каждый отдает предпочтение тому персонажу, которому больше хочется доверить поздравление своих детей. И это здорово. Важно, чтобы эти праздничные герои несли позитив. Ну как не вспомнить тут историю, которая произошла в конце 2014 года. Газета «АиФ в Украине» написала тогда о виртуальном Деде Морозе, «поселившемся» в Ровно, и собирающем на своем сайте пожелания от детей и взрослых, просивших Деда им что-то подарить. По условиям, посетитель сайта мог выбрать чье-то пожелание и отправить желаемый подарок от имени Деда Мороза. В статье были упомянуты несколько конкретных пожеланий-заказов. В том числе - и от девушки Яны из Луганска, у которой никого из родственников, кроме старенькой бабушки, не было, и ей очень нужна была теплая куртка.

Эта газета случайно попала на передовой к бойцам АТО (нынешняя ООС). Скучая по дому, по своим детям, они решили сделать хоть что-то для ребенка, которому больше некому помочь. Связавшись с редакцией, с Дедом Морозом, а потом и с самой Яной, вoeнные уточнили нужный размер и цвет куртки, затем отправили в Харьков одного из своих ребят, который купил там теплую обновку и отправил ее Яне.

Прекрасный пример того, как сильно изменился образ Деда Мороза с языческих времен и до наших дней, насколько он действительно стал добрее. Даже виртуальный Дед не подкачал.

Алла Рыбалко