В течение недели Крымский полуостров трижды вздрагивал от серий мощных взрывов, доносящихся с территории военных аэродромов, военных частей, авиабаз и складов боеприпасов. Только за вторник грохотало дважды.
По оценкам экспертов, вооруженные силы РФ уже лишились не менее двух десятков боевых самолетов, значительного объема боеприпасов и вооружения. Vesti.ua восстанавливают хронологию событий, чтобы разобраться в происходящем.
“Саки” и Джанкой
9 августа воздух сотрясает серия взрывов на военном аэродроме в Новофедоровке, близ Евпатории. Начинается мощная детонация – насчитали более 10 взрывов.
По данным Воздушных сил Украины, эпицентром была авиабаза "Саки", на которой с 2014 года дислоцируется 43-й отдельный морской штурмовой авиационный полк морской авиации Черноморского флота. В его составе: самолеты-бомбардировщики Су-24М, самолеты-истребители Су-30 и др. Именно отсюда, по информации военного эксперта, руководителя программ безопасности центра глобалистики "Стратегия XXI" Павла Лакийчука, взлетали машины бомбить Николаев и Одессу.
Взрывы и пожар уничтожили склад авиационного вооружения, а также до десятка самолетов. По версии россиян, причиной стало нарушение правил пожарной безопасности. В свою очередь, украинские власти не подтвердили причастность ВСУ или спецслужб к этому инциденту. А советник главы ОП Михаил Подоляк прямо заявил, что Киев к происходящему не причастен.
В то же время комментарии в пабликах от имени высокопоставленных украинских чиновников вполне красноречивы. Так, глава ОП Андрей Ермак иронично отметил, что "украинский юг особенно прекрасен в августе", а вице-премьер Ирина Верещук, поздравляя крымских татар и караимов с Международным днем коренных народов, внезапно завершила: "Взрывы в Новофедоровке – очередное напоминание о том, чей Крым. Ибо это Украина".
Утром 16 августа в Крыму вновь взрывы – теперь уже в Джанкойском районе. Начали детонировать боеприпасы на складе в поселке Майское. На аэродроме в Джанкое дислоцируется 39-й вертолетный полк, в составе которого Ми-8, Ми-35, Ми-28, Ка-52.
Возникший пожар перекидывается на трансформаторную подстанцию, выведя ее из строя. Повреждена также железнодорожная ветка – поезда из России не могут попасть на полуостров. Также составы не могут попасть в Херсонскую область, неподконтрольную Украине, – а это важно, ведь Крым служит логистическим "хабом" для ВС РФ.
Местные оккупационные "власти" начинают эвакуацию – по состоянию на 10:00 16 августа территорию полуострова покинули, по разным данным, от 1000 до 4000 человек.
Теперь реакция властей с обеих сторон оказалась уже более конкретной. Россияне назвали инцидент диверсией. Украинцы официально не отреагировали, однако тот же Андрей Ермак более прозрачно намекнул в своем Telegram-канале: "Операция "Демилитаризация" в ювелирном стиле ВСУ продолжится до полной деоккупации украинских территорий... Крым – это Украина".
Пару часов спустя 16 августа раздаются мощные взрывы на авиабазе под Симферополем – в Гвардейском, где, по данным расследователя Bellingcat Христо Грозева, россияне держали 12 самолетов: Су-24, Су-25 и СМ. Эти машины входили в состав 37-го авиаполка, который бомбит Херсон, Запорожье и Мариуполь, уточняет Павел Лакийчук.
Прелюдия к наступлению
Официальной реакции на третий крымский инцидент еще не было, как и реакции чиновников в их пабликах. Однако наблюдатели связывают все эти события в одну логическую цепь и утверждают: все это – работа с участием ВСУ. В пользу этой версии говорит и информация, распространенная NYT. Издание уже дважды – со ссылкой на неназванных высокопоставленных источников в Киеве – сообщало о том, что к крымским взрывам причастны украинские военные. Причем в случае с Джанкоем, по версии NYT, речь идет о некоем элитном подразделении, которое действует точечно на временно оккупированных украинских территориях.
"Этого нельзя исключать, – согласен военный эксперт, генерал-лейтенант в отставке Игорь Романенко. – Возможно, работал элитный отряд. А может быть, кто-то подкупил российских солдат, которые взорвали базу изнутри. Почему и нет? Главное – чтобы все, что происходит, подрывало потенциал вооруженных сил врага и поднимало – наш. Сейчас идет гибридная война, когда вслух говорится далеко не обо всем и не всегда".
Среди инструментов, которые могли быть применены, эксперты также называют использование беспилотников и даже роботов. Причем крымские взрывы могут быть не самостоятельными событиями, а элементом стратегии, конечная цель которой – наступление ВСУ на Херсонском направлении и деоккупация юга страны. "Серия взрывов в Крыму органично дополняет удары наших артиллерийских и ракетно-артиллерийских подразделений по складам боеприпасов, пунктам управления, складам горюче-смазочных материалов группировок противника по всей глубине южного фронта, – говорит Vesti.ua Павел Лакийчук. – И, возможно, это звенья одной цепи или своего рода артподготовка к Херсонскому наступлению".
В то же время события в Крыму едва ли станут толчком к резкой эскалации полномасштабной войны, считают эксперты. Равно как и не смогут сдержать агрессию ВС РФ. "Противник не обещал останавливаться, он еще не раз и не два проявит свою натуру. И это не зависит от каких-то конкретных событий или операций. Мы должны быть к этому готовыми", – считает Лакийчук.