Народные депутаты предлагают ввести уголовное наказание в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет для торговых сетей и физических лиц за необоснованное повышение цен на социально значимые группы товаров в период военного положения.
По мнению нардепов, существующие нормы наказания слишком мягкие для нарушителей. Жесткие меры позволят избежать ненужного ажиотажа вокруг продуктов первой необходимости, лекарственных средств, автомобильного горючего и газа, считают депутаты.
А что считают экономические эксперты, выясняли Vesti.ua.
Заморозка цен приведет к дефициту
По мнению нардепов, государство должно жестко реагировать на повышение цен на социально значимые товары, согласно перечню, утвержденному Кабинетом министров Украины, в период чрезвычайного или военного положения. Это касается следующей группы товаров: мука пшеничная, макаронные изделия, батон, хлеб, крупа гречневая, крупа овсяная, свинина, говядина, птица (тушки куриные), молоко, масло сливочное, сметана, яйца куриные, масло подсолнечное, кристаллический сахар, капуста белокочанная, лук репчатый, свекла, морковь, картофель, этанол (раствор 96%), нестероидные противовоспалительные лекарственные средства отечественные, антибактериальные лекарственные средства отечественные, бензин (марки А-92, А-95), дизельное топливо, газ сжиженный для автомобилей.
Если кто-то будет продавать указанную продукцию по стоимости более чем на 20% превышающей определенный Кабмином предел, может попасть за решетку на срок от трех до пяти лет с конфискацией имущества. А если еще был сговор группы лиц, минимальный срок составит пять лет. Об этом будет идти речь в ст. 236 Уголовного кодекса Украины. Об этом идет речь в законопроекте №7425 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по криминализации правонарушений в сферах формирования и применения цен и тарифов на социально значимые товары и сбыт продукции, имеющей признаки товара военного назначения".
Идею, скорее всего, положительно воспримет большая часть населения, учитывая, что часть украинцев оказались в тяжелом материальном положении и, конечно, были бы рады дешевой гречке, рису или лекарствам. Но в данное время, как отмечает экономический эксперт Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, наказывать за повышение стоимости товара не стоит. И так действуют штрафные санкции в случае незаконного повышения цен. Это чисто экономическое правонарушение. Уголовная ответственность – это очень жестко.
"На сегодня у нас нет граничных цен по продуктам питания, энергоносителям и так далее. У нас цены отпущены. Да, Кабмин ограничил торговую надбавку не более 15%. Запрет повышать цены на социально значимые продукты приведет к очередям и тотальному дефициту. Скажем, если стоимость буханки хлеба сделать по 8-10 грн и запретить повышать стоимость, то мы будем иметь очереди, как сейчас за бензином. Хлебозаводы просто прекратят работать, потому что им невыгодно, потому что они не смогут закупить муку и прочее и не смогут выплатить зарплаты людям. Любая фиксированная цена имеет обратную сторону – дефицит", – подчеркивает Олег Пендзин.
А главное, такой практики, как установление граничных цен на социально значимые товары, у нас нет. Кабинет министров их не устанавливает. Так за что же наказывать?! Сегодня даже на нефтепродукты сняли граничные цены. Уже попытались установить на нефтепродукты и к чему это привело? К дефициту, подчеркивает Олег Пендзин.
Остановить рост цен, потому что так хотят депутаты, нереально. Так экономика не работает.
"Уголовная ответственность за высокие цены – это бред сумасшедшего. Это приведет только к созданию массы контролирующих органов и росту дефицита. Нет такого понятия – социально значимые товары. Это пережиток прошлого родом из Советского Союза. Есть только необходимый для выживания минимум. Перечень подобных продуктов пусть Кабмин устанавливает. Но для того, чтобы они были у нас, треть экономики должна принадлежать государству и регионам. То есть производиться на государственных и коммунальных предприятиях. Если этого нет, а у нас доля государства в экономике менее 10%, есть масса механизмов, как можно этот вопрос решить, но этим никто не занимается", – подчеркивает экономист Юрий Гаврилечко.
Опыт печальный с топливом был, когда государство заморозило цены. Если они будут вмешиваться в ценовую политику на продукты, завтра будут проблемы и с ними. Регуляторная функция – это не запретительная. Они должны создать условия финансирования и стабильности, а уже потом ответственность за невыполнение условий. И то, если кому-то будет нанесен вред, а не просто так, отмечает Юрий Гаврилечко.
К тому же, как подчеркивает эксперт, НБУ на днях поднял учетную ставку до 25%, а это значит, что инфляция будет 50%. Поэтому рост цен от производителей и в рознице на 50% будет оправдан. Так придется всех предпринимателей привлекать к уголовной ответственности.
Собственно, производители и так стараются сильно не повышать стоимость товара за счет уменьшения его веса.
До 10 лет за торговлю амуницией
Ужесточение уголовной ответственности предлагается и за незаконное приобретение и сбыт (продажа) продукции, имеющей признаки товара военного назначения (бронежилеты, пластины для бронежилетов, защитные шлемы, вещевое имущество и другая экипировка (кроме оружия), которая закупается централизованно на средства государственного бюджета для нужд Вооруженных сил Украины и/или других воинских формирований, образованных в соответствии с законодательством Украины, или передается нашему государству для нужд военнослужащих в качестве помощи от международных партнеров или благотворительных организаций.
За торговлю военной амуницией во время военного положения срок будет еще больше – от 7 до 10 лет с конфискацией имущества согласно ст. 201-3 "Незаконное приобретение и сбыт продукции, не имеющей признака товара военного назначения" УК Украины.
"Торговля гуманитаркой, торговля товарами военного назначения, где написано “Не для продажи”, – это воровство. Правоохранительные органы должны это выявлять и они выявляют. Есть соответствующие статьи в Уголовном кодексе", – подчеркнул Олег Пендзин.
В мае Служба безопасности Украины заявила о раскрытии масштабной схемы хищения гуманитарной помощи, предназначенной украинским защитникам. Чиновники, по данным СБУ, пытались незаконно продать более 1000 бронежилетов более чем на 12 млн грн через известную торговую сеть. По версии следствия, они были попросту украдены.
Стоит отметить, что внесение таких противоречивых правок (спекуляция, с одной стороны, и распродажа военного имущества – с другой) в один законопроект выглядит странно. В связи с чем есть высокая вероятность доработки законопроекта, чтобы убрать криминализацию спекуляций, но оставить ужесточение наказания за торговлю гуманитаркой и товарами военного назначения.