Музей современного искусства Одессы открыл новый зал «Художник и Город». Как сообщает кореспондент ИА «Одесса-медиа», его название отправляет нас к проблематике сотрудничества, взаимодействия художника (в широком смысле слова, творца нового) и города, не только как географической точки пространства, но и как места для творчества.
«В демократических странах художественные интервенции в городскую среду давно стали предметом искусствоведческих исследований и активно участвуют в повседневном процессе интеграции искусства и жизни, а произведения попадают в галереи и музеи. На постсоветском пространстве, в Украине, в частности, «искусство улиц» до сих пор существует в качестве стихийной альтернативы официальному искусству. Открывающийся зал является первой попыткой осмыслить и представить в музейном формате современные художественные практики, создающие новый способ выражения – непосредственное взаимодействие зрителя и художника в городской среде», - отмечают устроители выставки.
Открытый зал является лишь частью масштабного проекта и посвящен в большой степени одесскому акционизму, который активно развивался с 1960-х годов, со времени проведения легендарной «заборной» выставки у Оперного театра в 1967 году.
«Одной из наиболее эффективных практик такого взаимодействия является акционизм – вторжение художника в публичное пространство, провоцирующее власть реагировать, а зрителя – критически мыслить», - рассказал директор Музея современного искусства Одессы Семен Кантор.
В небольшом зале музея представлены как сами работы одесских акционистов, так и фотографии и видеоряд об акциях, которые проходили в 1960-1980-е гг. и совсем недавно, уже в 2007-2008 гг.
Уникальность представленных материалов подчеркивает директор Музея современного искусства Одессы.
«Мы хотим показать то, что ещё никто в мире не показывал. Довольно сложно собрать в одном месте и показать с разных ракурсов такую весьма непростую философскую проблему, как взаимодействие и коммуникация художника и города. Это неисчерпаемая тема и мы очень рады, что нам выпала честь первыми её музеефицировать. К тому же мы очень рады, что когда мы начали думать, а что же показывать в этом зале кроме граффити, то поняли, что Одесса как всегда впереди планеты всей. Мы имеем полное моральное право начинать историю коммуникации художника и города, желание художника выйти за пределы галерей и музеев со всем известной «заборной выставки». Мы считаем, что это была акция, хотя авторы выставки такого слова ещё не использовали», - подчеркнул на открытии выставки Семен Кантор.
Фото: Станислав Кинка
Источник: ИА «Одесса-медиа»