Советник губернатора Саша Боровик в интервью Forbes рассказал, чем занимается в Одессе и какие планы у команды губернатора по реформированию региона.
Чем вы занимаетесь в Одессе?
– Я советник губернатора по экономическим вопросам, и руковожу агентством по инновациям и инвестициям, которое я, по сути, собираю, создаю. Это команда из 50 человек, которая будет приводить или уже приводит инвестиции в Одесский регион. Также, я – член недавно созданного совета по экономическому развитию. Мы его создали по примеру Сингапура. У нас очень мало конституционной власти, мы практически не обладаем большими полномочиями. И мы их создаем себе сами.
Что мы сделали с советом экономического развития? Мы сказали: «Давайте приведем в одну комнату и посадим за одним столом руководителя СБУ, руководителя прокуратуры, таможни, налоговой, полиции, мэра, меня и губернатора». И мы приводим 10 бизнесменов, которых мы отобрали, с 10 проблемами, которые, с нашей точки зрения, очень репрезентативны. Скажем, невозвращение НДС. Мы эти случаи отбираем. Мы приглашаем всю прессу, которая есть в городе на этот день. В Одессе 30 каналов, газет и так далее. И мы кейс за кейсом слушаем каждого из них и говорим, например, о невозвращении государством НДС одному из предприятий в Измаиле.
Бизнесмен говорит: «Мне сказали в Кабмине, что мне вернут НДС, если я кому-то «отстегну» сначала 30%, потом 20%, теперь вот недавно 10%. Я никому «отстегивать» не хочу, но в то же время мне нужны деньги, оборотный капитал». Мы поворачиваемся к прокурору и говорим: «Мы что-то будем с этим делать?» Поворачиваемся к руководителю налоговой службы и спрашиваем: «Что происходит? Кто эти люди, которые берут эти 30%, они в вашей структуре? Если они не в вашей структуре, то как они распоряжаются, какое у них влияние на вашу структуру?»
Мы, по сути, решаем каждую проблему из этих 10 в частности, но хотим сделать так, чтобы эти проблемы решались в комплексе и глобально. Чтобы, когда будет следующее заседание такого совета, никто не пришел и не сказал: «Мне не выплачивают НДС». Потому что тогда мы скажем: «Подождите, а почему вы решили одну проблему, а не решили их все?»
То же самое с таможней. Кто-то приходит и говорит: «У меня корабли стоят на рейде уже месяц, потому что их не растамаживают. Я не хочу платить взятку». «Хорошо, кто к вам приходит на корабль и требует взятку?» «Приходят СБУ, приходят прокуратура, ветеринары…»
– По сути, это выглядит как: «Пожалуйста, в этом случае не берите взятку». Но ведь глобально система не меняется.
– Во-первых, надо с чего-то начать. Во-вторых, следует понять, что, по Конституции, у нас нет права спрашивать у начальника СБУ, прокуратуры или налоговой в присутствии всей прессы: «А что это?» Но мы сами себе его создали. Мы создали прецедент, когда мы приглашаем людей и говорим «а что это такое?» в присутствии прессы и бизнесменов.
– Но они же подотчетны народу Украины, почему это вы не имеете права?
– Погодите, они-то подотчетны народу Украины. Но их подотчетность народу Украины выстроена через их подотчетность их непосредственному руководителю, который, в свою очередь, непосредственно подотчетен президенту или премьеру. В данном случае подотчетность народу Украины – очень абстрактна.
Но мы же понимаем, что те люди, которые управляют ведомствами, пришли ими управлять на ту должность, на ту оплату труда именно с мотивацией зарабатывать деньги с коррупционной стороны.
– На это мы и рассчитываем. На самом деле мы хотим поменять динамику. Что мы хотим сделать? Чтобы бизнесмены из Киева сказали: «Знаете, по-моему, в Одессе можно делать бизнес». А потом взяли и переехали в Одессу.
– Но на самом деле вы не создаете систему, в которой бы человек, который придет на их место, был бы заинтересован в другом.
– И да, и нет. Я пришел, и наша команда пришла. У меня есть все основания полагать, что мы все на одной волне в том смысле, что у нас нет материальной заинтересованности. За полгода в Украине, или уже больше, я не получил вообще ни гривны. С точки зрения продажи своих профессиональных услуг я, в общем-то, где-то на каком-то патриотическом волонтерстве. Мне не интересны деньги в данном случае.
– Мы же понимаем, что нельзя построить государство только на волонтерстве.
– Нельзя построить, и я не собираюсь это делать всю жизнь. Что я хочу сделать, и что мы хотим сделать? За короткий промежуток времени поменять ситуацию. Потому что вот эту часть на самом деле достаточно легко поменять. Нужна только политическая воля.