После того, как Олег Муратов возглавил Южный офис Госаудитслужбы Украины, он сразу выступил с посылом, что приоритетом его работы станет не карательная функция, а действия, направленные на предупреждения нарушений. Недавно Олег Муратов представил общественности результаты работы своего ведомства в первом квартале 2017 года, и мы решили встретиться с ним, чтобы узнать, удалось ли ему достичь поставленных целей и о дальнейших рабочих планах.
- Недавно Вы обнародовали результаты работы Южного офиса Госаудитслужбы за первый квартал, и они очень весомы. Показатели производительности каждого сотрудника возросли. Как удалось достичь этого, что поменялось в работе службы?
-Мне кажется, наши работники стали более ответственными. Когда приходит новый руководитель, все сотрудники хотят доказать свою необходимость и полезность. Плюс мы ввели систему так называемой нематериальной мотивации, также стараемся поощрять своих сотрудников.
Еще одним фактором улучшения показателей работы я считаю правильно поставленную цель. Например, очень важно понимать, на какой объект необходимо выйти и что на этом объекте изучать приоритетно. В этом нам очень помогают СМИ, и поэтому я каждый вечер и каждое утро читаю, что пишут журналисты. Плюс недавно мы внесли в должностные инструкции своих сотрудников пункт, который предписывает им перед выходом на объект собирать информацию и анализировать ее заранее. Это сокращает сроки проверки, что немаловажно с учетом уменьшения численности сотрудников нашей службы. Также мы открыли электронную почту доверия, куда приходят достаточно разные материалы и примерно половина из них подтверждается.
- Вы работаете в основном на крупных предприятиях?
- Да, сейчас мы делаем упор на крупные структуры, но то, что происходит в районах области, тоже требует внимания. Мы недавно по просьбе Главы облгосадминистрации Максима Степанова вышли в Березовский район изучить ситуацию и за два дня увидели нарушений на полмиллиона. Теперь мы включили Березовскую РГА в план проверки, и мои сотрудники уже выехали в район для проведения ревизии. К сожалению, практика показывает, что очень многие главы райгосадминистраций, которых набирали на «открытом» конкурсе, начисляли себе заоблачные премии и надбавки. Когда Глава РГА выписывает себе премию 200% и надбавку в 200%, что за месяц составляет порядка 40 тыс. гривен, то это вызывает справедливое возмущение, и я считаю, что такие поступки не должны оставаться безнаказанными.
- Можно ли заставить таких людей вернуть эти деньги?
- Уверен, что да. Хотя большинство из них уже не работает, есть такое понятие, как иск по возмещению ущерба. Сегодня мы выйдем на проверку, задокументируем факты, и новое руководство райадминистрации, там где оно уже назначено, должно само подать иск в суд. Если оно по каким-то причинам не захочет этого делать, тогда это сделаем мы. Подобные прецеденты были, и если есть все доказательства, то какие могут быть вопросы. Как правило, нарушители стараются сами все возместить, понимая, что если они добровольно покроют ущерб, у правоохранительных органов будет меньше вопросов к ним.
- Но все – таки, Вы всегда говорите, что являетесь сторонником предупреждения нарушений, а не ликвидации их последствий…
- Да, это моя неизменная позиция. Нарушения проще предотвратить, чем потом ликвидировать, поэтому приоритет в своей работе мы отдаем именно аудиту и возможности не допустить тех или иных нарушений. Нужно понимать, что тот, кто хочет украсть, он, прежде всего, думает, как избежать ответственности, поэтому спустя 3 или 4 года добиться возмещения ущерба непросто.
Более того, по моему убеждению, страх перед неотвратимостью наказания должен быть, но он не должен играть ключевую роль в принятии решений. Наоборот, важнее поменять мировоззрение людей.
В этом вопросе, и не только в этом, я чувствую постоянную поддержку и понимание Главы Госадуитслужбы Украины Лидии Владимировны Гавриловой. Ведь реформирование Госфининспекции в Госаудитслужбу – это действительно не смена вывески, а изменение подходов, приоритетов.
- Я знаю, что Ваша служба подготовила законопроект, который должен на законодательном уровне урегулировать все существующие недоработки в сфере Госаудита...
- Да, речь идет о законопроекте № 4738 «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и некоторые другие законы Украины касательно осуществления мониторинга закупок». Этот документ разработан нашей службой, получил поддержку международных организаций, профильного экономического комитета Верховной Рады, и очень важен не только для Госаудитслужбы, но и для совершенствования всей системы госзакупок.
Например, сейчас, когда мы даем рекомендации, о них знаем только мы и тот, кому мы их предоставляем. А принятие этого закона поможет перевести наши взаимоотношения с заказчиком в публичную плоскость. То есть мы выписываем рекомендации, которые обнародуются на сайте системы Prozorro, то, как предприятие на них реагирует, тоже видно на Prozorro, и таким образом этот процесс становится еще более публичным и открытым. Поэтому я намерен в ближайшее время встретиться с депутатами-мажоритарщиками от нашего региона и убедить их проголосовать за этот закон.
- Вы всегда говорили, что одно из приоритетных направлений работы Южного офиса – это аудит, почему?
- Мы действительно поставили приоритет на аудиты. Если в первом квартале прошлого года у нас не было проведенных законченных аудитов, то в этом году мы провели уже девять, которые показали нам очень большие цифры - резервы в десятки миллионов гривен. Аудиты очень важны, потому что мы предоставляем свою незаангажированную оценку деятельности предприятия, выписываем рекомендации, потом мониторим, как они выполняются. Еще аудит полезен тем, что мы сразу видим все нюансы, которые не всегда лежат на поверхности, плюс можем оценить работу руководителя предприятия и понять: он работает по закону или совершает какие-то сомнительные действия. Аудит – очень серьезная вещь, за которой будущее.
- Когда Вы заняли этот пост, то сразу сказали, что намерены сделать Южный офис лучшим в Украине. В контексте этого хочется спросить - довольны ли Вы сейчас теми результатами, которые есть?
- Могу сказать, что работа мне нравится, я получаю удовольствие от нее. Радует то, что есть взаимопонимание с руководством службы, и осознание того, что мы движемся в правильном направлении. Не все получается, так как хотелось бы, но если бы я не ставил цели стать лучшим – зачем мне вообще сюда приходить?
Я уже анализировал предварительные результаты и понимаю, что многим вещам еще нужно доучивать сотрудников, так как большое количество вопросов лежит в юридической плоскости. Например, недавно мы закончили ревизию одного из небольших коммунальных предприятий, созданных одним из райсоветов Одесской области. Мы нашли нарушения на сумму свыше 200 тыс. грн – это не так много, но там и обороты небольшие. Суть в том, что это предприятие получило в аренду земельные участки от того, кто не имел права ими распоряжаться. В данном случае КП не имело права вступать в договорные отношения по этим земельным участкам. Таких вопросов в нашей работе возникает множество: мне, конечно, помогает в их решении наличие юридического образования, но этого иногда тоже недостаточно.
Я бы хотел, чтобы любой документ и обращение анализировались сначала с юридической точки зрения. У нас есть юридический отдел, но он больше занят судебными вопросами.
- Есть какие-то новшества, которые Вы намерены внедрить в Южном офисе Госаудитслужбы?
- Да, когда я пришел сюда, то поставил себе задачу «влить свежую кровь». Сразу сделать это не удалось в силу объективных причин, но вот на днях я провел встречу с руководителями некоторых вузов, и теперь мы берем на преддипломную практику 10 студентов. После ее окончания они смогут пройти конкурс и занять свободные вакансии в нашем офисе.
Я уверен, что давать шанс молодежи – очень важно и нужно. Причем это идет на пользу не только молодым людям, но и нам. Здесь есть люди, которые работают в службе по 10-20 лет, это конечно, хорошо, но нужна и «новая кровь», свежий взгляд, нешаблонное мышление. Плюс, я знаю, как нелегко приходится молодым специалистам. Их никто не хочет брать на службу и найти первое рабочее место очень тяжело. А у меня другой подход – я считаю, что лучше зачастую научить молодого специалиста, чем переучивать уже сформировавшегося.
- У Вас ответственная должность, которая отнимает много сил и времени, как удается совмещать все это с семьей и отдыхом?
- В принципе я абсолютно нормально все совмещаю. Мне повезло, что я живу недалеко от работы, и не приходится тратить много времени на дорогу. Это большой плюс. Более того, я считаю, что при правильно поставленной работе на все хватает рабочего дня. Хотя то, что по вечерам я хожу на эфиры телеканалов - это тоже часть работы, при чем очень важная, потому что благодаря ей люди больше узнают о нас, и могу сказать, что не чувствую негатива со стороны общества по отношению к нашей службе. Наверное, это происходит потому, что стараемся быть максимально открытыми и понятными для всех.
И самое главное – я чувствую постоянную поддержку своей супруги и дочерей, которых, честно говоря, очень люблю.
- В чем, по-Вашему, состоит секрет успеха, который позволяет достигать желаемых результатов в работе и гармонично балансировать карьеру и личную жизнь?
- В первую очередь нужно четко формулировать свои цели, ведь правильно поставленная задача – это 50% успеха. Также необходимо желание и понимание того, что не существует нерешаемых вопросов. Кроме того, очень важно «заразить» этим настроем коллектив и всех, кто тебя окружает.
Нужно просто заниматься своим делом и планомерно двигаться к поставленной цели, не ставя перед собой каких-то несбыточных задач. Ведь мудрый человек понимает, что дорога складывается из множества шагов, и перепрыгнуть сразу через множество ступеней невозможно. Так что секрет успеха – это правильная постановка четких задач и основательное движение вперед к их осуществлению, несмотря ни на какие преграды.
В своей жизни я стараюсь следовать знаменитому изречению «Viam supervadet vadens» – Дорогу осилит идущий.
Беседовала Анна Карцовник
Фото: Максим Войтенко