В это сложно поверить, но криминогенная ситуация в Украине начиная с 24 февраля улучшилась. По данным МВД, количество преступлений в среднем снизилось на 25%. Об этом в телеэфире сообщил советник министра внутренних дел Вадим Денисенко. Еще в мае о снижении преступности на 50% заявлял начальник полиции Киева Иван Выговский.
Насколько это реально и с чем связано, разбирались Vesti.ua.
Преступникам мешают патрули
Военные действия, которые так или иначе затронули каждый регион Украины, внесли свои изменения и в криминальный мир. Сегодня те же воры и грабители стали осторожнее, особенно в тех местах, где не ведутся военные действия. На улицах городов появилось много патрулей из числа полиции и теробороны, а это мешает им “работать”, как раньше, притом что оставленного без присмотра ценного имущества стало намного больше. Часть жителей даже относительно спокойных городов покинули свои дома.
Но, как заверил нас глава Украинской федерации профессионалов безопасности Сергей Сидоренко, даже у них стало меньше вызовов на срабатывание охранной сигнализации. Хотя первое время, с введением комендантского часа, даже были проблемы с выездами – машинам охранных фирм запрещали выезжать.
“Мы обратились в администрации и получили разрешения работать и в комендантский час. Более того, скажем, в Киеве время прибытия сократилось до минимума, так как дороги свободны от транспорта ночью и днем нет пробок. А сегодня мы предложили полиции взаимодействовать. Так как групп задержания много, должен быть единый центр управления, и мы готовы помогать. Есть даже фирмы, которые подсаживают в свои автомобили полицейского, и они едут и по вызову 102 и по вызову пульта охраны”, – отмечает Сергей Сидоренко.
Как подчеркивает Сергей Сидоренко, города постоянно патрулируются. Соседи стали бдительнее, и криминогенная обстановка пошла на спад. Меньше стали лезть в квартиры и в коммерческие помещения.
К сожалению, не обошлось и без уменьшения количества клиентов у охранных фирм, в связи с тем что люди выехали и новые договоры практически не заключаются. Плюс – уменьшилась платежеспособность населения. Многие приостановили договоры. Сейчас пошел спад на охранные услуги. Да и очень много сотрудников охраны призваны на службу в ВСУ и им выплачивается зарплата с сохранением рабочего места. Так что затратная часть увеличилась, а вот доходная – не очень.
Но, как отметил полковник полиции Валентин Карась, криминалитет никуда не делся. Они “поработали” в освобожденных Киевской, Черниговской и Сумской областях. Там было проще украсть и вывезти ворованное. Поэтому на какое-то время у них есть “запас”. А вот когда он закончится, тогда снова придется несладко всем.
Хотя и сейчас некоторые домушники не сидят сложа руки. В Киеве был задержан один: он влез в квартиру военнослужащего, подобрав ключи от замка, украл электродрель и разные инструменты для ремонта. Хозяин прибыл домой на ротацию и, обнаружив кражу, заявил в полицию. Вора нашли, так как он недавно попадался на подобной краже.
Заявление из-за границы
Есть еще одна проблема. Не все из беженцев в курсе: все ли их имущество на месте. Многие могут и не догадываться о том, что их обокрали. Именно с этим может быть связано и снижение количества заявлений в полицию. И люди, будь то на территории Украины или же за границей, не знают, как им поступить.
Семья из Харькова перед войной купила автомобиль из США. Машину из порта поставили на СТО. Началась война, и их Северную Салтовку постоянно бомбили. Так как пригнанную машину они на учет не поставили, из Харькова выехали на другом автомобиле в Словакию. А недавно знакомый вернулся в Харьков и сообщил, что машины на СТО нет. Куда и когда она исчезла – неизвестно. Люди в растерянности, не знают, что делать и как поступить: возвращаться в Украину или же можно из-за границы подать ее в розыск?
В случае если имущество пропало, а хозяин находится далеко, есть несколько вариантов, как поступить, объясняет адвокат Андрей Вареник.
- Если по месту кражи есть близкие родственники, которые могут подтвердить родство, они могут заявить в полицию о преступлении. И полиция по этому заявлению откроет производство.
- Потерпевший за границей может выписать доверенность на имя человека, который будет действовать от его имени, подавать заявления, и это может быть не родственник.
- Или же самому написать заявление и отослать его в полицию по почте, если заявитель находится далеко. Желательно с уведомлением или же курьером. Но все-таки нужно, чтобы хоть кто-то обязательно показал место преступление и сообщил, что пропало.
- Приехать самому.
“Объективно, люди, уехав далеко, могут и не знать, что у них творится дома. Особенно это касается беженцев из зон, где проходят боевые действия, или же они в прифронтовой зоне. В этом случае их могут обокрасть как захватчики, так и кто-то из местных. Машину, кстати, могут забрать на нужды армии, не уведомив владельца, если она не поставлена на учет. Так что в любом случае не помешает написать заявление и надеяться, что автомобиль где-то всплывет. Худший вариант, если его разобрали на запчасти. Тут уже ничего не поделать. Другое дело, что полиция сегодня такими незначительными делами занимается неохотно. Но и разных мелких преступлений больше не стало в городах, где все друг за другом следят. В данное время преобладают не так квартирные кражи, как кражи имущества с дачных поселков. В этом году они пустуют”, – рассказывает Андрей Вареник.