Поиск по дате:

21 Октября
октября 2025
ПВСЧПСВ
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Новости

Россияне продолжают медленное продвижение на нескольких приоритетных для себя направлениях. Их наступление происходит с использованием новой тактики. Что происходит на фронте - в материале РБК-Украина.

Осенняя кампания россиян на фронте имеет все шансы закончиться тем же результатом, что и весенне-летняя. Но и утверждать, что у Москвы все совсем плохо на фронте - это тоже, скорее, неоправданный оптимизм.

Оккупационные войска имеют успехи почти на всех направлениях, которые определили для себя как приоритетные на осень, но объем их продвижения очень ограничен, а цена - крайне затратная.

Несмотря на широкие попытки захватить всю Донецкую область до конца этого года, согласно последним данным РБК-Украина, этот дедлайн для оккупационных войск переносится до марта 2026-го.

Хотя и эти "сроки", учитывая темпы движения противника и сопротивление наших войск, не выглядят реалистичными. Обычный арифметический подсчет показывает, что захватить всю Донецкую область при сохранении такой же скорости продвижения Россия не сможет даже до 2027 года. И этот подсчет не принимает во внимание такие факторы, как, например, сложность штурма городских агломераций и контратаки украинских войск.

Планы россиян

Планы россиян и их приоритеты на фронте остаются неизменными. И как предполагают несколько собеседников издания - они останутся такими же и на зимний сезон. Один из этих приоритетов - это район Покровска. Силы обороны провели успешные контрнаступательные действия в районе Доброполья, где летом оккупационные войска смогли вклиниться в наши позиции более чем на десяток километров в глубину.

Собеседники издания в военных кругах объясняют, что первоначальный план россиян на этом участке выглядел так: до конца сентября дотянуть это "щупальце" на северо-запад до Барвенково, рассечь север Донецкой области и попутно расширять фланги этого вклинения, подбираясь как к Покровску, так и к Краматорской агломерации. Эти планы остались только на бумаге. Слабым звеном для противника стала "горловина" Добропольского выступа, где и завязались основные бои. Однако, как ранее прогнозировало РБК-Украина, россияне бросили туда подкрепление, чтобы сохранить свои подразделения от "котла" и оттеснить ВСУ.

Осеннее наступление России: чем отвечают ВСУ на новую тактику оккупантов на фронтеОсеннее наступление России: чем отвечают ВСУ на новую тактику оккупантов на фронтеКарты: Black Bird Group и DeepState

За последние две недели враг провел несколько механизированных штурмов, что уже на самом деле не часто случается на фронте. Бронетанковые колонны российских морпехов, которые выдвигались в направлении Владимировки и Шахово, чтобы расширить ту самую "горловину" выступления, были разбиты. Военные, с которыми общалось издание, объясняют, что разрастание этого вклинения остановлено, оно существенно сужено, но полностью срезать его пока не удалось.

Одновременно с этим оккупанты пытаются наступать непосредственно и на сам Покровск. Наиболее уязвимым участком выглядят юго-западные окраины города - со стороны Леонтовичей и Троянды. OSINT-еры указывают, что часть улиц вблизи этих сел уже или под контролем россиян, или является серой зоной.

Похожая ситуация и в Купянске, который тоже является одной из целей осенней кампании Москвы. В сентябре противник смог пролезть в город через газовую трубу, которая позже была затоплена нашими подразделениями. Одновременно враг давит на Купянск с севера. О полной стабилизации ситуации здесь говорить пока не приходится, ряд OSINT-еров фиксировали российских солдат почти в центре города.

"Важность Купянска для них заключается прежде всего в том, что через него идет логистика нашей группировки на восточном берегу Оскола. Во-вторых - в том, чтобы сформировать удобный плацдарм для наступления на Лиман, Северск и, соответственно, на Славянск. И в-третьих, есть информационно-политический эффект: представьте, если во второй раз потерять тот город, который мы отвоевали в 2022 году?" - объясняет один из собеседников РБК-Украина.

Противник пытается двигаться в сторону Краматорской агломерации и с юга, подбираясь к Константиновке. Преградой на его пути является то, что, несмотря на продвижение в Торецке, за западную часть Часового Яра все еще идут бои. Это в значительной степени тормозит планы врага по охвату Константиновки с юга, востока и северо-востока.

Осеннее наступление России: чем отвечают ВСУ на новую тактику оккупантов на фронте
Основное внимание противника на захвате всей Донецкой области с разных направлений (фото: GettyImages)

Еще одним сложным участком остается Александровское направление - стык Донецкой, Днепропетровской и Запорожской областей (ранее - Новопавловское направление). Оккупационные войска провели здесь перегруппировку своих войск и пытаются как можно глубже продвинуться на Днепропетровщине в сторону дороги Запорожье-Донецк. В сентябре врагу удалось занять здесь больше территорий, по сравнению с другими участками фронта - примерно 130-140 квадратных километров.

"Большинство внимания было приковано к Покровскому направлению. А слабое место оказалось южнее - там, где стык трех областей. Там же стык между двумя соединениями, группировками. Некоторые, возможно, думали, что противник дойдет до Днепропетровской области и дальше админграницы не пойдет. К счастью, продвижение россиян там уже сейчас заторможено", - говорит в разговоре с изданием один из офицеров.

Несмотря на то, что сам глава российского генштаба Герасимов очерчивал Запорожское направление как одно из приоритетных, явных сдвигов на нем пока не произошло. Оккупационные войска пытались продавиться к Степногорску, но в результате были выбиты оттуда.

Зато неделю назад ВСУ провели в Запорожской области собственные контрнаступательные действия, освободив населенные пункты Малые Щербаки, Щербаки, а также частично - Степное. Эти контрдействия, как и часть других контрнаступательных действий - например, у Покровска - проводились при участии штурмовых подразделений, которые сейчас в процессе создания как отдельный род войск. Их, по словам Главнокомандующего ВСУ, сейчас применяют как "подразделения быстрого реагирования" там, где тяжелее всего.

Двое собеседников издания убеждены, что российское руководство не отказалось от более активного наступления в Запорожской области. Однако пока вынуждены отложить эти планы из-за отсутствия желаемых результатов на других участках.

"Войск на все и сразу у них не хватает. И учитывая то, что они сейчас стремятся выторговать себе именно Донецкую область, то демонстрировать наибольшее продвижение им надо прежде всего именно там. А Запорожская область пока для них идет на втором плане: "если где-то получается продавливаться - пусть", - рассуждает один из источников РБК-Украина.

Новая тактика россиян

Постоянное продвижение россиян отражает изменение их тактики, которая в разных формах прослеживается уже как минимум полгода на фронте. Это просачивание или инфильтрация - одна из форм тактических маневров. Еще с начала года стало заметно, что пехотные группы, которые наступают на украинские позиции, постепенно уменьшаются. Вместо классических атак по 10-20 человек наступают небольшие группы - иногда по одному-двое-трое человек, которые пытаются незаметно проникнуть вглубь обороны. После серии таких "вылазок" противник может накапливать силы и действовать дальше.

"Они устраивают длинное шествие - идут по несколько километров пешком, передвигаются ночью и пытаются прятаться днем. И так один за другим доходят до наших позиций. Они идут без оружия, с едой, бывает, с автоматом, забегая за наши наблюдательные посты", - описывает один из источников издания.

Тактика просачивания - это такая себе российская "рефлексия" на увеличение применения дронов с нашей стороны и рост рисков для бронетехники. Крупные штурмовые группировки заметны и более уязвимы при активном применении дронов. Чем больше колонна техники - тем ее легче обезвредить и тем она более заметная цель.

"Скажу непопулярное мнение, но отвечать на такие вызовы нам сейчас помогает буквально ручное управление, потому что в условиях отсутствия значительных резервов и постоянных дефицитов иначе сейчас никак. И конечно - Линия дронов и Силы беспилотных систем, которые в том числе дают улучшенную ситуативную осведомленность", - говорит один из военных, с которым общалось РБК-Украина.

Осеннее наступление России: чем отвечают ВСУ на новую тактику оккупантов на фронтеБПЛА помогают обеспечивать оборону и разведку на фронте (фото: РБК-Украина, Виталий Носач)

Линия дронов - это проект, который сейчас находится в подчинении СБС. По большому счету, это массовое и скоординированное использование беспилотников вдоль всей линии фронта: каждая полоса должна прикрываться FPV, "мавиками", сбросами, бомберами и "разведчиками". Они действуют как в так называемой kill-зоне, так и в глубине обороны противника.

"Это дает очень хороший результат. Экипажи СБС заходят на бригаду со своими средствами, и к тому же, они дают очень объективную информацию. Когда командир какого-то корпуса докладывает, что село под нашим контролем, то Мадьяр говорит: по состоянию на 18:00 мы облетали все, в село N зашло 6 россиян, а наши ближайшие позиции в точке X. И он так ежедневно докладывает главкому за всю линию, начиная от Курска и заканчивая Херсоном", - объясняет собеседник издания.

С точки зрения российского руководства человеческий ресурс у них более доступный и не столь ценный, как техника. И пока планы по набору контрактников выполняются у них сполна - ими они и будут "прорезывать" наши полосы обороны.

"Может идти даже один солдат. И так по одному за неделю их набегает человек 60. И когда где-то с посадки сзади или сбоку по нашим начинают стрелять, на местах, разумеется, начинается паника. Иногда они приносят с собой по 2-3 мины, чтобы заминировали какой-то перекресток. Они доходят и ждут подхода подкрепления, или замены - потому что им обещают, что через 2-3 дня их поменяют. А проходит неделя, и им уже - ни назад, ни вперед. Вот некоторых из них уже два месяца как из того Золотого Колодца вытаскивают", - рассказал один из офицеров, вспоминая российское просачивание вблизи Доброполья.

Такая тактика не позволяет достичь оперативных прорывов, и есть большие сомнения, насколько эффективной она может быть в зимний период, ведь российским "ходокам" станет труднее прятаться в лесополосах, прикрываясь зеленью и листьями. Возможно, именно с этим и связаны попытки врага возобновить механизированные штурмы, которые они проводили на Добропольском направлении.

Так или иначе, без механизированного компонента противнику вряд ли удастся достичь оперативного пространства, а тем более - существенного перелома на фронте. Собрать такой же ударный "кулак", как это пыталась делать 155-я бригада морской пехоты РФ под Угледаром, или колонну из нескольких десятков единиц техники, как во время наступления на Авдеевку, - уже не выглядит для них рутинной задачей. Поэтому, как прогнозируют источники издания, противник в ближайшее время, вероятно, будет пытаться бить по нашей фронтовой логистике и давить там, где удается продвинуться. Но это все - о войне на "истощение", пока Москва пытается сложить переговорные в желаемой для нее комбинации.