По сравнению с боями в Курской области происходящее на Кинбурнской и Тендровской косе носит более спокойный характер. Спецоперации с привлечением пары катеров и до 20 десантников обескровливают российские подразделения. Опрошенные Фокусом военные эксперты уверены: самые интересные события на юге Украины еще впереди.
Ночью 9 августа десант ВСУ высадился на Кинбурнской косе: сперва по российским подразделениям открыли огонь, далее две лодки высадили на косу 12 человек. Еще две другие лодки оказывали огневую поддержку с моря.
Кинбурнская коса находится в северо-западной части Кинбурнского полуострова, ее восточная часть расположена в Скадовском районе Херсонской области, а западная — в Николаевском районе Николаевской области. С севера ее омывает Днепровско-Бугский лиман, а с юга — Черное море. Длина Кинбурнской косы — около 40 километров, а ширина — до 10 километров.
Украинский военный паблик "Николаевский Ванек" пишет о продолжительной ночной работе Сил обороны Очакова. ВС РФ с косы отстреливались, но в ответ "сразу полетело все, что есть".
Примечательной была и другая вылазка подразделений Главного разведуправления Минобороны Украины (ГУР). Спецназовцы подразделения "Артан" и Морского центра ГУР 6 августа высадились на Тендровскую косу вблизи северо-западного побережья Черного моря. Административно коса относится к Скадовскому району Херсонской области.
Разведчики рассказали, что в ходе операции удалось уничтожить многоцелевой бронетранспортер МТ-ЛБ, комплекс РЭБ и фортификационные укрепления оккупантов. Во время боя захватчики понесли потери среди личного состава. Спецназовцы ГУР вернулись назад без потерь.
Главное — ресурсы. Что покажут ВСУ на юге Украины
Получив материально-технические ресурсы и боеприпасы, ВСУ стремятся максимально реализовать преимущества на поле боя и трансформировать их в успешные военные операции. Окно возможностей захватчиков, появившееся из-за промедления поставок американской военной помощи, постепенно закрывается, комментирует Фокусу экс-спикер Генштаба ВСУ, военный аналитик Владислав Селезнев.
Украинские вылазки на две южные косы пока не носят массовый характер, в операциях задействовали несколько катеров, а не корабли с тысячью личного состава. Однако на Кинбурнской косе ВСУ могли задействовать и самолеты F-16, добавляет специалист.
Ассиметричные действия ВСУ на поле боя очевидны. Атаковать в лоб российский гарнизон, укрепившийся на востоке Украины, автоматически означает потерю личного состава. Военные рейды вглубь территории России и на юге Украины расшатывают силы агрессора, добавляет аналитик.
"Сейчас мы видим создание плацдарма для закрепления военных подразделений в Курской области. Столь ценный опыт пригодится для выхода в другие приграничные с Россией области, например, в Белгородскую или Брянскую", — продолжает он.
По мнению исполнительного директора Украинского центра безопасности и сотрудничества Дмитрия Жмайло, на юге Украины спецподразделения ВСУ прощупывают ситуацию, показывают недееспособность российской оккупационной группировки и тестируют возможности по деоккупации еще больших территорий.
Все боевые операции ВСУ, как говорят Фокусу военные эксперты, зависят от накопленных резервов. На южном направлении значимым успехом за последнее время Жмайло считает поражение подводной лодки Б-237 "Ростов-на-Дону", носителя ракет "Калибр". Успешные удары Сил обороны Украины по Крыму в ночь на 2 августа привели к затоплению субмарины на месте. Подводная лодка проекта 636.3 "Варшавянка" стоит 300 миллионов долларов, ее ввели в эксплуатацию 26 декабря 2014 года.
Военный приоритет ВСУ на юге сводится к уничтожению систем ПВО оккупационной армии. По Крыму работают дронами и другим западным вооружением, это привело к передислокации средств ПВО ВС РФ на восток полуострова — ближе к Керчи для прикрытия Крымского моста, поясняет он.
Заместитель директора Центра исследования армии, конверсии и разоружения Михаил Самусь прогнозирует интересные события на юге Украины в ближайшем будущем.
Ситуация на юге после рейдов будет развиваться для армии Роccии негативно из-за провальных ошибок Генштаба ВС РФ. Оккупационное командование руководствуется не военной необходимостью, а политическими заданиями Кремля, полагает эксперт.
"Курская операция" поставила российское военное начальство на растяжку: продолжать наступать или пытаться нейтрализовать угрозы в Курской области, полагает эксперт.